Конспект урока по Литературе "Пейзажная лирика поэтов 19 века" 8 класс

Класс: 8

Тема урока: «Пейзажная лирика поэтов 19 века (CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ Ф.И. ТЮТЧЕВА «Первый лист» и А.А. ФЕТА «Первый ландыш») ».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления особенностей пейзажной лирики А.А.Фета и Ф.И.Тютчева

1.Предметные результаты: сформировать умения анализа стихотворного текста, совершенствовать навыки определения темы, идеи стихотворения, нахождения художественно-выразительных средств в стихотворении.

2. Метапредметные: сформировать умения ставить цель и планировать действия для её достижения; строить логичное рассуждение, анализировать и делать выводы, самостоятельно выбирать критерии для сопоставления,

формулировать и аргументировать своё мнение



3. Личностные результаты: способствовать эстетическому воспитанию через восприятие музыки и поэзии; пониманию мировоззренческой идеи единства души человека и природы.

Оборудование:

Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.

Методы:

репродуктивный

частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная

Структура урока:

1) Оргмомент.

2) Актуализация знаний.

3) Целеполагание и мотивация.

4) Первичное усвоение учебного материала.

5) Осознание и осмысление учебного материала.

6) Закрепление учебного материала.

7) Подведение итогов. Рефлексия.

8) Домашнее задание

ХОД УРОКА

Я предлагаю вам послушать музыку и включить своё воображение. Звучит музыка Чайковского «Времена года. Весна»

Какие картины природы вы представляли, слушая музыку? (весна)

Вы прослушали Чайковского «Времена года. Весна»

А как называются картины природы? (пейзаж)

Природа была и остаётся главной темой композиторов, художников и, конечно, поэтов.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема нашего урока «Пейзажная лирика поэтов 19 века».

Перед вами рабочий лист. Запишите тему.

Фета и Тютчева считают мастерами пейзажной лирики.

Эти талантливейшие поэты второй половины XIX века от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, обращаясь к возвышенным чувствам, красоте, которая, по их мнению, разлита в природе.

Фет и Тютчев родом из Орловской губернии, певцы природы средней полосы России, т.е. они могли наблюдать такие же пейзажи, как и мы с вами.

Сегодня на уроке мы будем говорить об особенностях творчества Тютчева и Фета, двух поэтов, традиционно критиками определяемых как поэты-близнецы. Так ли это? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Запишите вопрос.

А что нам нужно, чтобы ответить на данный вопрос?

Познакомиться со стихотворениями

Проанализировать их, сопоставить, сравнить

Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством. Прислушайтесь!

Прослушаем стихотворения и поделимся первым впечатлением.

О чём эти стихотворения?

Что их объединяет? (тема весны)

А с чем у поэтов ассоциируется весна?

Назовите художественные образы стихотворений. (ландыш, листья)

А по каким критериям ещё можно сопоставить стихотворения?

  • Выразительные средства

  • Лексика

  • Синтаксис

  • Композиция

  • Идея

Для сопоставления стихотворений я предлагаю вам выполнить следующую работу…

Перед вами текст с пропусками. Анализируя стихотворения по данным критериям, вы должны будете заполнить пропуски, а, следовательно, сопоставить стихотворения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в стихотворениях «Первый ландыш» А.Фета и «Первый лист» Ф.Тютчева много общего.

Давайте назовём общие черты:

  • Жанр (пейзажная лирика)

  • Тематика (природа, весна)

  • Художественно-изобразительные средства (олицетворение, эпитеты)

  • Лексика (возвышенная)

  • Синтаксис (восклицательные предложения)

Мы поработали с образами и художественно-изобразительными средствами языка, всё это поможет нам понять идею стихотворения.

О чём стихотворение? (о весне)

А что происходит весной? ( весна - это символ молодости и жизни.

всё просыпается, обновляется, перерождается)

Тогда скажите, только ли о природе эти стихотворения? (состояние лирического героя, радость души, связанная с приходом весны)

И Тютчев, и Фет не рассматривают природу отдельно от человека. Для них важна гармония души человека и природы.

Так какова же идея стихотворения?

Идея стихотворения - обновление жизни.

Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. Докажите? И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом переживанием.

Тютчев более глобально подходит к описанию весны: Докажите. обновление жизни завершено, оно неизбежно - в этом оптимистичный финал. Всё идёт своим чередом в этой жизни. Умирание сменяется зарождением нового.

Выделим отличие:


У Фета образ цветка конкретен. Маленький цветок, пробившийся сквозь снег, выступает символом весеннего преображения природы и обновления чувств человека. Ведь «первым ландышем» назван и миг неясного томления молодости, которая тоже «просит солнечных лучей» любви. Всякие границы между человеком и природой устранены: речь в стихотворении идет сразу и о ландыше, и о деве.

Однако у Тютчева, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, идёт зарождение новой жизни, некую волшебность этого действа. И кажется, что всё это может растаять, как дым, но в конце стихотворения утверждается, что это не так "не встретишь мёртвого листа". Обновление жизни завершено, оно неизбежно - в этом оптимистичный финал. Всё идёт своим чередом в этой жизни. Умирание сменяется зарождением нового.

Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Фета и Тютчева называют поэтами-близнецами? (у них, как поэтов, много общего)

Действительно, близнецы внешне похожи, но ведь они имеют разные характеры, разное восприятие мира.

Во всём ли похожи поэты? (разное мироощущение)

Однозначного ответа мы не можем дать на поставленный вопрос.

Рефлексия:

Какое стихотворение ближе вам и почему?

Все мы разные, и восприятие мира, красоты, природы нами разное.


А сейчас я предлагаю проверить вам свою работу на уроке и знания, которые вы получили. Выполните тест и оцените свою деятельность на уроке.

Рефлексия:

Какое стихотворение ближе вам и почему?

Все мы разные, и восприятие мира, красоты, природы нами разное.

Я предлагаю вам выбрать для себя домашнее задание:

  1. Выучить одно из стихотворений наизусть

Или

  1. Найти стихотворение Фета для сопоставления со стихотворением Тютчева «Осенний вечер», которое есть в учебнике, и определить критерии сопоставления.



Приложение №1:

Рабочий лист

Тема урока:


Проблемный вопрос:


А.А. Фет и Ф. И. Тютчев – мастера ( ) лирики. Их известные стихотворения «Первый ландыш» и «Первый лист» о ( ). Произведения овеяны ( ) настроением.

1. Главные образы стихотворения, ландыш и листья, показаны живыми. Такой приём называется ( ). Например, у Тютчева

( ), а у Фета ( ).

В первых двух строфах Фет описывает ландыш, в третьей непосредственно сравнивает его с ( ). Особое настроение создаётся в стихотворении за счёт эпитетов. У Фета это ( ),

у Тютчева ( ).

2. Авторы используют возвышенную лексику. Фет прибегает к таким словам, как ( ),

Тютчев ( ).

Конкретные цветовые образы ( ) –

это тот необходимый фон и те жизненные условия, с которыми связано появление листьев в стихотворении Тютчева. У Фета нет конкретных цветовых образов. Цвет мы видим ассоциативно,

например, ( ).

Песенное начало придаёт стихотворениям лексический повтор. В стихотворении «Первый ландыш» это «первый», «весна-весенний», «дева-девственная», «вздыхает-вздох», а в стихотворении «Первый лист» это слова

( ).

3. Для передачи настроения поэты используют ( )

предложения. Фету важно не изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом переживанием. Поэтому стихотворение Фета насыщено ими. За счёт этого стихотворение приобретает более ( ) ритм и эмоциональность. В стихотворениях есть похожие синтаксические конструкции. Это «о, первых листьев красота» в стихотворении Тютчева и

( ) в стихотворении Фета. Для создания определённого ритма и Тютчев, и Фет используют инверсию, например,

( ).

Вывод по сопоставлению:

Идея стихотворений:

Ответ на вопрос:


Тест:

Домашнее задание:

1) Выучить одно из стихотворений наизусть или

2) Найти стихотворение Фета для сопоставления со стихотворением Тютчева «Осенний вечер», которое есть в учебнике, и определить критерии сопоставления

Приложение №2:

Тест «Пейзажная лирика Федора Тютчева и Афанасия Фета».

1. К какой жанровой группе относятся стихотворения Тютчева и Фета?

а) Пейзажная лирика

б) Любовная лирика

в) Философская лирика

2. Какую роль играет природа в творчестве Тютчева и Фета?

а) Служит фоном

б) Передает душевное состояние лирического героя

в) Живое, разумное существо

3.Какой художественный приём используют поэты, рисуя природу как живое, разумное существо?

а) антитеза

б) олицетворение

в) анафора

4. В стихотворении «Первый лист» Ф. И. Тютчев в строчке «полупрозрачною, как дым»

использует:

а) эпитет

б) олицетворение

в) сравнение

5. Выберите верные утверждения:

а) В стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета природа - живая. Она наделена качествами и способностями человека.

б) Природа может научить человека терпению

в) В стихотворениях «Первый ландыш» и «Первый лист» настроение – печальное, трагическое.

6. Что А.А. Фет и Ф.И. Тютчев считают вечным источником красоты?

а) природу

б) любовь

в) женщину

7. Как называются определения «воздушной зеленью», «мёртвого листа», «душистой чистоте», «робкий вздох», несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку и создающие в стихотворении особый настрой?

а) метафора

б) эпитет

в) литота

8) Изящество слога и отточенность языка подчёркивает возвышенная лексика. Назовите её.

а) «грезилось», «нега», «благоухает», «нисходят»

б) «воздушной», «красота», «пробились»

в) «девственная», «вздыхает», «молодой»

9) Главная мысль стихотворений – это

а) красота природы

б) наступление весны

в) обновление жизни

10) Можно ли полностью утверждать, что Фет и Тютчев поэты-близнецы

а) да

б) нет




Приложение №3

Ф.И. Тютчев

ПЕРВЫЙ ЛИСТ

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...


Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,—

И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной...


О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа.

1851



Афанасий Фет

ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!


Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!


Так дева в первый раз вздыхает

О чем - неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

1854


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ