Конспект урока по Литературе "Плохой-хороший человек в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк" 6 класс

Урок литературы «Плохой-хороший человек в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс



Цель урока: создание условий для коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа текста

Задачи:

  • расширить знания учащихся о личности и взглядах И.С.Тургенева;

  • углубить понятие о русском национальном характере;

  • совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения;

  • умение определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать её;

  • воспитывать в детях чувство собственного достоинства ,нравственный долг.

  • Определить значение слова бирюк,научить детей рассуждать на заданную тему.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: презентация (слайды), словарь В.И.Даля, учебники для 6 класса под ред. Г.С.Меркина.–Москва. «Русское слово», 2010, карточки с качествами характера главного героя.

Оргмомент

Откройте тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока. (Слайд)

Проверка Д/Зhttp://festival.1september.ru/articles/630325/img1.jpg

А пока проверим домашнее задание. Расскажите основные сведения о И.С. Тургеневе. (2 человека)(слад)

(Тургенев писал свои «охотничьи» очерки о русском народе в основном во Франции. «Записки охотника» появились в печать в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу,ставшую крупным событием в русской общественной жизни) Эту книгу обдумывали 10 лет.

Да! Действительно, сам автор назвал ее «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

Беседа

А почему книга была настолько популярна?

(Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины позапрошлого века, запечатлел образ великого народа,его живую душу,его высокие духовные и нравственные качества: чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь,достойную человека)

Слово учителя

Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу «Бирюк». Мы уже затрагивали и другие рассказы из «Записок охотника», говорили о них, но именно «Бирюк» в нашей школьной программе изучается в заключении. И на мой взгляд,неслучайно! Очень глубокий смысл у этого произведения.И сегодня нам предстоит выяснить какой же. Перед вами на доске тема нашего урока. Можно ли сказать,что это проблемный вопрос?(слайд). Доска делится на 2 части положительные и отрицательные качества.

Анализ рассказа.(Слайд)

Ребята,бывший крепостной Тургенева Ардалион Иванович Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица ,упоминаемые в «Записках охотника» , невыдуманные, даже имена их настоящие… был Бирюк,которого в лесу убили свои же крестьяне…» Сам рассказ написан в 1847 году. Он вышел во 2ом номере журнала «Современник».

Кто же из героев вызвал у вас сочувствие, кто – осуждение?

А сейчас обратимся к эпиграфам и подумаем, как же они соотносятся с темой нашего урока,чтобы в конце урока грамотно сделать вывод!(слайд)

Как можно познать себя?

Не путем созерцания,но только путем деятельности.

Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь,что в тебе есть.

В.Гете.

Быть верным долгу в несчастье – великое дело.

Демокрит

Кто же главный герой рассказа «Бирюк»?

Чем он привлекает к себе читателя?

(Это человек,знающий свое место,свой долг,честный, справедливый).Вызываю помощницу,она прикрепляет магнитами карточки с этими качествами к доске.

(Он нравится тем,что в финале произведения отпускает вора,хотя до этого хотел сдать его хозяину,потому что он способен к жалости и состраданию).

Молодцы! Посмотрите на тему нашего урока и скажите мне плохой или хороший человек способен на такой поступок?

Разумеется хороший! Тогда возникает вопрос для кого же он плохой?

(Для тех людей, которые не хотят жить честно)

Хорошо! А теперь проведем небольшую лексическую работу. (Слайд)

Кто же такой бирюк? Определите знечение слова.

Что же из этого следует?

(Прозвище героя характеризует его, как человека нелюдимого, угрюмого)

Как же в действительности зовут героя?

(Фомой называет себя сам герой, «Фома Кузьмич» - так обращается к к леснику мужик,пойманный ночью в лесу.)

А как же герой становится бирюком?

(Бирюком прозвали героя сами крестьяне).

Как мы узнаем об этом из текста?

(Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называли одинокого, угрюмого человека). Помощница на вторую половину доски прикрепляет отрицательные качества характера,перечисленные детьми.

(Слайд) Работа с портретом героя. Дети работают с текстом. (Силен и ловок, как бес, неподкупен, его боятся,как огня)

Работа с иллюстрацией И,Н,Крамской, Репин «Мужичок из робких».

Дети пытаются определить какой портрет более подходит к рассказу.

Где же живет герой?

С портретом героя мы поработали, теперь давайте посмотрим на жилище героя.(Слайд)

Какой литературный термин мы употребим?

Разделяете ли вы мнение автора: «Я посмотрел вокруг, и сердце во мне заныло».

Как же автор относится к герою?( с сотраданием).

Он гордится честностью, силой,умением).

(Слайд) Теперь давай те поработаем с пейзажем. Какая сцена в рассказе является самой острой,кульминационной?(Слайд).

Выразительное чтение грозы. Как ведет себя бирюк во время грозы?

«Фигура бирюка словно выросла из земли». Что это означает?

А теперь посмотрим инсценировку ,чтобы лучше понять характер главного героя.(кульминационная встреча)

Почему же герой не помогает таким же как он беднякам?(Слайд)

(Он исполняет свой служебный долг).

Хорошо! А когда же он исполняет долг человеческий?

(когда отпускает мужика)

Испытывает ли лесник чувство удовлетворения от своей службы?

(Бирюк не просто «справляет должность» лесника,а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным.)

Пока Фома в лесу,он не лакей,не раб. Охранять лес для героя – исполнять высокий,нравственный долг.

А теперь сделаем вывод! Какой же человек может испытывать подобные чувства?

(Только человек высоконравственный,наделенный чувством собственного достоинства,внутренней свободой. (Слайд)

Сформулируйте своими словами,что такое ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА?

Фома богатырь,а не раб, несмотря на то, что живет нищенской жизнью полной страдания. Он осознает горькую участь крестьян,тем не менее ревностно служит своему делу не за страх, а за совесть!!!!(Слайд)

Обратимся еще к одному эпиграфу. Как он раскрывает нашу тему?

Актуальна ли данная проблема в наше время?

(Да! В наше время каждый старается устроится поудобнее,забывая о совести, долге и собственном достоинстве)

Обратимся к 2ум эпиграфам на доске. Раскроем их.

(Слайд)

Посмотрим как же сам Тургенев определил главную идею «Записок охотника»

Эти слова помогут вам в работе с домашним заданием(Сочинение на тему: «Необычный крестьянский мужик»)

Слайд

Наш сегодняшний урок,наполненный противоречиями мне хотелось бы закончить стихотворением Булата Акуджавы под вечную музыку. После прочтения,я думаю,у вас не останется сомнений в том,каким должен быть настоящий человек!!! (Читает ученица под музыку).

В оставшееся время идет обсуждение стихотворения.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ