Конспект урока по Литературе «Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь»
Музейный урок (урок литературы)
«Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь».
Содействовать в усвоении основной идеи стихотворения А.Кольцова «Косарь»;
Создать условия для развития у школьников умений анализировать стихотворный текст;
Воспитание интереса к изучению и сохранению обычаев, традиций русского народа;
Обеспечить развитие у школьников умения объектировать деятельность, т.е. переводить с языка впечатлений на язык общих положений.
Место проведения: школьный музей - зал народно - прикладного творчества.
выставка рисунков (одежда, русская изба)
аудиозаписи (биография А.Кольцова, песня)
Ход урока:
Организационный этап урока.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок литературы. Он проходит в школьном музее. А вот почему местом проведения нашего урока стал музей, вы мне ответите в конце нашего занятия.
Подготовка к работе на основном этапе.
прежде чем перейти к изучению стихотворения А..Кольцова «Косарь», давайте вспомним жизнь и быт крестьян прошлого века, ведь они и являются героями произведения.
крестьяне - простые, работящие люди. Жили в обычных домах (избах), у них не было прислуги (обращение внимания учащихся на выставку рисунков, одежду в музее).
Изучение нового материала.
А вот теперь, когда вы вспомнили о том, кто такие крестьяне, как они жили, как одевались, послушайте небольшое сообщение о жизни поэта А.В. Кольцова, который рассказывал об этом в своих стихах.
(ученики слушают запись кассеты).
теперь я прочту стихотворение, а вы после прослушивания скажите, почему оно называется «Косарь».
(первичное чтение стихотворения)
понравилось стихотворение?
почему оно гак называется?
j
какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
5. Вторичное чтение и анализ текста.
а) чтение 1 части.
посмотрите на ритмику стихотворения и подумайте, на что оно похоже? (песня)
какие средства выразительности напоминают песню? (эпитеты)
назовите их.
что подчёркивает автор этими словами? (отношение героя к родителям) послушайте рассказ о том, каким был семейный уклад в крестьянских семьях.
в русском человеке - крестьянине, было заложено чувство связи со своими предками, почитание их, преклонения перед традициями и стариной, своими родителями. Непослушание наказывалось. На этом строились взаимоотношения с семьёй.
б)чтение 2 части стихотворения.
почему отец не отдает Груню за героя?
а что представляет собой дом и хозяйство косаря?
послушайте об этом рассказ, сопровождающийся просмотром экспозиций музея.
дома строились из древесных пород: сосны, осины, липы, дуба. Вход в дом был через сени. Полы деревянные, но преобладали и земляные. Мебели в доме было мало: табуретки, лавки вдоль стен, кровати, значительную часть избы занимала печь. «Красный угол».
в)чтение 3 части.
почему герой уходит из села? как можно справиться с горем?
что значила для крестьян работа?
а чем они занимались?
крестьянин работал скоро, энергично от рассвета до заката. Отдыхали по воскресеньям и в праздники. Занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством, ремеслом.
г) чтение 4 части.
что описывает автор в этой части?
какими эпитетами он рисует степь?
как эпитеты помогают передать отношение героя к степи?
почему поэт использует глаголы в повелительном наклонении? (радость от работы, состояние героя во время работы)
Подобные эпитеты, помогающие передать восхищение природой и удовлетворение от работы, поэт использует и в другой песне. Послушайте её.
Этап обобщения и подведения итогов.
какое настроение передает поэт в своем стихотворении?
какие слова помогают ему в этом?
а как с темой урока связано наше посещение школьного музея?
ft Домашнее задание.
Дома вы выучите наизусть 4 часть стихотворения и подчеркнете в нем эпитеты.
Рефлексия.
Среди незаконченных предложений, написанных на листочках, выберите то, которое отражает ваше состояние после этого урока. Прочитайте его вслух.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ