Конспект урока по Литературе "Поэзия мира и мир поэзии. Стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая…»" 5 класс

Скачать материал



Урок

Тема. Поэзия мира и мир поэзии. Стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая…». (5 класс)

Цели: 1.Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; сделать еще один шаг к постижению внутреннего мира художника слова.

2. Развивать навыки творческого чтения; совершенствовать выразительное чтение.

3. Прививать любовь к слову.

Оборудование.

В этом имени – слово «осень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: «Сергей Есенин»,-

Всей России встают черты.

Николай Браун.

Текст стихотворения «Отговорила роща золотая…», запись романса «Отговорила роща золотая…».

Словарь: рифма, ритмика, олицетворение, эпитет, метафора.

? Как мир поэзии помогает постичь мир поэзии?

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

Есенин – такая звучная фамилия. Она созвучна словам «есень», «ясень», «осень». Откуда она происходит? В фамилии Есенин звучит языческий корень «овсень», «таусень»; будто она происходит от слова «осень» (по – церковнославянски – «есень»). Говорят, что мотивы тоски, увядания, осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.

Внимание к эпиграфу.

Человек – дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок живой жизни, единственный во всей Вселенной, и вместе с тем необъятная Вселенная своей души. В своей поэзии С.Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени художественно – впечатляюще и самобытно.

Есенин обладал редким даром – ощущением слитности с природой. В своем лирическом наследии Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы.

Повторение теории.

=Обратимся к стихотворению «Отговорила роща золотая…» и посмотрим, как поэзия мира сливается в нем с миром поэзии.

3. Чтение стихотворения учителем.

4. Беседа по тексту стихотворения.

=Какое настроение передает это стихотворение?

( Настроение грусти. Настроение непосредственно названо: «Отговорила роща золотая…»).

= Что вызывает эту грусть?

(Настроение осени, увядания природы, скоро все погрузится в зимний сон)

= Какое состояние передает поэт?

(Состояние тоски: «печально пролетая»).

=Какие образы природы помогают передать это состояние?

( «роща золотая», «журавли не жалеют»)

=Найдите в этой строфе ключевые слова( «роща золотая»)

= С помощью какого выразительного средства природа представлена у Есенина живой?

( С помощью олицетворения; олицетворение здесь – главное средство создания образа осени).

5.Теперь становится совершенно необходимо ближе познакомиться с выразительными средствами поэзии.

=Какие выразительные средства помогают передать неповторимую красоту поздней осени?

=Перечитаем первую строфу стихотворения.

( В этой строфе образ осени невозможен без характеризующих определений)

=Найдем их.

( «роща золотая», «веселым языком».Именно эти определения создают поэтический образ осени и передают настроение лирической грусти).

= Вот почему перед нами эпитет, т. е. слова, определяющие такие характеристики, свойства и качества предмета, которые важны для создания поэтического образа.

= Найдите эпитеты в других строфах стихотворения.

( «с широким месяцем», « среди равнины голой», «юности веселой», «сиреневаяцветь», «голубой пруд», «печально пролетая»).

=Нужно отметить, что активность эпитета усиливается поэзией, особенно такой, когда эпитет стоит после определяемого слова: роща золотая. Важность эпитета может быть подчеркнута повтором.

=Обратите внимание на последнюю строфу. Что вы заметили?

(Повтор ключевых слов эмоционального эпитета «роща золотая»).

=Так что же такое эпитет?

(Эпитет – художественное определение, которое служит созданию образа и позволяет автору передать свои оценки и чувства).

= Как, посредством чего развивается образ поздней осени? Что необычное отмечаем мы в первой строфе?

( Что «роща отговорила», а «журавли не жалеют ни о чем» . Таким образом, образ поздней осени развивается по линии олицетворения).

= Что помогает нам понять этот художественный прием?

(В стихотворении осень представлена как живое существо, как человек.И мы чувствуем слитность поэта с природой).

6. В поэзии смысл создается не только словами, а всеми средствами стиха. Немалую роль в передаче чувств играет цвет. Мы определили, что настроение стиха грустное.

=Что «поддерживает» эту грустную ноту?

(Золотой цвет – цвет торжественного увядания).

=Перечитаем еще раз первые три строфы.

=Какие картины мы можем нарисовать в своем воображении?

(Голубой пруд с широким месяцем и грезящим над ним коноплянником; голубую равнину и уносящих ветром в даль журавлей.И все это вызывает чувство пронзительной тоски).

=Какой цвет еще присутствует в стихотворении? Что он несет с собой?

(Красный цвет рябины.Это тревожный цвет, костер которого не может никого согреть).

= Какой вывод можно сделать из сказанного?

(Не только художественно-изобразительные средства создают эмоциональное настроение, но и цветовая гамма помогает восприятию стихотворения).

7. Давайте посмотрим, что еще усиливает эмоциональное восприятие. Обратимся еще раз к первой строфе и определим стихотворный размер.

( Это 5 – стопный ямб с пиррихием).

= Как звучит ямб в этой строфе?

(Он звучит плавно, три равномерно падающих ударения в каждой строке создают спокойную, грустную мелодию)

= Что еще помогает ощутить напевность стихотворения?

(Перекрестная рифма)

=Что еще можно сказать о рифме?

(Это богатая рифма – мы наблюдаем наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, сочетание мужской и женской рифмы)

=Что создает такое чередование?

(Особую напевность, мелодичность, недаром эти слова стали песней.

Прослушивание записи романса « Отговорила роща золотая…»

8. Обобщение по уроку.

Так слова, художественно-изобразительные средства, цвет, размер стиха, звуковая организация речи создают неповторимый образ осени. Но смысл стихотворения гораздо глубже. Мы видим, что во второй строфе меняется эмоциональный тон его. Мы «работали» только с первой строфой. Дома перечитайте стихотворение и письменно ответьте на вопрос: «Как вы понимаете смысл этого стихотворения?»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ