Конспект урока по Литературе "Новелла Проспера Мериме «Венера Ильская»"

Тема: Новелла Проспера Мериме «Венера Ильская».

В основе проекта урока общеобразовательная программа

«Школа 2100». Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.


Тип урока: анализ художественного текста

Вид урока: практикум.

Методы: диалоговые (проблемно-развивающие обучение),

метод группового взаимодействия, метод творческого самовыражения, беседа.

Цель урока: 1) анализ новеллы «Венера Ильская»;

2) выявить основные проблемы, поднятые автором;

3) обеспечить усвоение особенностей нового для учащихся

жанра новеллы.

Оборудование урока:

1. Картины с изображением Венеры Ильской или других античных

статуй.

2.Материал по античной литературе.

3.Текст произведения.

Межпредметные связи:

1. Античная литература.

2. История.

3. Искусство (живопись, скульптура)

Структура урока:

1. Орг. момент. Сообщение темы и цели.

2. Определение жанра произведения и его особенностей.

3.Слово учителя о богине Афродите (Венере).

4. Беседа с началом анализа произведения.

5. Работа в группах.

6. Обсуждение результатов работы групп.

7. Анализ текста.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.


1. Орг. момент предполагает приветствие, создание доброжелательной атмосферы. Сообщение темы и цели формирует мотивацию и пробуждает интерес к новелле и античной литературе.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с автором новеллы – Проспером Мериме. Говорили о том, что он был любителем и ценителем русской литературы. П. Мериме высоко ценил творчество Пушкина, Гоголя, Тургенева. А. Гоголь в свою очередь о нем писал: «Острый и оригинальный писатель».

В историю литературы П. Мериме вошел как мастер новелл.






Деятельность учителя (вопрос)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

А что же такое «новелла»?








Каковы ее особенности?






Почему же «Венера Ильская»- новелла?


Новелла (буквально с итальянского - новость)- жанр повествовательной литературы, небольшой рассказ, который отличается оригинальностью (новостью), четкой композицией, неожиданной концовкой.



1. Напряженность сюжета.

2. Строгая композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Каждая деталь, мелочь связана с основной линией содержания.

4. Драматическая концовка.

В новелле «Венера Ильская» четко просматривается:

1. Завязка – герой попадает в г. Иль и узнает о найденной статуе.

2. Развитие действия связано со статуей и Альфонсом.

3. Кульминация – наказание Альфонса Венерой Ильской за его бездумное отношение к жизни, любви и другим ценностям.

4. В завязке главный герой проводит небольшое расследование в связи с гибелью Альфонса в объятиях Венеры.

5. Драматическая концовка – еще одно доказательство, что это новелла. Каждая деталь произведения, так или иначе связана со статуей. Прослеживается и необычность, оригинальность, новизна сюжета с включением мистики.


3. А сейчас обратимся к заглавию новеллы.

- А кто такая Венера?

Венера – это древнегреческая язычная богиня любви, весны и плодородия, произрастания. У древних греков эта богиня называлась – Афродитой. Афродита, по приданию, родилась из морской пены, и легкий ветер перенес ее на остров Крит.

У Венеры был сын Амур.

- Знаете ли вы, кто такой Амур? А выражение «стрелы Амура»? (стрелы любви)

Особо начали поклоняться Венере во времена Цезаря, так как он считал, что его род произошел от Энея, еще одного сына Венеры.

Если быть точнее, то у римлян Венера имела значение богини супружеской любви, а не любви вообще. Это во многом объясняет поведение статуи.

- Почему Венера названа Ильской? (Она была найдена в городе Иле).

Изображение Венеры (Афродиты) из мрамора и на полотне представляет собой одни из замечательных произведений древнего искусства. Среди них: богиня, выходящая из волн, работы художника Апеллеса (IV в. до н.э.), работы скульптора Праксителя (IV в. до н.э.), стоящая в храме Афродиты в Кинде. Многие считали эту статую в храме самой прекрасной. Но в последствии предпочтение было отдано Венере Милоской, найденной в 1820 г. на острове Милосе. Статуя эта до сих пор хранится в Лувре. (На доске изображение богини Афродиты (Венеры).

4. Беседа с началом анализа произведения.

И так, сейчас вы знаете, кто такая Венера Ильская.

- А кто нам рассказывает всю эту историю? (Рассказчик. У него нет не имени, ни фамилии, он – знаток древности, античных памятников, он археолог и историк).

-Кто такой археолог? (Человек, который по раскопкам узнает о том, что было раньше, о жизни и быте людей и т.д.)

- С какой целью он едет в город Иль? Найдите в тексте. («Посмотреть остатки старины на 10 миль в окружности. Я рассчитывал на помощь господина де Пейрорада при осмотре окрестностей Иля, богатых античными и средневековыми памятниками»).

- Кто первый рассказывает о том, что в городе найдена статуя? (Случайный встречный)

- Кто именно ее нашел? (господин де Пейрорад)

- Почему этот случайный встречный говорит, что нашли не мадонну, а именно идол ?

Обратимся к словарю:

С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

Идол – статуя, предмет, которому поклоняются.

Мадонна (у католиков) – богородица (у христиан)- это мать Христа.

- Что рассказывает об идоле случайно встреченный человек? Найти в тексте.

«… это идол, видно по выражению ее лица. Уж одно то, как она глядит в упор своими большущими глазами, … словно сверлит. Невольно опускаешь глаза, когда смотришь… А все-таки лицо этого идола мне не нравится. У него не доброе выражение, да и сама она злая.»

- А глаза мадонны, богородицы – матери Христа могут выражать злость или что-то отталкивающее? (нет) Поэтому это идол.

5. Работа в группах. Эта одна из главных частей урока. В ее основе лежит метод сотрудничества и сотворчества. Вопросы для обсуждения, задания составлены с учетом возрастных особенностей. Работа в группах требует от учащихся умение сотрудничать друг с другом, прислушиваться друг к другу. Групповая работа на уроке способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

1 группа. 1. Найти описание статуи со слов рассказчика, где он о ней говорит, как о совершенстве.

2 группа 2. Найти описание со слов рассказчика, где он говорит о том,

что же на самом деле можно было прочесть на ее

прекрасном лице.

3 группа 3. Как к статуе относится жена господина де Пейрорада.

Обсуждение результатов работы 1 группы (работа с учебником, с текстом произведения с. 64-65)

- При всей внешней красоте Венеры, ее внешность внушает страх и ужас. Докажите текстом, что рассказчик увидел на ее прекрасном лице нечто иное, чем красота.

Обсуждение результатов работы 2 группы.

Обсуждение результатов работы 3 группы.

- Ребята, а вы почувствовали, когда читали новеллу, что концовка будет трагической? (да)

- Проследим по тексту, почему каталонцы боятся статуи? Какие действия она совершила? Как она воздействует на людей.

6. Задание для 1 группы: Составить список деяний, которые мы наблюдали в произведении.

2 группы: Как относится к статуе господин де Пейрорад, несмотря на все ее поступки?

3 группы: Кто такой Альфонс, и как он относится к статуе?

Обсуждение результатов:

1 группа: 1. Сломала ногу Жану Колю

2. Никто не может смотреть ей в глаза, она сверлит глазами.

3. Когда бросили в нее камнем, она ответила.

4. Попытка нарисовать ее, ни к чему не приводит.

2 группа: 1. Он оглядывал статую каждый день и видит следы нового проявления вандализма (он жалеет ее).

2. Свадьба назначена на пятницу. Пятница – это день Венеры. И он готов принести ей жертвоприношение (с.67).

Все видят, что от статуи одни неприятности, а он видит в ней совершенство.

3 группа: Учитель: Сейчас перейдем к анализу самой главной части произведения: Альфонс и статуя.

-Какая была надпись на цоколе статуи?

Как ее перевел рассказчик?


Учащиеся: Берегись любящей, т.е. «Берегись, если она тебя полюбит».

Эта угроза на цоколе обернулась трагедией для Альфонса.

Учитель: Кто же такой Альфонс? Что вы о нем можете рассказать.

Учащиеся: Это был молодой человек двадцатилетний, с лицом красивым и правильным (с.61 зачитать).

- Молодого человека больше беспокоило приданое невесты, чем ее прекрасные глаза. Он говорит: «Самое главное, что она богата».

Учитель: Что автор говорит об отношении Альфонса к статуе?

Учащиеся: В отличие от всех героев, Альфонс ни разу не упоминает даже о статуе, как будто он и не знает о ней или относится несерьезно ко всему, что о ней говорят. Но именно он пострадает от нее больше всех.

7. Этап формирования главных выводов по уроку.

Здесь мы с ребятами отвечаем на главный вопрос: «Почему и за что так жестоко был наказан Альфонс?»

Вместе с автором и учителем ребята должны сделать вывод: несерьезное, бездушное отношение к жизни, к людям, к прекрасному может привести к трагедии. Можно сказать, что эта новелла - предупреждение


Деятельность учителя (вопрос)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

В начале урока мы говорили о том, что Венера – богиня супружеской любви, а не любви вообще.

- Почему она так поступает с Альфонсом? За что она его наказывает?




- Какой способ избирает Венера для мщения?


-Можно ли сказать, что Альфонс легкомысленно относится к жизни, к любви?

Альфонс надел на палец Венеры кольцо, которое было предназначено для будущей жены. Может быть, она мстит за себя, потому что он одел кольцо ей, значит, она его жена и венчаться с другой он не имеет права. А может она мстит за ту невинную девушку, на которой он решил жениться по расчету, и то кольцо, которое предназначалось ей, он надел на палец Венеры.


Альфонс погибает в объятиях богини любви.


Да. Легкомыслие Альфонса сказывается в том, что буквально перед венчанием он бросается играть в футбол, почти забыв о свадьбе. Тут же он с легкостью и даже некоторой злостью скидывает кольцо, которое давит ему палец и мешает играть в футбол. А когда вспоминает о кольце, то жалеет, прежде всего, о его материальной ценности, которая для него дороже древнего происхождения и красоты кольца.

- Так какова же идея рассказа? Что хотел сказать автор рассказа? О чем хотел предупредить?

Вывод по уроку шестиклассники делают вместе с учителем. Самостоятельно сделать вывод по такому серьезному, взрослому вопросу им пока трудно.

Вывод: Нельзя шутить с любовью, нельзя легкомысленно относиться к жизни. А подобное отношение к людям ни к чему хорошему привести не может.

К прекрасному нельзя относится бездушно, нужно уметь видеть прекрасное, а самое главное - ценить.

- А есть ли мистический элемент в новелле?

(Да. Статуя оживает, смотрит, кидает камни и т.д.)

Но этот мистический элемент помогает раскрыть идею, содержание новеллы.

8. Рефлексия.

- Что было интересного на уроке?

- Что было трудно? Какие задания, вопросы показались трудными?

- Какие вопросы, задания показались легкими?

9. Домашнее задание.

1 группе: Найти репродукции, картины с изображением любой другой древней статуи. Подготовить рассказ о том, что вы о ней узнали (где найдена, кто автор, кто изображен и т.д.). Попробуйте описать эту статую.

Выполнение этого задания требует самостоятельности, формирует ценностное отношение к искусству, к прекрасному.

2 группе: Попробуйте нарисовать статую Венеры Ильской или любую иллюстрацию к тексту.


Литература:

1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

2. Кун Н.-Л. «Легенды и мифы древней Греции» Издание пятое.- М.: Просвещение.

3. Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. Истории французской литературы М.- Просвещение, 1965 г.















6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ