Внеклассное мероприятие по Литературе «По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
ГОРСТ Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы МОУ Соколовской СОШ Зонального района Алтайского края
ВиЭксМ-2011 на пятёрочку. Интеллектуальная игра по литературе «По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в номинации "Пятью пять..."
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
«По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» интеллектуальная литературная игра по аналогии с телевизионным проектом «Своя игра».
Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те,
кому доступна мысль и художественное выполнение создания,
кому важно содержание, а не сюжет... Сверх того, как всякое
глубокое создание, «Мёртвые души» не раскрываются вполне с
первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй
раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.
В.Г.Белинский
От автора
Предлагаемая интеллектуальная игра разработана по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Материал, помещённый на презентации и в конспекте внеклассного мероприятия, предполагает:
повторение и обобщение изученного материала по данной теме в увлекательной форме;
соотнесение теоретических знаний с анализом художественного текста;
выполнение заданий за определённый отрезок времени, что предполагает максимальную концентрацию внимания.
В результате учащиеся не только повторяют материал пройденной темы, но и реализуют свой интеллектуальный потенциал, который предполагает знание конкретного фактического материала, умения анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
Внеклассное мероприятие состоит из 3 частей.
I часть – конкурсный отбор претендентов для участия в игре.
II часть – проведение игры, состоящей из 5 раундов.
III часть – награждение победителей, экспресс-репортажи.
Всё внеклассное мероприятие не обязательно проводить в один день. Можно сделать следующим образом: за день до игры провести конкурсный отбор претендентов для участия в «Своей игре» (возможно, в несколько этапов). Затем, на следующий день, провести игру, выявить победителя. А третий день посвятить чествованию победителей, пресс-конференции с участием «журналистов» и «фоторепортёров». Тогда мероприятие не будет слишком затянуто, порадует и школьников, и учителей, а у «журналистов» и «фоторепортёров» появится время для доработки своих экспресс-репортажей.
По страницам поэмы Н.В.Гоголя
«МЁРТВЫЕ ДУШИ»…
Тип внеклассного мероприятия: обобщающий.
Форма проведения мероприятия: игра (по аналогии с телевизионным проектом «Своя игра»).
Цель внеклассного мероприятия: посредством увлекательного путешествия по изученному материалу выявить, насколько прочно усвоены знания; готовить детей к олимпиадам.
Задачи внеклассного мероприятия:
дидактическая:
расширить и укрепить знания учащихся по конкретному литературному произведению;
обогатить лексический запас учащихся;
развивающая:
развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать);
развивать мотивацию к обучению;
воспитательная:
воспитывать интерес школьников к литературе;
воспитывать чувство гордости за сопричастность к великому наследию русской классики;
коммуникативная:
развивать умения слушать друг друга, ведущего, отвечать ясно, чётко и грамотно, делать умозаключения;
развивать умение работать в группе.
ХОД ИГРЫ
I.Конкурсный отбор претендентов для участия в игре
1. Примерные вопросы для выявления претендентов:
- Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме1:
1.Плюшкин.
2.Манилов.
3.Собакевич.
4.Коробочка.
5.Ноздрёв.
- Соотнесите картины природы и героев поэмы2:
1. «День был не то ясный, не то мрачный... а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат».
2. «Дождь зарядил надолго», «кнута не видишь, такая тьма!», «темнота была такая, хоть глаз выколи».
3. «Поле... Во многих местах состояло из кочек».
4. «За домом тянется заросший и заглохший сад».
а) Коробочка.
б) Манилов.
в) Плюшкин.
г) Ноздрёв.
-Назовите художественную деталь, определяющую суть каждого характера.3
/Вопросы можно ещё подобрать, если нужно будет проводить отбор претендентов в несколько этапов/
2. Распределение ролей между участниками игры:
Очень важно сразу после выявления трёх основных игроков распределить остальные роли. Несколько человек (2-3) выступают в роли «журналистов». Их обязанность - осветить в своих экспресс-репортажах разные стороны проходящей игры. Например, рассказать о болельщиках, обо всех игроках или о каком-то конкретном игроке, об атмосфере проходившей игры и т.д.
2-3 человека – в роли «фоторепортёров». Можно снимать на видеокамеру, фотоаппарат. Они готовят фото- и/ или видеорепортаж об игре.
Ведущим может быть учитель или подготовленный ученик.
Один человек должен работать на компьютере с презентацией.
Один человек работает с cигналом-лампочкой. Он включает её с последним слогом читаемого вопроса, чтобы участники имели равные возможности для первоочередного ответа.
Два-три человека составляют своеобразную счётную комиссию. Они прибавляют баллы, если игрок ответил правильно, или, наоборот, снимают их, если игрок ошибся.
В результате каждый ученик вносит свою лепту в игру сообразно своим индивидуальным способностям.
II. Проведение игры «По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в форме телевизионного проекта «Своя игра»
1.Вступительное слово учителя
«Он ненавидел пошлость и откровенно наносил ей удары, к каким только была способна его рука, с единственной целью: потрясти её, если можно, в основании. Этот род одушевления сказывался тогда на всей его особе, составлял и существенную часть нравственной красоты её... Мысль о России была... живейшей частью его существования» - так сказал о Н.В.Гоголе П.В.Анненков.
«Мёртвые души» - одно из самых великих произведений классической русской литературы не только потому, что его написал Н.В.Гоголь, но и потому, что проблемы, которые рассматриваются в поэме, «вечные», они актуальны были «вчера», актуальны «сегодня» и актуальны будут до тех пор, пока жив будет человек со своими добродетелями и пороками.
Сегодняшняя игра поможет вам раскрыть свой интеллектуальный потенциал и даст возможность ещё раз окунуться в атмосферу уникального произведения Н.В.Гоголя.
2.Проведение игры
Первый раунд «Кто во что горазд»
(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)
Манилов
10 — Какая надпись украшала беседку с плоским куполом, деревянными голубыми колоннами в усадьбе Манилова. (Ответ: «Храм уединённого размышления».)
20 — Каким мечтаниям иногда предавался Манилов, «глядя с крыльца на двор и на пруд»? (Ответ: “...от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост...»)
30 — Чичиков и Манилов долго стояли перед «дверьми гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперёд. Кто же всё-таки прошёл «вперёд»?
(Ответ: «... оба приятеля прошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга».)
40 — Как звали детей Манилова? (Ответ: Фемистоклюс и Алкид.)
50 — На какой странице в книге уже два года лежит закладка? (Ответ: На четырнадцатой.)
Собакевич
10 — Какое животное как средство характеристики используется в образе Собакевича? (Ответ: медведь.)
20 — Чем были вымыты руки жены Собакевича? (Ответ: огуречным рассолом.)
30 — Какими «эпитетами» награждает Собакевич чиновников во время беседы с Чичиковым?(Ответ: Дурак, разбойник, мошенник.)
40 — Как звали жену Собакевича? (Ответ: Феодулия Ивановна.)
50 — По сколько рублей оброка приносил Собакевичу Еремей Сорокоплёхин? (Ответ: « ...по пятисот рублей...».)
Коробочка
10 — «Слова хозяйки были прерваны странным шипением», «шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями». Чего так испугался гость? (Ответ: настенных часов, «которым пришла охота бить».)
20 — Портрет какого великого полководца висел на стене в доме помещицы Коробочки? (Ответ: Кутузова.)
30 — Назовите имя, отчество Коробочки? (Ответ: Настасья Петровна.)
40 — Сколько душ у Коробочки? (Ответ: “...без малого восемьдесят”.)
50 — Как отблагодарил Чичиков крепостную Коробочки, которая помогла им найти дорогу? (Ответ: дал ей медный грош.)
Ноздрёв
10 — Откуда ехал Ноздрёв, когда Чичиков встретил его в трактире? (Ответ: с ярмарки.)
20 — «...стреляй, обругай, порхай, черкай, допекай, припекай...» Что это? (Ответ: клички собак Ноздрёва.)
30 — Каким оскорбительным словом называл Ноздрёв и зятя своего, и Чичикова (Ответ: фетюк.)
40 — Чем закончилась партия в шашки между Чичиковым и Ноздрёвым? (Ответ: дракой.)
50 — За что Ноздрёв находится под судом, по словам капитана-исправника? (Ответ: в пьяном виде избил розгами помещика Максимова.)
Плюшкин
10 — За кого принял сначала Плюшкина Чичиков? (Ответ: за ключницу, за женщину.)
20 — Сколько всего детей было у Плюшкина? (Ответ: трое, две дочери и сын.)
30 — Сколько крепостных душ у Плюшкина? (Ответ: Более тысячи душ, из которых более двухсот «мёртвые души» и беглые.)
40 — На какой части листа чистой бумаги Плюшкин записал Чичикову умерших крестьян? (Ответ: на четвёртой части листа – «четвёртке».)
50 — Что решил оставить Плюшкин Чичикову после своей смерти? (Ответ: серебряные часы.)
Второй раунд «Обо всём понемногу»
Интерьер
10 – Назовите хозяина интерьера: «на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». (Ответ: Плюшкин.)
20 – Назовите хозяина интерьера: «... в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах», «стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». (Ответ: Собакевич.)
30 — Назовите хозяина интерьера: «посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены», «пол был весь забрызган белилами», в кабинете «висели только сабли и два ружья». (Ответ: Ноздрёв.)
40 — Назовите хозяина интерьера: «...комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев? (Ответ: Коробочка.)
50 — Назовите хозяина интерьера: «комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою...». (Ответ: Манилов.)
Усадьба
10 — Назовите хозяина усадьбы: конюшня, пруд, в котором, по словам хозяина, «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку»; псарня, водяная мельница, кузница... (Ответ: Ноздрёв.)
20 —Назовите хозяина усадьбы: «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций... <...> ... видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью...» (Ответ: Манилов.)
30 — Назовите хозяина усадьбы: «Бричка, въехавши во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон; видна была ещё лужа перед домом... Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку?»
(Ответ:Коробочка.)
40 — Назовите хозяина усадьбы: «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный...», «стены ощеливали местами нагую штукатурную решётку», окна были «заставлены ставнями или даже забиты досками». (Ответ: Плюшкин.)
50 — Назовите хозяина усадьбы: «...посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и ... дикими стенами...» (Ответ: Собакевич.)
Внешний вид
20 — Узнай героя: «... черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». (Ответ: Манилов.)
40 — Узнай героя: «...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы слишком стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. (Ответ: Чичиков.)
60 — Узнай героя: «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак...
«Ой, баба!» - подумал он про себя».(Ответ: Плюшкин.)
80 — Узнай героя: «Пожилых лет», « в каком-то сальном чепце». (Ответ: Коробочка.)
100 — Узнай героя: « Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щёками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». (Ответ: Ноздрёв.)
Торг
10 — Кто так торгуется с Чичиковым из-за мёртвых душ: «... лучше я маленько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам? (Ответ: Коробочка.)
20 — Кто так торгуется с Чичиковым из-за мёртвых душ: «... чтобы доказать тебе, что я вовсе не какой-нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу». (Ответ: Ноздрёв.)
30 — Кто так торгуется с Чичиковым из-за мёртвых душ: «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя» (Манилов.)
40 — Кто из помещиков потребовал задаток за «сторгованные» мёртвые души? (Собакевич)
50 — «Ах, батюшка! Ах, благодетель мой! Вот утешили старика!» Узнайте помещика, который продал Чичикову не только умерших, но и беглых крестьян. (Ответ: Плюшкин.)
Реминисценции: к какому ранее прочитанному, услышанному или увиденному произведению искусства отсылают нас следующие фразы.
10 — «Вдруг перед ним... сказочная Шехерезада». (Ответ: знаменитая сказочная героиня из «Тысячи и одной ночи» - выдающегося памятника средневековой арабской литературы.)
20 — «Письмо начиналось очень решительно, именно так: «Нет, я должна к тебе писать» (Ответ: письмо Татьяны к Онегину из романа в стихах «Евгений Онегин».)
30 — «Дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет! Он да ещё вице-губернатор – это Гога и Магога!» (Ответ: Библия. Легендарный свирепый царь Гог и его народ Магог, о которых упоминается в Библии.)
40 — «... прислуживался нашим приятелям, как некогда Виргилий прислуживался Данту...» (Ответ: «Божественная комедия» Данте Алигьери, в которой римский поэт Вергилий ведёт её автора по страшным кругам ада.)
50 – «Чичиков ... стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами, сидя в креслах...» (Ответ: Герои романа И.В.Гёте «Страдания юного Вертера».)
Третий раунд «Кто есть кто?»
Кто из героев соответствует следующей характеристике?
20 — «...чёртов кулак» (Ответ: Собакевич.)
40 — «... ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (Ответ: Манилов.)
60 — «Дубиноголовая...» (Ответ: Коробочка.)
80 — «...исторический человек...». (Ответ: Ноздрёв.)
100 — «Прореха на человечестве...».(Ответ: Плюшкин.)
Что?
20 — Феодулия Ивановна «вошла ... степенно, держа голову прямо, как (что?)». (Ответ: пальма.)
40 — Что становилось предметом мены у Ноздрёва? (Ответ: ружьё, собака, лошадь....)
60 — У Манилова «щегольской (что?) из тёмной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе . (Ответ: подсвечник.)
80 — Что хранит Коробочка в пестрядевых мешочках, размещённых по ящикам комодов?(Ответ: деньги - целковики, полтиннички, четвертачки.)
100 — Плюшкин Прошке: « (Что?) отнеси Мавре, слышишь: пусть его положит на то же место, или нет, подай его сюда, я ужо снесу его сам».(Ответ: сухарь.)
Кого из героев поэмы характеризуют следующие черты:
20 — Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм. (Ответ: Ноздрёв.)
40 — Мечтательность, прожектёрство, бесхарактерность, сентиментальность. (Ответ: Манилов.)
60 — Ненасытная жадность, скупость, крохоборство. (Ответ: Плюшкин.)
80 — Дубиноголовость, скопидомство, мелочная хлопотливость, невежественность. (Ответ: Коробочка.)
100 — Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость. (Ответ: Собакевич.)
Кому из героев поэмы принадлежат следующие слова?
20 — «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души». (Ответ: Манилов.)
40 — «Острил зубы на мордаша», «чёрта лысого получишь», «субтильный суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал» (Ответ: Ноздрёв.)
60 — «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». (Ответ: Собакевич.)
80 — «Наслышан об экономии и редком управлении имениями...», «почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение...», « вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку». (Ответ: Чичиков.)
100 — «Да не нужно ли чем потереть спину?», «Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал тебе на ночь пятки?» (Ответ: Коробочке.)
Чьё?
20 — Шарманка. (Ответ: Ноздрёв.)
40 — Дрозд в клетке (Ответ: Собакевич.)
60 — Горки выбитой из трубки золы. (Ответ: Манилов.)
80 — Рюмка с какою-то жидкостью и двумя мухами (Ответ: Плюшкин.)
100 — Перина (Ответ: Коробочка.)
Четвёртый раунд «Устаревшая лексика»
Одежда
20 — Накрахмаленный нагрудник, преимущественно из белой ткани, приложенной или пришитой к мужской сорочке. (Ответ: манишка.)
40 — Верхняя женская одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате или меху. (Ответ: салоп.)
60 — Шитая золотом или серебром тесьма, предназначенная для украшения одежды. (Ответ: позумент.)
80 — Русская старинная мужская долгополая верхняя одежда. (Ответ: кафтан.)
100 — Женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком лентами. (Ответ: чепец.)
Еда
20 — Лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом. (Ответ: ватрушка.)
40 — Жареное или варёное мясо с приправой. (Ответ: фрикасе.)
60 — Яичница-глазунья, испечённая вместе с хлебом и ветчиной. (Ответ: скородумка.)
80 — Пышки, оладьи. (Ответ: пряглы.)
100 — Почки этого южного полукустарникового стелющегося по земле растения употребляют в маринованном виде как приправу к кушанью. (Ответ: каперсы.)
Транспорт
20 — Большая длинная гружёная (обычно крытая) телега. (Ответ: фура.)
40 — Лёгкая полукрытая повозка с откидным кожаным верхом. (Ответ: бричка.)
60 — Повозка, издающая свист при вращении заржавелых колёс. (Ответ: колёсосвистка.)
80 — Большой закрытый четырёхколёсный конный экипаж на рессорах. (Ответ: рыдван.)
100 — Четырёхколёсная повозка для перевозки грузов конной тягой. (Ответ: телега.)
Деньги
20 — Старинная медная монета в две копейки; после денежной реформы 1838 года – полкопейки. (Ответ: грош.)
40 — Сумма или монета в двадцать копеек. (Ответ: двугривенник, двугривенный.)
60 — Старинная монета в пятьдесят копеек. (Ответ: полтина, полтинник.)
80 — Четверть рубля, двадцать пять копеек. (Ответ: четвертак.)
100 — Серебряная монета в один рубль. (Ответ: целковый.)
Напитки
20 — Какой напиток предложил Плюшкин Чичикову? (Ответ: «...славный ликёрчик...»)
40 — Сорт сладкого крепкого вина (по названию острова, где произрастает виноград, из которого выделывается это вино), который предложил Чичикову Ноздрёв? (Ответ: мадера.)
60 — «...купцы, зная вкус помещиков, любивших добрую мадеру, ... иной раз вливали туда и» смесь азотной и соляной кислот; сильнейший окислитель, способный растворять золото и платину «в надежде, что всё вынесут русские желудки. Что именно вливали купцы? (Ответ: царскую водку.)
80 — «Накушавшись (чего?), он <Чичиков> уселся перед столом, велел подать себе свечу, вынул из кармана афишу... и стал читать». (Ответ:чаю.)
100 — Марка шампанского (по названию французской фирмы)? (Ответ:клико.)
Пятый раунд «Победителю слава!»
тем:
1.Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (В 1829 году выходит в свет первое произведение Н.В.Гоголя «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом. Назовите псевдоним. Ответ: В.Алов.)
2. История создания поэмы (Кто подарил Гоголю сюжет «Мёртвых душ». Ответ: А.С.Пушкин.)
3. Жизненный путь Павла Ивановича Чичикова («больше всего угождай учителям и начальникам», «водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными», «а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете». Чьи слова? Ответ: отца Чичикова.)
4. «Мёртвые души» в поэме (Кому из помещиков принадлежали следующие «мёртвые души»: каретник Михеев, плотник Пробка Степан, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников? Ответ: Собакевичу.)
5. «Повесть о капитане Копейкине» (Сколько раз капитан Копейкин, оставшись без всяких средств к существованию, удостоился аудиенции у министра, чтобы просить помощи, так как он «жизнью жертвовал, проливал кровь». Ответ: три раза.)
III. Награждение победителей, экспресс-репортажи.
1 вариант. Поздравить победителя игры, вручить сладкий подарок и оценку «5» по литературе.
2 вариант. Устроить пресс-конференцию, на которой:
а) состоится поздравление победителей, вручение памятных сувениров, сладких призов, оценки по литературе «5»;
б) «журналисты» поделятся своими впечатлениями об увиденной игре, отметят лучших игроков, лучшие моменты игры, интересные вопросы и т.д.;
в) «фотокорреспонденты» продемонстрируют фотографии (а может быть, и видеоматериалы), на которых им удалось запечатлеть интересные моменты игры, игроков во время игры.
1 Литература:Тесты. 9-11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа,1997, с.30
2 Литература:Тесты. 9-11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа,1997, с.33
3 Литература. 9 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова)/Сост.Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003, с.137
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ