Конспект урока на тему "Формирование типа правильной читательской деятельности на уроках литературного чтения"

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 660





Формирование типа правильной читательской

деятельности на уроках литературного чтения











подготовила

учитель начальных классов

Шмулевич Полина Фимовна













г. Москва

2012

«Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский



Главная цель современной школы - формирование личности ученика.

Достижение этой цели обеспечивает один из важнейших предметов школьной программы -литературное чтение, а средством достижения становится книга.

Новому общественно-экономическому строю нужен человек, способный не просто усваивать большое количество информации, но и выделять из этого потока крупицы по - настоящему ценных знаний и применять их на практике.

Цель образовательной системы «Школа 2100»-вырастить функционально грамотную личность. Весь процесс обучения в рамках образовательной системы «Школа-2100» построен на основе единой проблемно-диалогической технологии изучения нового материала. Технология формирования типа правильной читательской деятельности, развивающая идеи Н.Н.Светловской, Г.Г.Граник, обеспечивает присвоение учащимися начальной школы системы приёмов, позволяющих самостоятельно осваивать незнакомый текст, интерпретировать его.

Данная методика представляет собой «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг

(до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Основными видами чтения являются:

  • Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделении главного содержания текста;

  • Поисковое/ просмотровое чтение, предпологающее нахождение конкретной информации, конкретного факта;

  • Изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

Такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме, сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией, переносить информацию текста в виде кратких записей, ставить перед собой цель чтения.

  • Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение заключается в овладении следующими умениями: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт, понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения, анализировать изменения своего эмоционального состояния.



Овладение различными приёмами чтения формирует у школьников коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия:



  • умение самостоятельно и эффективно работать с текстом и другими источниками информации



  • пользоваться разными видами чтения



  • извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию



  • прогнозирование содержания текста





Важный момент подготовительного этапа работы над произведением - развитие такого важнейшего читательского умения как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Использование антиципации на уроке позволяет включать учащихся в рефлексивно – оценочный компонент учебной деятельности.

Структура урока литературного чтения

I Мобилизующий этап. (1-3 мин.)

Проводится сразу после организационного момента.

Цель: создание у учащихся установки на активное и заинтересованное участие в учебном процессе.

Задания первой группы (1 класс) направлены на развитие наглядно-действенного мышления и речи. В качестве материала для таких упражнений используются:

  1. Написанные на карточках фамилии авторов;

  2. Написанные на карточках литературные термины;

  3. Графические модели различных эмоций и чувств:

  • Радость

  • Злость

  • Грусть

  1. Геометрические модели литературных жанров:

  • Рассказ

  • Пословица

  • Стихотворение

  • Загадка

  • Сказка

  • Басня

  1. Цветные геометрические модели жанров и тематики литературных произведений:

  • Коричневый – о животных

  • Жёлтый – о детях

  • Зелёный - о природе

  • Красный – о Родине

  • Голубой – о приключениях, о фантастике

Например, зелёный треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг-сказку о животных и т.д.

Вторую группу составляют упражнения, направленные на совершенствование нагляднообразного мышления и речевое развитие учащихся(1 полугодие второго класса)

Третья группа упражнений направлена на развитие словесно – логического мышления и речи учащихся.



II-этап формулирование темы и цели урока.

Можно использовать специальные приёмы, которые способствуют закреплению и обогащению литературоведческих знаний учащихся, совершенствуют навык чтения, повышают речевую активность учеников, развивают внимание, память, мышление, пробуждают положительные эмоции.

  • Работа с буквами

Восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

Ба…ов, Уш…нский, Паус…овский, Биан…и, ….сеева, …ысоцкая.

(Житков)

  • Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня


о




р


с

в


к


и


у






(Суриков)



  • Исключение иностранных букв

QАНRГЛWИЧFАGНИНL ПVАZВIЛЯ

(«Англичанин Павля»)

  • По разбросанным морфемам определить тему урока

уч пол иц ы ие ов скрип



III-Работа с текстом до начала чтения.

  • Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию. Высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

  • Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

  • Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

Психолог Л.П. Доблаев показал важную роль вопросов, которые предлагаются детям не после, а до чтения текста.

Они позволяют сравнивать содержание текста с ранее усвоенным материалом, выделить причинные связи, стимулировать рассуждения и самостоятельные выводы.



IV- Работа с текстом во время чтения.

Цель-достижение понимания текста на уровне содержания.


Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми.

Чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, читателю необходимо во время чтения совершать следующую работу:

  • Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы.

Пример текста, содержащего прямые вопросы:

Ласточка

-Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?

-Комаров кусачих хватаю!

-А что над стадом порхаешь?

-Коров от мух охраняю!

-Ласточка - касаточка, что к облакам взмываешь?

- Ясные деньки высматриваю!

-А что над самой землёй скользишь?

- О дожде-непогоде предупреждаю!

(Н.Сладков)

Пример текста, содержащего скрытые вопросы:

Осьминог

Есть у осьминога удивительная черта.

(Какая черта? Почему она удивительная?)

Он может мгновенно менять окраску.

(Как он меняет окраску? Зачем ему это нужно?)

Из серого становится пятнистым, оранжевым, красным.

(Как объяснить его поведение?)

Это он сердится, пугает нарушителей спокойствия.

(М.Жилин)




  • Задавать свои вопросы

  • Обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста

  • Проверять, совпадают ли они с замыслом автора


Диалог с автором можно вести, используя сигналы, предложенные

Г.Г. Граник:

В - вопрос (найди, задай)

О - ответ

П – проверка (проверь точность своих предположений)

З – зеркало (включи воображение)

Вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.

Во время перечитывания текста используется комментированное чтение. Комментарий должен быть кратким и динамичным.

Надо научить детей следить по тексту за читающим или читать самостоятельно, подчёркивая непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться толковым словарём.




V –Работа с текстом после прочтения.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтение между строк»).

1.Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».

2. Рассказ учителя о писателе.

3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью.


Развитие читательского воображения

Воссоздающее воображение-это представления, которые возникают при чтении описания чего или кого – либо и воссоздают авторскую картину происходящего.

«Представьте, что всё, о чём вы читаете, вы видите на «мысленном экране».

Виды заданий, способствующие развитию творческого воображения:

  • Сочинение предыстории или продолжения описанного события

  • Творческий пересказ от лица разных героев

  • Превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку)

  • Иллюстрирование

  • Словесное рисование

  • Инсценирование

  • Отзыв

  • Сочинение детьми своих произведений

  • Синквейн



Лингвист И.Р.Гальперин пишет о трёх уровнях информации в художественном тексте:

  • Фактуальном (прямой ответ всегда содержится в тексте; отвечая на такой вопрос, ребёнок, как правило, цитирует текст и говорит неполными предложениями)

  • Подтекстовом (ответ спрятан между строк)

  • Концептуальном (совокупность всех смыслов, идей)

Вопросы фактуального характера используются при проверке восприятия текста. Подтекстовые вопросы задаются детям в ходе аналитического перечитывания. На этапе перечитывания используются концептуальные вопросы.

Таким образом, эта технология отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Ведь в её основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у школьников ключевых компетенций.

Использование данной технологии на уроках помогает учащимся научиться вести разговор с автором произведения. Включение ребят в активную работу по анализу прочитанного, дополнение содержания урока литературного чтения новыми приёмами и упражнениями позволяет повысить уровень читательской компетенции посредством совершенствования читательских умений и приобретения детьми опыта анализа художественного произведения. Урок становится увлекательным, интересным и творческим для маленького читателя.

Список использованной литературы



1.ФГОС Образовательная система «Школа 2100» Примерная основная образовательная программа М.: «Баласс»,2011.

2.Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе//Начальная школа плюс до и после. -2012.-№1.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Как учить работать с книгой» М.: «Мой учебник»,2007.

4.Соболева О.В. «Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст»

М.: «Баласс»,2009.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ