Конспект урока по Литературе «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир Ф.М.Достоевского в романе «Пре-ступление и наказание» 10 класс

1001 идея интересного занятия с детьми


«Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Литвинова Екатерина Александровна, МОУСОШ № 84, г.Волгоград, учитель русского языка и литературы


Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 10 класс

Место проведения: класс.



Оборудование: телевизор и ДВД (поддерживающий компьютерный формат записи) для показа слайд-шоу



На доске эпиграф:

«Я только попробовать сходил…»


«Это не я убил, - прошептал

Раскольников, точно испуганные

маленькие дети, когда их

захватывают на месте преступления»

Достоевский


Ход урока


Учитель предлагает записать тему урока, эпиграф

Итак, роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: чиновники, студенты, оборванные, голодные дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость». На прошлом уроке мы говорили о том, что повседневные и фантастические картины столичной жизни заставляли героев Достоевского и его читателей задуматься над важнейшим вопросом эпохи: «Что же, что же делать?». Всю свою жизнь писатель посвящает поискам ответа на этот вопрос.

«Что же, что же делать?» Петербург писателя страшен. Нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных и униженных людей. Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского – своеобразный герой романа, жестокий, антигуманный. Атмосфера города - это атмосфера тупика и безысходности. И именно здесь, в этом городе, где «груды мёртвых камней», «низкие потолки и тесные комнаты душат и ум теснят», созревает идея убийства. Перед убийством Раскольникову снится сон, в котором он видит себя маленьким мальчиком.

Вопрос:

-В каких произведениях русской литературы мы уже встречались с изображением снов героев?


(Повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, роман «Обломов» И.Гончарова и др.)


В поэтике Ф.М.Достоевского «сон» очень важен. Приём «сна» используется в таких произведениях, как «Сон смешного человека», «Дядюшкин сон». Считается, что сны снятся человеку тогда, когда душа его неспокойна, её что-то тревожит. Все переживания воплощаются в наших снах. Итак, что же снится Родиону Раскольникову? (3м)

2 Учитель выразительно читает со слов «Страшный сон приснился Раскольникову.» (ч.1 г.5) до слов « Он проснулся весь в поту…» 3м


3 Давайте посмотрим, как режиссёр Дмитрий Светозаров поставил этот эпизод в своём х/ф «Преступление и наказание» (2007г) см.Приложение №1


3. Вопрос: 3м

-Каков мир в этом сне? Что мы видим? «Нарисуйте», что вы видите?


Мы видим дорогу, «пыльную, чёрную», по которой идёт маленький Раскольников со своим отцом. Извиваясь, дорога ведёт она на кладбище. По одну сторону дороги – кабак, по другую – церковь.


Предлагаю в тетрадях изобразить дорогу:

*церковь

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////*кладбище

*кабак

Пыльная, серая, душная дорога. Все мы вышли из грязи, ходим по грязи, превращаемся в грязь, а потом налипаем грязью на подошвы других. Что это? Символ, условность. Дорога – символ жизни, пути. Символ и условность - детали философского романа. С определением «символа» мы с вами знакомы. Определений «условности» много, слово это многозначное. «Условность» является основой любого произведения словесности (первичная художественная условность)

Сегодня мы говорим об условности, как о намеренном отступлении от правдоподобия (вторичная художественная условность), проявляется на самых разных уровнях художественной структуры произведения, от сюжета до стиля, а именно: обобщение и иносказание; выражение абстрактного через конкретное (символ); замещение смыслов (аллегория, метафора).

4.Записываем определения «условности» и «философского» романа в тетрадь. 2м

Философский роман – глубокое и ёмкое по смыслу произведение, для которого характерна условность, в котором раскрываются основные вопросы человеческого бытия, целостность представления о мире.

5.Вопрос: 2м

-Какие условности мы видим во сне Раскольникова?

Лошадёнка – сколько их, забитых жизнью, как Катерина Ивановна

Толпа, смех – наш мир. 4 категории людей: те, кого бьют; те, кто бьёт; те, кто заступается; те, кто равнодушны.

Красный цвет – готовая постоянно пролиться кровь

Церковь, кабак – как жизнь прожить, что выбрать - церковь (духовная, созидающая жизнь на благо ближнего) или кабак – путь совершенно противоположный? Это тоже условность

Ребёнок, старик = философ – сочувствие. Только дети и старики умеют сочувствовать. Почему?

6.Вопрос 1м

-Какими вопросами задаётся автор?

Что толкает человека (среда или характер) на преступление? Как жизнь прожить? Как пройти дорогу жизни, в какую сторону повернуть: к церкви или кабаку? Почему человек умирает, а мы равнодушны? Не равнодушен только ребёнок и старик.

«Случилось всё так, как обычно во сне, когда перескакиваешь условность». Во сне сердце грезит.

7. Вопрос

-Почему же сон снится накануне убийства? 1м

Когда Раскольников ребёнок, он чист, умеет сопереживать, как будто предупреждает, пытается спасти себя, взрослого. Обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего думает о детях – как все истинные гуманисты его эпохи.

В его первом разговоре с Соней звучит одна тема: «а дети?»

«А дети-то? Куда ж вы тогда возьмёте их…»

«А там упадёт, в часть свезут, в больницу, умрёт, а дети?»

«Та не в уме и чахоточная, умрёт скоро, а дети?»





8. Учитель: (2м)

В этой мучительной, горячей любви к детям наиболее ощутимо раскрывается гуманизм Раскольникова. В первую очередь их страдания вызвали его бунт против преступного общества.

-Найдите описание детей Мармеладова (ч.1, г. 2)

«Самая маленькая, девочка лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнувши голову в диван»

Мы видим что-то болезненное, странное, изломанное в её позе.

« Мальчик годом старше её, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой.»


Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладову едва ли не последние свои деньги. Ещё одно впечатление толкает Раскольникова на решение «преступить». Он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре, за которой охотиться франт.

Читаем ч.1, г.4, стр. 46

9. Учитель: 2м Сострадание к этому ребёнку и ненависть к преступникам, погубившим девочку, снова тяжким грузом ложатся на душу Раскольникова. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляют уверенность в правильности его теории. В обществе, где царит зло, разрешается пролитие «крови по совести» - во имя искоренения этого зла. Раскольников с негодованием думает о тех учёных-социологах, которые невозмутимо утверждают, что известный процент людей в обществе должен гибнуть, и считают это нормальным. Для гуманиста за этим успокоительным словом «процент» - стоит живой человек. Ч1. г4, стр.42 (читаем)

Раскольников, как и сам Достоевский, видит в детях чистоту, доброту и свет, которые утратили взрослые.

10 Вопрос:

-Что утверждает писатель?

Загляни в себя, прежде чем что-то совершить, загляни в себя ребёнка. Ведь только дети чисты душой, умеют по-настоящему чувствовать, сопереживать, удивляться миру.

Итак, художник в философском произведении с помощью условностей показывает мир.

Составим словарь философских понятий Достоевского и запишем в тетрадь: 2м.

Сон - проверка идеи, возможность высветить точки, о которых грезит сердце «Не убивайте в себе ребёнка» Ни одна теория и идея не стоит слезы ребёнка

Улица – среда, толпа, равнодушие

Дорога – символ выбора

Ребёнок – мера всех ценностей (см. ссылка1)


11. Учитель: 2м

То лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребёнка. Поэтому Соня постоянно сравнивается с ребёнком.

-Читаем описание (задание найти описание Сони давалось к уроку)

«Казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в её движениях»

«..потерялась, оробела, как маленький ребёнок»,

«..бормотала она с замиранием сердца, точно кого-то упрашивая, как ребёнок в испуге»

Учитель: 1м

Не это ли её сходство с ребёнком привлекало к ней Раскольникова?

Первоначально образ Сони был задуман иным. Впервые на страницах романа она должна была появиться «пьяная, с рыбой» и, очевидно, предстать в той обстановке, которая связана с её страшной профессией. Но замысел этот резко изменился. Соню озаряет ореол чистоты и даже святости. Тем не менее, мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст её чистого духовного облика и то, чем она занимается, страшная судьба этой девушки-ребёнка - наиболее веское доказательство преступности общества.


12. В качестве заключительного слова предлагаю послушать отрывок из книги Ю.Карякина «Самообман Раскольникова» (см. ссылка 2) и посмотреть иллюстрации к роману Э.Неизвестного, М.Шемякина, И.Глазунова, В. Шмаринова. Обращаемся к эпиграфу (6м)

Приложение №2






Вывод: Не случайно сон снится Родиону Раскольникову пред убийством. В душе его борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Всё это несёт страшные мучения. Где тот маленький мальчик, который пытается спасти бедную забиваемую лошадёнку? Писатель словно обращается к нам: «Не убивайте в себе ребёнка, сохраняйте свет чистой детской души»


Домашнее задание: 2м

Создать свои иллюстрации к роману (См. приложение № 3)

Как Раскольников пришёл к убеждению, что «задуманное им – «не преступление»? Природа мыслей героя, «принципы его теории, разрешающей себе «кровь по совести» (вопросы под запись) ч3, г.5 (статья Раскольникова), ч5. г.4 (эпизод из 2 встречи Раскольникова и Сонечки)





ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Урок-диалог Ольги Беловой «Сон Раскольникова» (присутствовала на уроке в 1996 году)

  2. Карякин Ю. «Самообман Раскольникова». – М.: Худ лит. 1976


7

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ