Конспект урока по Литературе "ПОЖАР В КИСТЕНЁВКЕ (гл. 6). АНАЛИЗ ЭПИЗОДА" 6 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №79





УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:




«ПОЖАР В КИСТЕНЁВКЕ (гл. 6).

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА»






учитель русского языка и литературы

первой категории

КОЗЬМИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА















г. Санкт- Петербург

2012 г.








Тема урока: Пожар в Кистенёвке (гл.6). Анализ эпизода.

Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.

Методические приёмы: аналитическое перечитывание главы 6; беседа по вопросам.


Ход урока:

  1. Вступительное слово:

Мы продолжаем следить за сюжетной линией романа А.С.Пушкина «Дубровский».

    • Что такое сюжет?

Сюжет эпического произведения складывается из достаточно законченных кусочков, в которых герои вступают в определённые отношения или повествователь рассуждает о чём-то, описывает что-то подробно.

Такие отдельные кусочки целого текста называют эпизодами. Анализируя художественное произведение, мы рассматриваем его полностью, целиком. Но и отдельные эпизоды могут многое сказать и о характере героя, и о замысле автора.

Сегодня мы подробно обратимся к 6-й главе, чтобы выяснить, почему так поступил Дубровский – сжёг родное имение. Запишем тему и проблемный вопрос (слайды №1,2).

    • Как вы её озаглавили? (Пожар в Кистенёвке).

    • Выразительно перечитаем её и ответим на вопросы из домашнего задания.

  1. Чтение главы.

  2. Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.

    • Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).

    • Почему7

    • Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).

    • Когда? (Время: ночь в ожидании решения )

    • Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).

    • Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)

    • Страшные… Какие конкретно, можем сказать?

    • Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).

    • Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)

    • Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)

    • Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)

    • Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)

    • Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.

    • А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.

    • Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, стр. 95-96 учебник под редакцией В.Я.Коровиной).

4. Подведём некоторый итог и скажем, какие черты герои проявляют в этой главе. Запишем их в виде таблицы (слайд № 4)


Положительные

Отрицательные

Уважительность, любовь (когда читает письма)


Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)


Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)



- Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? (Благородные чувства, положительные качества).

    • Видели ли мы в предыдущих главах проявление благородных чувств Вл.Дубровского? (Да)

    • Увидим ли мы в следующих главах проявление благородства Дубровского? Где? В чём? (И Машу спасти обещает и исполняет, и великодушен с помещицей).

    • Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть)

    • А потом, дальше по сюжету. Эта черта проявится? (Да, со Спицыным из суда. Стал разбойником, вошёл в шайку, охотился за господским добром).

    • Месть – это благородное чувство? (Нет, это зло).

    • Запишем это качество Дубровского во 2-й столбик.

    • Раньше мы замечали в нём мстительность? (Нет, это то новое, что открывает в герое эта глава.

Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке. Тогда, глядя на составленную таблицу, какой 2-й проблемный вопрос сам напрашивается? (слайд №4) Зло и благородство совместимы?

    • Теперь мы можем ответить конкретнее на вопрос, какие страшные мысли рождались в его голове? (Да, борются благородные чувства с чувством мести, и кто в нём победит. Вот налицо внутренний разлад).

    • Разлад, борьба…Какой ещё синоним вы подберёте к этому словесному ряду? (Противоборство, столкновение, конфликт).

    • Запишем определение конфликта (слайд №5 ).

Итак, налицо внутренний конфликт (внутри героя) между чувством и долгом. Именно он позволит раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера. Им писатели часто пользуются. И в том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

    • В ком из героев 6-й главы идёт такая же внутренняя борьба? ( В Архипе)

Но мы с вами должны понимать, что внутренний конфликт стал лишь следствием другого серьёзного конфликта.

    • Между кем развивался конфликт в предыдущих главах? Где начало этого конфликта? (Троекуров и Дубровский-старший).

    • А где высшая точка в развитии этого конфликта, в какой главе? (В 6-й. Кистенёвка так и не достаётся Троекурову, её сжигают крепостные Дубровского).

Выводы с урока:

    • Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе? (Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей).

    • Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя? (В нём борются два чувства. Какое из них победит?)

    • Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.

    • Какие литературные термины нам потребовались для урока? Повторим. (Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний.)


Домашнее задание: на следующем уроке мы постараемся для себя ответить на главный вопрос: почему Вл.Дубровский грабил соседние помещичьи усадьбы и не трогал имения Троекурова.

Всем, наверно, интересно будет проследить, как развивались романтические отношения Маши и Дубровского, сразу ли Маша прониклась симпатией к нему и почему. Для этого надо:

1.Перечитать 7-10 главы и озаглавить их;

2.Пересказать эпизод «Обед в Покровском» от лица Маши, Дефоржа или Троекурова (на выбор);

3.Индивидуальное задание: пересказать эпизод «В комнате с медведем».

4. Повторить литературные термины.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ