Конспект урока по Литературе "«Отечества достойный сын" (Жизнь и творчество Н.А. Некрасова)" 6 класс
1001 идея интересного занятия с детьми
«Отечества достойный сын" (Жизнь и творчество Н.А. Некрасова)
Журавлева Наталья Викторовна, ГБОУ СКОШИ № 73, учитель русского языка и литературы
Предмет (направленность): литература
Возраст детей: 6 класс.
Место проведения: урок.
Цель: формировать гражданскую позицию учащихся через знакомство с биографией Н.А. Некрасова и стихотворением «Поэт и гражданин».
Образовательные задачи:
- знакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова;
- сопоставить значение термина «гражданственность» в произведении поэта и на современном этапе (через обращение к словарям, справочникам и т.п.);
- формировать умение строить свое высказывание по заданному началу.
усвоенных знаний;
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание, память;
- развивать логическое мышление, связную устную речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать духовно – нравственные качества (патриотизм, гражданственность и т.п.) на примере жизни и творчества Н.А. Некрасова
- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа на основе жизни и творчества Н.А. Некрасова.
Здоровьесберегающие задачи:
- следить за правильной посадкой;
- соблюдать режим охраны зрения;
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Тип урока: комбинированный с использованием проблемно-эвристических технологий
Технические средства обучения: интерактивная доска
Мультимедийное обеспечение: авторская разработка (слайды)
Методическое обеспечение: тексты, словари, справочники, памятка при ответе, словарная карта
Методы и приемы: частично-поисковые, когнитивные (сравнение, анализ), проблемно-эвристические, объяснительно – иллюстративны
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся
а) беседа
- Рассмотрите репродукции картин художников 19 века.
- Кто изображен на них?
- Чем заняты крестьяне, крестьянские дети?
(На картинах изображены крестьяне, крестьянские дети. Они заняты трудом.)
а) слово учителя, вопросы
- В русской классической литературе защитником простого народа-труженика был поэт 19 века Николай Алексеевич Некрасов.
Н. А. Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в Ярославской губернии в родовой усадьбе Некрасовых Грешнево.
Недалеко от усадьбы протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, будущий поэт уже в детстве столкнулся с нечеловечески трудной работой крестьян, бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи – судно для перевозки грузов – против течения.
Отец Некрасова желал, чтобы сын поступил на военную службу. Однако Николай Алексеевич отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. «Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”,- вспоминал Н.А.Некрасов, который терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.
Конечно, все, что увидел, испытал в своей жизни поэт, нашло отражение в его творчестве. Поэтому главная тема в поэзии Николая Алексеевича – это тема народна - труженика, неразрывно связанная с такими понятиями, как гражданин, гражданский долг.
- Ребята, кто запомнил, в какой губернии родился Некрасов?
(Н.А. Некрасов родился в Ярославской губернии в усадьбе Грешнево.)
- Почему отец лишил денежных средств Николая Алексеевича?
(Отец хотел, чтобы Некрасов поступил на военную службу.)
- Почему Некрасов терпел лишения, жил впроголодь?
(Терпел лишения, жил впроголодь, так как хотел учиться и заниматься литературой.)
- Какова главная тема произведений Н.А. Некрасова?
(Главная тема – жизнь народа труженика.)
- Ребята, обратите внимание на доску. Я специально не написала тему урока.
III. Постановка проблемного вопроса
- Поэтому я предлагаю вам:
1. Выяснить, что значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова
2. Определить тему урока.
IV. Организация самостоятельной работы
- Работать будем следующим образом.
Группы учащихся будут работать с отрывками из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин», чтобы выяснить, что значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова.
Индивидуальная работа – при помощи словаря, справочной литературы, учебника уточнить, что значит слово «гражданин» в наши дни.
- Свои ответы вы можете записывать в рабочих листах или выделять маркером.
- Время работы 5-6 мин.
- Затем мы обсудим результаты вашей работы в классе.
V. Афиширование результатов работы
а) беседа, обсуждение
- Что же значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова?
I. Ответ
Слайд (строки из стихотворения)
- В каком значении Н.А. Некрасов употребляет слово «долг» в данной строфе?
(Долг – это обязанность гражданина перед человеком, родиной.)
* По мере ответов учащихся на слайдах появляются ключевые слова, написанные в прямоугольниках.
(В итоге должен получиться дом)
- Теперь давайте выясним, в чем заключается долг гражданина, по мнению Некрасова?
II. Ответы
Слайд (строки из стихотворения)
- Чтение учащимся строфы.
- Что означает выражение «неподкупно прям»?
(Выражение «неподкупно прям» означает быть честным гражданином».)
Вопрос классу
- Ребята, значит, каким должен быть гражданин?
(Гражданин должен быть честным.)
III. Ответы
Слайд (строки из стихотворения)
- Какое близкое по значению выражение вы подобрали к строке «не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?
(«Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой» значит
гражданин, неравнодушный к судьбе родины, народа.)
Вопрос классу
- Ребята, значит, каким также должен быть гражданин?
(Гражданин должен быть неравнодушным к судьбе родины, народа.)
- Какое сочетание слов в строке помогает нам сделает такой вывод?
(Сочетание слов не будет холоден.)
IV. Ответ
Слайд (строки из стихотворения)
- В чем еще заключается долг гражданина, по мнению Н.А. Некрасова?
(Долг гражданина – быть защитником своей родины, народа, семьи и т.д.)
V. Ответы
Слайд (строки из стихотворения)
- Каким еще должен быть гражданин?
(Быть гражданином – это значит жить на благо ближних, народа.)
Вопросы классу
- Ребята, как вы понимаете слово «благо»?
(Благо – это добро, счастье, красота, радость, любовь.)
- Значит, что мы должны дарить окружающим?
(Мы должны окружающим дарить любовь, добро, радость, счастье.)
VI. Ответ
Слайд (строки из стихотворения)
- Что же такое гражданин? Как поэт отвечает на это вопрос?
(«Гражданин – Отечества достойный сын»)
- Как вы думаете, в каком значении употребляет Некрасов слово «сын»?
(Слово «сын» употреблено в значении «человек».)
VI. Итог
- Кто же такой достойный сын своего отечества, по мнению поэта?
*При ответе опора на ключевые слова на слайде.
(Достойный сын – это защитник, честный, неравнодушный к судьбе родины и народа, живет на благо родины, народа.)
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
*Последний элемент в доме – крыша – название темы.
(Тема урока: «Отечества достойный сын».)
- Итак, в 19 веке гражданин – это достойный сын отечества: защитник, честный, неравнодушный к судьбе родины и народа, живет на благо родины и народа.
- Изменилось ли значение этого слова в наши дни?
VII. Ответ
- Какое определение дается в «Новом словаре русского языка» Т.Е. Ефремовой?
- Изменилось ли значение этого слова в наши дни? Как вы думаете, почему не изменилось?
(Потому что во все времена человек должен защищать родину,
служить родине, народу и т.д.)
- Действительно, во все времена быть гражданином – значит служить родине, народу, жить на благо народа и родины.
- Посмотрите на экран и скажите, какое здание мы построили?
(Мы построили дом.)
- Как вы думаете, почему?
(Родина, наш город – это наш дом, и мы должны быть достойными гражданами своей страны.)
- Но один кирпичик не имеет названия. Давайте мы заполним его, составив устное высказывание: «Что значит для вас быть достойным гражданином?»
*Можно обратить внимание на главу из Конституции РФ
(Для меня быть достойным гражданином – значит быть патриотом, любить природу и заботиться об окружающей среде и т.д.)
VII. Оценки
VIII. Д/з
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Н.А. Некрасов, Стихотворение «Поэт и гражданин»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ