Конспект урока по Литературе "«Отечества достойный сын" (Жизнь и творчество Н.А. Некрасова)" 6 класс

1001 идея интересного занятия с детьми


«Отечества достойный сын" (Жизнь и творчество Н.А. Некрасова)

Журавлева Наталья Викторовна, ГБОУ СКОШИ № 73, учитель русского языка и литературы


Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 6 класс.

Место проведения: урок.



Цель: формировать гражданскую позицию учащихся через знакомство с биографией Н.А. Некрасова и стихотворением «Поэт и гражданин».

Образовательные задачи:

- знакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова;

- сопоставить значение термина «гражданственность» в произведении поэта и на современном этапе (через обращение к словарям, справочникам и т.п.);

- формировать умение строить свое высказывание по заданному началу.

усвоенных знаний;

Коррекционно-развивающие задачи:

- корригировать внимание, память;

- развивать логическое мышление, связную устную речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать духовно – нравственные качества (патриотизм, гражданственность и т.п.) на примере жизни и творчества Н.А. Некрасова

- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа на основе жизни и творчества Н.А. Некрасова.

Здоровьесберегающие задачи:

- следить за правильной посадкой;

- соблюдать режим охраны зрения;

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Тип урока: комбинированный с использованием проблемно-эвристических технологий

Технические средства обучения: интерактивная доска

Мультимедийное обеспечение: авторская разработка (слайды)

Методическое обеспечение: тексты, словари, справочники, памятка при ответе, словарная карта

Методы и приемы: частично-поисковые, когнитивные (сравнение, анализ), проблемно-эвристические, объяснительно – иллюстративны


ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

а) беседа

- Рассмотрите репродукции картин художников 19 века.

- Кто изображен на них?

- Чем заняты крестьяне, крестьянские дети?

(На картинах изображены крестьяне, крестьянские дети. Они заняты трудом.)

а) слово учителя, вопросы

- В русской классической литературе защитником простого народа-труженика был поэт 19 века Николай Алексеевич Некрасов.

Н. А. Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в Ярославской губернии в родовой усадьбе Некрасовых Грешнево.

Недалеко от усадьбы протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, будущий поэт уже в детстве столкнулся с нечеловечески трудной работой крестьян, бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи – судно для перевозки грузов – против течения.

Отец Некрасова желал, чтобы сын поступил на военную службу. Однако Николай Алексеевич отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. «Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”,- вспоминал Н.А.Некрасов, который терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.

Конечно, все, что увидел, испытал в своей жизни поэт, нашло отражение в его творчестве. Поэтому главная тема в поэзии Николая Алексеевича – это тема народна - труженика, неразрывно связанная с такими понятиями, как гражданин, гражданский долг.

- Ребята, кто запомнил, в какой губернии родился Некрасов?

(Н.А. Некрасов родился в Ярославской губернии в усадьбе Грешнево.)

- Почему отец лишил денежных средств Николая Алексеевича?

(Отец хотел, чтобы Некрасов поступил на военную службу.)

- Почему Некрасов терпел лишения, жил впроголодь?

(Терпел лишения, жил впроголодь, так как хотел учиться и заниматься литературой.)

- Какова главная тема произведений Н.А. Некрасова?

(Главная тема – жизнь народа труженика.)

- Ребята, обратите внимание на доску. Я специально не написала тему урока.

III. Постановка проблемного вопроса

- Поэтому я предлагаю вам:

1. Выяснить, что значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова

2. Определить тему урока.

IV. Организация самостоятельной работы

- Работать будем следующим образом.

Группы учащихся будут работать с отрывками из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин», чтобы выяснить, что значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова.

Индивидуальная работа – при помощи словаря, справочной литературы, учебника уточнить, что значит слово «гражданин» в наши дни.


- Свои ответы вы можете записывать в рабочих листах или выделять маркером.


- Время работы 5-6 мин.

- Затем мы обсудим результаты вашей работы в классе.

V. Афиширование результатов работы

а) беседа, обсуждение

- Что же значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова?

I. Ответ

Слайд (строки из стихотворения)

- В каком значении Н.А. Некрасов употребляет слово «долг» в данной строфе?

(Долг – это обязанность гражданина перед человеком, родиной.)

* По мере ответов учащихся на слайдах появляются ключевые слова, написанные в прямоугольниках.

(В итоге должен получиться дом)

- Теперь давайте выясним, в чем заключается долг гражданина, по мнению Некрасова?

II. Ответы

Слайд (строки из стихотворения)

- Чтение учащимся строфы.

- Что означает выражение «неподкупно прям»? 

(Выражение «неподкупно прям» означает быть честным гражданином».)

Вопрос классу

- Ребята, значит, каким должен быть гражданин?

(Гражданин должен быть честным.)

III. Ответы

Слайд (строки из стихотворения)

- Какое близкое по значению выражение вы подобрали к строке «не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?

(«Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой» значит

гражданин, неравнодушный к судьбе родины, народа.)

Вопрос классу

- Ребята, значит, каким также должен быть гражданин?

(Гражданин должен быть неравнодушным к судьбе родины, народа.)

- Какое сочетание слов в строке помогает нам сделает такой вывод?

(Сочетание слов не будет холоден.)

IV. Ответ

Слайд (строки из стихотворения)

- В чем еще заключается долг гражданина, по мнению Н.А. Некрасова?

(Долг гражданина – быть защитником своей родины, народа, семьи и т.д.)

V. Ответы

Слайд (строки из стихотворения)

- Каким еще должен быть гражданин?

(Быть гражданином – это значит жить на благо ближних, народа.)

Вопросы классу

- Ребята, как вы понимаете слово «благо»?

(Благо – это добро, счастье, красота, радость, любовь.)

- Значит, что мы должны дарить окружающим?

(Мы должны окружающим дарить любовь, добро, радость, счастье.)

VI. Ответ

Слайд (строки из стихотворения)

- Что же такое гражданин? Как поэт отвечает на это вопрос?

(«Гражданин – Отечества достойный сын»)

- Как вы думаете, в каком значении употребляет Некрасов слово «сын»?

(Слово «сын» употреблено в значении «человек».)

VI. Итог

- Кто же такой достойный сын своего отечества, по мнению поэта?

*При ответе опора на ключевые слова на слайде.

(Достойный сын – это защитник, честный, неравнодушный к судьбе родины и народа, живет на благо родины, народа.)

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

*Последний элемент в доме – крыша – название темы.

(Тема урока: «Отечества достойный сын».)

- Итак, в 19 веке гражданин – это достойный сын отечества: защитник, честный, неравнодушный к судьбе родины и народа, живет на благо родины и народа.

- Изменилось ли значение этого слова в наши дни?

VII. Ответ

- Какое определение дается в «Новом словаре русского языка» Т.Е. Ефремовой?

- Изменилось ли значение этого слова в наши дни? Как вы думаете, почему не изменилось?

(Потому что во все времена человек должен защищать родину,

служить родине, народу и т.д.)

- Действительно, во все времена быть гражданином – значит служить родине, народу, жить на благо народа и родины.

- Посмотрите на экран и скажите, какое здание мы построили?

(Мы построили дом.)

- Как вы думаете, почему?

(Родина, наш город – это наш дом, и мы должны быть достойными гражданами своей страны.)

- Но один кирпичик не имеет названия. Давайте мы заполним его, составив устное высказывание: «Что значит для вас быть достойным гражданином?»

*Можно обратить внимание на главу из Конституции РФ

(Для меня быть достойным гражданином – значит быть патриотом, любить природу и заботиться об окружающей среде и т.д.)

VII. Оценки

VIII. Д/з





ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Н.А. Некрасов, Стихотворение «Поэт и гражданин»


5

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ