УРОК-КОНЦЕРТ по Литературе «По страницам жизни и творчества А. П. Чехова» для 7–8 классов




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования № 491 «Марьино» г. Москвы











УРОК-КОНЦЕРТ

«По страницам жизни и творчества

А. П. Чехова»

для 7–8 классов





Разработчики урока:

Саберова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

педагогический стаж 17 лет,

первая квалификационная категория

Храмова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

педагогический стаж 8 лет,

первая квалификационная категория









2012 г.



Урок-концерт «По страницам жизни и творчества А. П. Чехова».


Оформление.

Выставка книг А. П. Чехова и литературы о нём. Два журнальных столика. На одном – портрет Чехова в молодости, пенсне, томик Чехова с рассказом «Жалобная книга», ручка, чернильница, листы бумаги. На стенде эпиграф «Моё святое-святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода – свобода от силы и лжи».


Звучит музыка («Песнь жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского), приглушённо.

На фоне музыки выступает 1 чтец.


На экране портрет A.П. Чехова 01.


1 чтец. Теперь среди портретов любимых писателей вы во всякой образованной семье встретите портрет или карточку Антона Чехова. В Чехове Россия полюбила себя.


2 чтец. Оба деда А.П. Чехова – по отцу и по матери – были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю ещё до реформы 1861 года. Отец писателя уже был купцом 2-ой гильдии и владел бакалейной лавкой в Таганроге.


На экране лавка Чеховых в Таганроге 02.


3 чтец. В семье было 6 детей: Александр (на экране фото Александра 03), Николай (на экране фото Николая 04), Антон (на экране фото Антона 05), Иван (на экране фото Ивана 06), Мария (на экране фото Марии 07) и Михаил (на экране фото Михаила 08).


На экране фото всей семьи 09.


3 чтец (продолжает). Природные способности отца, Павла Чехова, передались его пятерым детям: Александр и Антон стали писателями, Николай – художником-карикатуристом, Мария – педагогом, Михаил – артистом мирового уровня.


На экране фото отца 10.


1 чтец. Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был не очень удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где 8-летний курс прошёл за 10 лет. Ему просто некогда было учиться…


На экране фото церковного хора 11.


1 чтец (продолжает): …мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.


2 чтец. Отец решил взять денег в долг и построить большой дом, чтобы в одной половине жила семья, а в другой была бы гостиница. Но дом получился маленьким, и Павел Чехов не смог расплатиться с долгами. А чтобы избежать долговой тюрьмы, сбежал в Москву к двум старшим сыновьям.


На экране фото Москвы XIX века 1-е и 2-е 12 и 13.


2 чтец (продолжает). Вскоре за ним уехала и жена с младшими детьми.


3 чтец. 16-летний Антон остался в Таганроге один, т. к. ему надо было доучиться.


На экране дом в Таганроге, где родился Чехов 14.


Музыка прекращается


3 чтец (продолжает). Он сам зарабатывал себе на жизнь. Тяжёлые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие его рассказы, как «Ванька» и «Спать хочется»...

_______________________________________________________________________


В зале гаснет свет.

Звучит музыка (Бетховен, Симфония №6, часть 1), приглушённо.

На экране - русская людская с самоваром 15.



Выходит Ванька Жуков, несёт под мышкой скамеечку, свечу в бутылке, зажигает свечу, встаёт на колени перед скамьёй и начинает писать письмо деду, проговаривая его вслух.


Ванька: Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни матери, только ты у меня остался. Вздыхает. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем поподя. А еды нет никакой. Утром дают хлеба, в обед каши, а к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай Божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру...

Покривив рот, потёр своими чёрными кулаками глаза и всхлипнул.


На экране - русская людская с прялкой 16.

Ванька (продолжает): Я буду тебе табак тереть, Богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, что должности мне нету, то я Христа ради, попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь – стану за упокой души молить, всё равно, как за мамку Пелагею. А Москва – город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету, и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал, в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской, и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей 100 кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи для Ваньки.

Судорожно вздохнул и опять уставился в окно.


Ванька (продолжает): Приезжай, милый дедушка, Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что сказать нельзя. А на медни хозяин по голове колодкой ударил так, что упал и на силу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой. А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук; Иван Жуков. Милый дедушка, приезжай.

Лист вкладывает в конверт, пишет, проговаривая: На деревню дедушке.

Дописывет, подумав: Константину Макарычу.



Музыка прекращается.

_____________________________________________________













На сцену выходит А. П. Чехов.

На экране – фото отца и матери 17.


Чехов: Да, детство у меня было, можно сказать, безрадостное, я рано познал, что такое труд, голод. Но отец и мать – единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук...


Чехов садится за рабочий стол.

На экране – рабочий стол 18.


На сцене появляется 1 чтец.


1 чтец: Но воспитание – великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к 30-летнему брату Николаю 26-летний Антон объясняет, что такое воспитание.


Чехов (сидя): Милый брат, воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы…

2. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги…

3. Не лгут даже в пустяках... Они не лезут с откровениями, когда их не спрашивают...

4. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...

5. Они не суетны…

6. Если имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него всем...


2 чтец: Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как требователен был к себе.


3 чтец: Оно также объясняет многие стороны его характера. Ему несвойственны были «высокие фразы» и «пафосные выражения».


Чтецы уходят.


На экране – рабочий кабинет (библиотека и кресло) 19.

Чехов встаёт из-за стола и подходит к краю сцены.


Голос из зала: Антон Павлович, добрый день! Посоветуйте, что мне делать. Меня РЕФЛЕКСИЯ заела.

Чехов: А вы поменьше водки пейте.


На сцену с шумом выходят три пышно одетые дамы, они смеются и подходят к Чехову, который ест мармелад.


1 дама: Антон Павлович, а как вы думаете, чем кончится война?


Чехов: Вероятно – миром...


2 дама: Ну да, конечно! Но кто же победит, греки или турки?


Чехов: Мне кажется, победят те, которые сильнее.


Дамы вместе: А кто, по-вашему, сильнее?


Чехов: Те, которые лучше питаются и более образованны...


3 дама: А кого вы больше любите – греков или турок?


Чехов: Я люблю мармелад. А вы любите?


Чехов берёт вазу с мармеладом, угощает дам, и с вазой в руке уходит, дамы уходят за ним.



______________________________________________________________


Выходят чтецы.

На экране – свидетельство врача 20.


Чтец 1: Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. В 1884 году Чехов закончил Московский медицинский университет и получил диплом врача.


На экране – амбулатория снаружи 21.


Чтец 2: Антон Павлович умело сочетал и литературную деятельность, и врачебную практику.


На экране – амбулатория внутри 22.


Чтец 2 (продолжает): «Праздная жизнь не может быть чистою», - так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал даже когда слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету.


Чтец 3: А какие сюжеты он предпочитал?


Чтец 1: Сюжеты его просты и ненадуманны, он берёт их из жизни.


Чтецы уходят.

_________________________________________________________________


Инсценировка «Толстый и тонкий».

На экране фото вокзала XIX века 23.

__________________________________________________________________


Выходят чтецы.


На экране – очередь (рисунок «В ожидании приёма», Кукрыниксы) 24.


Чтец 2: Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и грустные моменты. Болезнь и нищета не лгут.


Чтец 3: Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом, женщину, обварившую кипятком ребёнка ненавистной соперницы. Он записывает:


На экране – слова Чехова (1) 25.


Когда живёшь дома в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна. Но, если жизнь ужасна, как вынести её самому и помочь другим? Прежде всего активным состраданием.


Чтец 1: Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов-врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания.


На экране – деревня 1 26.


Чтец 2: Кстати, доктором он был превосходным.


На экране – телега 27.


Чтец 2 (продолжает): Живя в Мелехове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по бездорожью, по двое суток не ночевать дома. Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.


На экране – деревня 2 28.


Чтец 3: Антон Павлович работал на славу, он себя не жалел и всегда стремился помочь любому, нуждавшемуся в помощи. Он не судил людей за их деяния, он просто рассказывал о них, стремясь познать жизнь.


На экране – на приёме (картина «Чехов у постели больного», Шепелюк А.) 29.


Чтец 1: В страшные годы, когда в России бушевала холера, врач Чехов работал на износ. С августа по октябрь 1892 года он принял и записал на карточки около 1000 пациентов.


Выходит Чехов с чемоданчиком и с фонендоскопом на шее.

На экране – инструменты 30.


Чехов (снимая с себя фонендоскоп и укладывая его в чемоданчик): Ловлю холеру за хвост. Душа моя утомлена… (Начинает толочь в ступке лекарство). Не принадлежать себе думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры...


Стук за сценой.


Голос: Антон Павлович, Вы готовы? Вас ждут, быстрей...


Чехов (одеваясь): Бегу, уже бегу...


Чехов уходит со сцены.


Чтец 2: Но как бы ни было тяжело, Антон Павлович не унывал, шутил. Многие его сюжеты связаны с врачебной практикой. Знания врача помогАли ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина его жена, а литература – любовница».


Чтецы уходят.


________________________________________________________________


Инсценировка «Хирургия».

На экране – амбулатория внутри 31.

________________________________________________________________



На экране – аллея 32.


Чтец 1: Ну как, смешно?


Чтец 2: Да, довольно-таки забавно. Юмор и сатира безусловно присутствовали в его произведениях. А в жизни Антон Павлович был каким?


Чтец 3: Тише, по-моему, это идёт он. Антон Павлович одалживал у меня сюртук и обещался сегодня же его отдать.


Выходит Чехов.


Чтец 3 (продолжает): А, Антон Павлович, принесли-таки, могли бы не беспокоиться, мне он не к спеху...


Чехов (отдаёт сюртук): Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков. Но я спешу, обещал прийти на репетицию своей пьесы в Московский Художественный театр.



Выходит Актёр.


Актёр (громко): Антон Павлович, вот вы где, а мы вас обыскались, не начинаем репетицию без вас. Вы, наверное, ещё не знаете, во время показа за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки…


Чехов: А это ещё зачем?


Актёр: Как? Реально!


Чехов: Реально... Сцена - искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изображены лица. Что, если на одном из них вырезать нос и вставить живой? Нос «реальный», а картина-то испорчена. Ну, идёмте, идёмте...


Актёр и Чехов уходят.


Чтец 1: Вот вам и ответ на ваш вопрос - каков Антон Павлович в жизни.


Чтец 2: Да, он не любил лишнего на сцене. Не выносил оживляющих жестов. Драма - внутри человека, а не во внешних проявлениях. Пьесы Чехова крепко сбиты. Сюжеты его могут уместиться в трёх фразах: люди несчастны, их положение безысходно, но они хранят надежду на неведомое

будущее.


Чтец 3: А была ли в жизни Чехова хоть одна большая любовь?


На экране – слова Чехова (2) 33.


Чтец 1: Чехов писал: «Любовь – это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьётся в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, даёт гораздо меньше, чем ждёшь».


Чтец 2: Имя Чехова, как правило, связывают с четырьмя женщинами, известными актрисами: Ликой Мизиновой (на экране – Мизинова 34), Верой Фёдоровной Комиссаржевской (на экране – Комиссаржевская 35), Ольгой Леонардовной Книппер (на экране – Книппер 36) и Лидией Алексеевной Авиловой (на экране – Авилова 37). Бунин утверждал, что истинную любовь Антон Павлович испытывал к Лидии Алексеевне Авиловой, но, к сожалению, Лидия Алексеевна была уже замужем.


Начинает звучать лирическая музыка (Бетховен, симфония № 6, часть 1).


Чтец 3: Она встретилась с Чеховым впервые в доме своей сестры в 1889 году, и только через три года их встреча повторилась.

____________________________________________________


Сцена с Авиловой.

На экране – Санкт-Петербург XIX века 38.


Чехов: Не кажется вам, что, когда мы встретились с вами три года назад, мы не познакомились, а нашли друг друга после долгой разлуки?


Авилова: Да.


Чехов: Конечно, да. Я знаю: такое чувство может быть только взаимное. Чувство дальней близости. И мне странно, что я всё-таки мало о вас знаю, а вы – обо мне.


Авилова: Почему странно? Разлука была долгая. Ведь это было не в настоящей, а в какой - то давно забытой жизни.


Чехов: А что же мы были тогда друг другу?


Авилова: Только не муж и жена.


Чехов: Но мы любили друг друга? Как вы думаете? Мы были молоды... И мы погибли... при кораблекрушении?


Авилова (смеясь): Ах, мне даже что-то вспоминается...


Чехов: Вот видите. Мы долго боролись с волнами. Вы держались рукой за мою шею.


Авилова: Это я от растерянности. Я плавать не умела, значит я вас и потопила.


Чехов: Я тоже плавать не мастер. По всей вероятности, я пошёл ко дну и увлёк вас за собой.


Авилова: Я не в претензии, встретились же мы теперь как друзья.


Берутся за руки, но потом расходятся в разные стороны.


Музыка прекращается.

_______________________________________________________________


Чтец 1: Какая красивая пара, какой красивый диалог.


Чтец 2: Действительно, Чехов любил Авилову, боялся за неё, любя, оберегал её, не хотел разрушать семью, зная, какая она мать.

_______________________________________________________________


Концовка.

Выходят все действующие лица кроме Чехова.

На экране – бюст Чехова 39.

Начинает звучать музыка (Бетховен, симфония № 9, часть 3).


Чтец 3: Да, Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.


Чтец 1: Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.


Актёр: Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.


Дама 1: Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.


Дама 2: К концу жизни Антон Павлович тяжело болел туберкулёзом. Он был хорошим врачом и знал, что ему остаются считанные минуты.


Чтец 2: Перед самой смертью Антон Павлович попросил открыть бутылку шампанского, выпив бокал игристого вина, он повернулся на бок... и умер.


Актёр: Так ушёл из жизни великий писатель, великий мыслитель, оставив нам, потомкам, свои пророческие и назидательные слова.


На экране – слова Чехова (3) 40.


Голос Чехова: Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за всё своё прошлое... В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия... Только не надо терять веры в свой народ, какой бы он ни был.


Чтец 3: Это близко тому, что сказал старик из повести «В овраге», показавшийся Липе святым: «Жизнь долгая – будет ещё и хорошего, и дурного, всего будет. Велика матушка Россия!»


Музыка прекращается.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ