Урок литературного чтения в 4 классе по творчеству А.С.Пушкина «А.С.Пушкин – наш любимый писатель»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емелькинская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Урок литературного чтения
в 4 классе
по творчеству А.С.Пушкина
«А.С.Пушкин – наш любимый писатель»
Урок-обобщение
подготовила
учитель начальных классов
Антонова Ираида Васильевна
2012
Тема: А.С.Пушкин – наш любимый писатель.
Цели: Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг
чтения детей;
Развивать образное мышление, творческие способности, способность . воспринимать различные виды искусства;
Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к
классическому искусству.
Ход урока
Учитель: Этого поэта любит и знает весь мир, им восхищаются, его таланту удивляются и покланяются многие люди. Он великий, гениальный и непревзойдённый. Его называют «Солнцем русской поэзии».Кто он?.
Портрет А.С.Пушкина (Приложение Рисунок1)
Сегодня мы проводим литературную игру, посвященную великому русскому поэту А.С.Пушкину. Более двухсот лет имя Пушкина живет с нами. Пушкинское время продолжается. Оно не пройдёт, пока есть русская душа, пока живёт русский народ, которому великий поэт посвятил свои творения.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта.
I Стихи о Пушкине
Учитель: Поэт России, сын Державы
Знакомый каждому из нас.
Вы, Пушкин, духом величавы,
России всемогущий глас.
Дети: 1. Это имя – знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
2. Это имя – подростка смешного
Что свечу до полуночи жёг
И строчил, и вычёркивал слово-
Свой весёлый сигнальный рожок.
3. Это имя – весёлое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье
Не сгорающего никогда.
4. Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
5. Это имя сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
6.Это имя как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами-
Он наш сверстник и наше дитя.
II Сегодня перелистаем некоторые страницы жизни поэта. (чтение детей)
1. Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в старинной дворянской семье. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня Арина Родионовна. С раннего детства она рассказывала ему сказки и пела песни.
2. В 1811 году А.Пушкин поступил в одно из самых престижных учебных заведений того времени – Царскосельский лицей. Писать стихи начал рано. Известно около ста его лицейских стихотворений.
3. Пушкин был невысокого роста, но прекрасного сложения. Волосы его были темно-русые, в детстве – светлые. Они вились с самого детства. Цвет лица был прекрасного белого оттенка с голубыми, сверкающими, выразительными глазами. У него был очень общительный характер.
4. Пушкин любил Москву, ведь она была городом детства. Проходят века, но все так же светло, молодо звучат Пушкинские слова – признание в любви великому городу.
- Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Пушкин был русской весной, русским утром. В его стихах вера в будущее Отечества. Поэт был просто не в состоянии отделить себя от той России, в которой он родился, вырос, которую возлюбил бесконечно, как сын любит свою мать. (Хороша Россия»)
Пушкиным было написано много стихов, романов, повестей, рассказов и сказок. Это «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», поэмы «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила».и т.д.
III Теперь послушаем строки из его произведений.
1.Из романа «Евгений Онегин» - Уж небо осенью дышало,…
2.Зимний вечер.
3.Няне.
4.Зимняя дорога.
5.Зимнее утро.
6.Птичка.
7.Осень (отрывок)
8.Из поэмы «Цыганы» -(отрывок, за весной, красой природы…)
9.Из поэмы «Медный всадник»- (отрывок Люблю тебя, Петра творенья,…)
10.Из поэмы «Руслан и Людмила»- (отрывок …У лукоморья дуб зеленый…)
IV. Отрывки из сказок А.С.Пушкина.
1. «Сказка о царе Салтане…»
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
3.Сказка о мёртвой царевне…»
4. «Сказка о золотом петушке».
V. Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина.
Соревнуются 2 команды: «Золотая рыбка», «Золотой петушок». Для игры необходимо 5 конвертов с вопросами, жетоны. Играющие по очереди выходят к столу, и берут листок с вопросами. Правильно ответивший на вопрос получает жетон. Если играющий не смог ответить на вопрос, то жетон получает кто правильно ответил.
Вопросы первого конверта: «Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
2. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4 просьбы)
3. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты, простофиля!)
4.Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
5.С чем приходил невод? (первый раз- тиной, второй-травой морской, третий-рыбкой золотой)
6.Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу)
7.Последнее желание сварливой старухи? ( хотела быть морской владычицей)
8. Исполнил ли рыбка последнее желание старухи? (нет)
Вопросы второго конверта: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1.Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? ( вести в глушь лесную и связать живую под сосной)
2.Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка)
3.Чей это портрет? «Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
Но зато горда, ломлива
Своенравна и ревнива» (царица)
4.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)
5.Предмет, говоривший правду. (зеркало)
6.Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей)
7.От чего умерла мачеха? (От тоски)
8. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? ( К солнцу, к месяцу, к ветру)
Вопросы третьего конверта: «Сказка о царе Салтане…»
1.На каком острове правил царь Гвидон? (на острове Буяне)
2.Плавучий предмет, выброшенный волной на берег? (бочка)
3.Какими словами встречала царевна Лебедь Гвидона у моря? ((Здравствуй,князь ты мой прекрасный! Что так тих, как день ненастный?)
4.Как правильно называется «Сказка о царе Салтане…» (Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне лебеди».
5.В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца,царя Салтана? (первый раз-в комара, второй- в муху, третий –в шмеля)
6.Какую песенку пела белочка при честном при всём народе? (Во саду ли, в огороде)
7.Из чего состояли орешки, которые грызла белка? (скорлупки-золотые, ядра-чистый изумруд)
8.Под каким деревом белка грызла орешки? (под елью)
Вопросы четвертого конверта: «О Пушкине.Разное».
1.К кому Пушкин обращался с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя». ( Няне)
2.Как звали детей поэта? (Маша, Саша, Гриша, Наташа).
3.В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? (Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Салтане…)
4.Как звали жену А.С.Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова).
5. Из какой это сказки?
«Пошел, сел у берега моря,
Там он стал веревку крутить,
Да конец её в море мочить». (Сказка о попе и работнике его Балде).
6.Из какой сказки?
«Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна» (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
7. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мёд, пиво пил – да усы лишь обмочил?» (Сказка о мёртвой царевне…, Сказка о царе Салтане…)
8. Какая сказка заканчивается со словами: «Сказка ложь да в ней намёк! Добрым молодцам урок?». (Сказка о золотом петушке)
Вопросы пятого конверта: «Иллюстрации по сказкам Пушкина».
1.Отгадать название сказки?
2.Кто изображён?
Ответы: 1. «Сказка о царе Салтане…» Три девицы. (рисунок 2)
2. «Сказка о мёртвой царевне …» Царица (рисунок 3)
3. «Сказка о царе Салтане …» Тридцать витязей прекрасных,
С ними дядька Черномор.(рисунок 4)
4. «Сказка о царе Салтане …» Белка песенки поет,
Да орешки все грызёт.(рисунок 5)
5. «Сказка о царе Салтане …» Царевна –Лебедь. (рисунок 6)
6. «Сказка о мёртвой царевне …» Королевич Елисей (рисунок 7)
VI Подведение итогов конкурса.
Подсчет баллов. Награждение особо отличившихся учеников и команды победителя.
VII Обобщение знаний учащихся.
А.С.Пушкин – наш любимый писатель. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее. В этих сказках добро побеждает, торжествует, а плохое, злое – наказывается. Мы знаем, что сварливая жадная со своими бесконечными желаниями все больше и больше, в конце концов снова оказалась в своей землянке у разбитого корыта; Злая мачеха – царица умерла от тоски, узнав, что мёртвая царевна опять ожила, проснулась.
Таким образом, А.Пушкин внес в свои сказки мудрость, которую люди собирали и хранили веками.
О Пушкине можно говорить долго, восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. Он всегда в нашей душе и в нашем сердце. Имя поэта никогда не забудется.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина! (на доске)
Список использованной литературы:
1.Учебник Литературное чтение 4 кл в 2 частях. Сост.Л.Ф.Климанова.
2. Журнал «начальная школа» №6 1999г
3. Я иду на урок в начальную школу часть1 Книга для учителя Издательство «Первое сентября».
4.Классные часы 3 кл. Автор Г.П.Попова
5. Интернет ресурс для картинок : http://images.yandex.ru
Приложение
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ