Урок литературного чтения в 4 классе по творчеству А.С.Пушкина «А.С.Пушкин – наш любимый писатель»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Емелькинская средняя общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан












Урок литературного чтения

в 4 классе

по творчеству А.С.Пушкина

«А.С.Пушкин – наш любимый писатель»

Урок-обобщение




















подготовила

учитель начальных классов

Антонова Ираида Васильевна

2012


Тема: А.С.Пушкин – наш любимый писатель.

Цели: Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг

чтения детей;

Развивать образное мышление, творческие способности, способность . воспринимать различные виды искусства;

Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к

классическому искусству.


Ход урока

Учитель: Этого поэта любит и знает весь мир, им восхищаются, его таланту удивляются и покланяются многие люди. Он великий, гениальный и непревзойдённый. Его называют «Солнцем русской поэзии».Кто он?.

Портрет А.С.Пушкина (Приложение Рисунок1)

Сегодня мы проводим литературную игру, посвященную великому русскому поэту А.С.Пушкину. Более двухсот лет имя Пушкина живет с нами. Пушкинское время продолжается. Оно не пройдёт, пока есть русская душа, пока живёт русский народ, которому великий поэт посвятил свои творения.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта.

I Стихи о Пушкине

Учитель: Поэт России, сын Державы

Знакомый каждому из нас.

Вы, Пушкин, духом величавы,

России всемогущий глас.

Дети: 1. Это имя – знакомое с детства-

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

2. Это имя – подростка смешного

Что свечу до полуночи жёг

И строчил, и вычёркивал слово-

Свой весёлый сигнальный рожок.

3. Это имя – весёлое рвенье,

Лихорадка ночного труда.

Нестареющее вдохновенье

Не сгорающего никогда.

4. Это имя – бессонница весен,

Увлекающая за моря,

Золотая, румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

5. Это имя сквозь белые ночи

Всех бессонных касается век,

Раскрывает все жадные очи

На прошедший и будущий век.

6.Это имя как лозунг и знамя!

И опять, веселясь и грустя,

Рядом с нами, за нас и за нами-

Он наш сверстник и наше дитя.


II Сегодня перелистаем некоторые страницы жизни поэта. (чтение детей)

1. Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в старинной дворянской семье. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня Арина Родионовна. С раннего детства она рассказывала ему сказки и пела песни.

2. В 1811 году А.Пушкин поступил в одно из самых престижных учебных заведений того времени – Царскосельский лицей. Писать стихи начал рано. Известно около ста его лицейских стихотворений.

3. Пушкин был невысокого роста, но прекрасного сложения. Волосы его были темно-русые, в детстве – светлые. Они вились с самого детства. Цвет лица был прекрасного белого оттенка с голубыми, сверкающими, выразительными глазами. У него был очень общительный характер.

4. Пушкин любил Москву, ведь она была городом детства. Проходят века, но все так же светло, молодо звучат Пушкинские слова – признание в любви великому городу.

- Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

  1. Пушкин был русской весной, русским утром. В его стихах вера в будущее Отечества. Поэт был просто не в состоянии отделить себя от той России, в которой он родился, вырос, которую возлюбил бесконечно, как сын любит свою мать. (Хороша Россия»)

  2. Пушкиным было написано много стихов, романов, повестей, рассказов и сказок. Это «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», поэмы «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила».и т.д.


III Теперь послушаем строки из его произведений.

1.Из романа «Евгений Онегин» - Уж небо осенью дышало,…

2.Зимний вечер.

3.Няне.

4.Зимняя дорога.

5.Зимнее утро.

6.Птичка.

7.Осень (отрывок)

8.Из поэмы «Цыганы» -(отрывок, за весной, красой природы…)

9.Из поэмы «Медный всадник»- (отрывок Люблю тебя, Петра творенья,…)

10.Из поэмы «Руслан и Людмила»- (отрывок …У лукоморья дуб зеленый…)


IV. Отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1. «Сказка о царе Салтане…»

2. «Сказка о рыбаке и рыбке»

3.Сказка о мёртвой царевне…»

4. «Сказка о золотом петушке».

V. Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина.

Соревнуются 2 команды: «Золотая рыбка», «Золотой петушок». Для игры необходимо 5 конвертов с вопросами, жетоны. Играющие по очереди выходят к столу, и берут листок с вопросами. Правильно ответивший на вопрос получает жетон. Если играющий не смог ответить на вопрос, то жетон получает кто правильно ответил.

Вопросы первого конверта: «Сказка о рыбаке и рыбке»

1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

2. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4 просьбы)

3. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты, простофиля!)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

5.С чем приходил невод? (первый раз- тиной, второй-травой морской, третий-рыбкой золотой)

6.Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу)

7.Последнее желание сварливой старухи? ( хотела быть морской владычицей)

8. Исполнил ли рыбка последнее желание старухи? (нет)


Вопросы второго конверта: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1.Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? ( вести в глушь лесную и связать живую под сосной)

2.Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка)

3.Чей это портрет? «Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

Но зато горда, ломлива

Своенравна и ревнива» (царица)

4.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

5.Предмет, говоривший правду. (зеркало)

6.Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей)

7.От чего умерла мачеха? (От тоски)

8. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? ( К солнцу, к месяцу, к ветру)


Вопросы третьего конверта: «Сказка о царе Салтане…»

1.На каком острове правил царь Гвидон? (на острове Буяне)

2.Плавучий предмет, выброшенный волной на берег? (бочка)

3.Какими словами встречала царевна Лебедь Гвидона у моря? ((Здравствуй,князь ты мой прекрасный! Что так тих, как день ненастный?)

4.Как правильно называется «Сказка о царе Салтане…» (Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне лебеди».

5.В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца,царя Салтана? (первый раз-в комара, второй- в муху, третий –в шмеля)

6.Какую песенку пела белочка при честном при всём народе? (Во саду ли, в огороде)

7.Из чего состояли орешки, которые грызла белка? (скорлупки-золотые, ядра-чистый изумруд)

8.Под каким деревом белка грызла орешки? (под елью)


Вопросы четвертого конверта: «О Пушкине.Разное».

1.К кому Пушкин обращался с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя». ( Няне)

2.Как звали детей поэта? (Маша, Саша, Гриша, Наташа).

3.В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? (Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Салтане…)

4.Как звали жену А.С.Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова).

5. Из какой это сказки?

«Пошел, сел у берега моря,

Там он стал веревку крутить,

Да конец её в море мочить». (Сказка о попе и работнике его Балде).

6.Из какой сказки?

«Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна» (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

7. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мёд, пиво пил – да усы лишь обмочил?» (Сказка о мёртвой царевне…, Сказка о царе Салтане…)

8. Какая сказка заканчивается со словами: «Сказка ложь да в ней намёк! Добрым молодцам урок?». (Сказка о золотом петушке)


Вопросы пятого конверта: «Иллюстрации по сказкам Пушкина».

1.Отгадать название сказки?

2.Кто изображён?

Ответы: 1. «Сказка о царе Салтане…» Три девицы. (рисунок 2)

2. «Сказка о мёртвой царевне …» Царица (рисунок 3)

3. «Сказка о царе Салтане …» Тридцать витязей прекрасных,

С ними дядька Черномор.(рисунок 4)

4. «Сказка о царе Салтане …» Белка песенки поет,

Да орешки все грызёт.(рисунок 5)

5. «Сказка о царе Салтане …» Царевна –Лебедь. (рисунок 6)

6. «Сказка о мёртвой царевне …» Королевич Елисей (рисунок 7)


VI Подведение итогов конкурса.

Подсчет баллов. Награждение особо отличившихся учеников и команды победителя.


VII Обобщение знаний учащихся.

А.С.Пушкин – наш любимый писатель. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее. В этих сказках добро побеждает, торжествует, а плохое, злое – наказывается. Мы знаем, что сварливая жадная со своими бесконечными желаниями все больше и больше, в конце концов снова оказалась в своей землянке у разбитого корыта; Злая мачеха – царица умерла от тоски, узнав, что мёртвая царевна опять ожила, проснулась.

Таким образом, А.Пушкин внес в свои сказки мудрость, которую люди собирали и хранили веками.

О Пушкине можно говорить долго, восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. Он всегда в нашей душе и в нашем сердце. Имя поэта никогда не забудется.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина! (на доске)


Список использованной литературы:


1.Учебник Литературное чтение 4 кл в 2 частях. Сост.Л.Ф.Климанова.

2. Журнал «начальная школа» №6 1999г

3. Я иду на урок в начальную школу часть1 Книга для учителя Издательство «Первое сентября».

4.Классные часы 3 кл. Автор Г.П.Попова

5. Интернет ресурс для картинок : http://images.yandex.ru
































Приложение


Рисунок 1


















Рисунок 2


Рисунок 3





Рисунок 4


Рисунок 5



Рисунок 6

Рисунок 7





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ