Конспект урока по Литературе «Поговорим о…» (урок по рассказу Е.Габовой «Двойка по поведению») 6 класс
План – конспект урока литературы
Тема: «Поговорим о…» (урок по рассказу Е.Габовой «Двойка по поведению») (2013 год)
Учитель: Мануилова Татьяна Николаевна
Место работы: МАОУ «СОШ №24» г.Сыктывкар, Республика Коми
Должность: учитель русского языка и литературы,
Предмет: литература
Класс: 6
Используемая технология: технология развития критического мышления
Цель урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений Е.Габовой
Задачи:
обучающие
развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать;
развивающие
содействовать развитию критического мышления;
способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности;
способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;
воспитательные
оказать помощь обучающимся в воспитании души и силы чувств.
Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием национально регионального компонента
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Структура и ход урока: представлены в таблице №1
 
 
 
 
 
 
Таблица 1. Структура и ход урока
 
 
№
Этап урока
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения
Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность.
 
 
 
 
Приветствуют учителя
1 мин
2
Этап «Вызов»
Слово учителя:
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.Габовой «Двойка по поведению». Кратко сообщить об авторе: Е.В.Габова, уроженка г.Сыктывкара, закончила ВГИК, журналист, переводчик , писатель, обладательница литературной премии В.Крапивина (Слайд №1 презентации)
- Знакомы ли вы с творчеством Е.Габовой? (Слайд №2 презентации)
- Что вы можете сказать о героях прочитанных произведений? Кто они? Какие?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Рассказ, с которым мы будем сегодня знакомиться, называется «Двойка по поведению». Что может произойти в рассказе с таким названием? О чём он? О чём нам предстоит с вами поговорить на уроке? (Слайд №3 презентации)
Приём «корзина идей»
 
 
 
 
 
 
 
 
Слово учителя:
- А теперь обратимся к рассказу (на листах распечатан для каждого ученика). В процессе чтения с остановками вам предстоит спрогнозировать развитие сюжета, ответить на множество вопросов, порой очень трудных. Я желаю вам творческих удач и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответ положительный.
Герои произведений Е.Габовой – подростки, которые остро чувствуют обиды. Они стараются вести себя как взрослые, но не всегда в силу молодости и неопытности умеют показать свои истинные чувства.
 
 
 
Высказывают свои предположения (о школьниках, об учёбе, о двойках и двоечниках, об учителях и т.д.) и записывают предположения в своих технологических картах к уроку.
4 мин
3
Этап осмысления
Приём «Чтение с остановками»
Чтение 1-го отрывка учителем
Вопросы (приём «Ромашка Блума») (Слайд №4 презентации)
- Кто действующие лица данного рассказа? Перечислите их. Можете назвать главных героев?
 
 
 
 
 
 
 
 
- Какие они, герои рассказа? Над этим вопросом вы поработаете письменно по группам. Вам необходимо дать ответ на вопрос, подтвердив свой ответ примерами из текста.
1 группа: об учениках
2 группа: о Приходнове
3 группа: о Тане
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Предположите, почему так жестоко ведёт себя Валерка Приходнов?
- Отрывок заканчивается словами «и как будто уже не было вчерашнего вечера». Что это за вечер? Каким он был?
 
 
 
 
 
 
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в следующем отрывке?
 
 
Чтение 2-го отрывка (читает ученик)
Вопросы (Слайд №5 презентации):
- Подтвердились ли ваши предположения по поводу вечера, предшествующего событию, описанному в начале рассказа?
- Что нового узнали вы о главных героях рассказа?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Как вы оцениваете поведение Тани? Правильно ли она себя ведёт? Почему так?
 
 
Слово учителя:
3-ий отрывок является небольшим отступлением от сюжета рассказа, но дополняет характеристики главных героев. Прежде чем начнём читать, я хочу обратить ваше внимание на таблицу, которую вы будете заполнять после чтения этого отрывка (таблица есть в ваших картах урока) (Слайд №6 презентации с гиперссылкой)
 
 
Чтение 3-го отрывка (читает ученик)
 
 
После чтения: прошу вас составить таблицу-сранительную характеристику, опираясь на текст прочитанного отрывка.
 
 
 
 
- Что вам понравилось в Тане?
- А Валерка для вас по данному отрывку положительный герой? Почему?
 
 
Учитель: Следующий отрывок очень короткий (учитель читает до слов: «Кода, тебе кто-нибудь из наших пацанов нравится?»
 
 
- Девочки, как бы вы ответили на этот вопрос, если бы оказались на месте Тани?
- Мальчики, а вам на такой вопрос какой бы хотелось получить ответ?
 
 
- А как ответила Таня, мы сейчас узнаем.
 
 
Чтение 4-го отрывка (читает ученик)
 
 
Вопросы (Слайд №6 презентации):
- Правду ли сказала Таня Валерке? Зачем она это сделала?
 
 
Следующий отрывок является финалом рассказа.
 
 
- Предположите, как закончится рассказ?
 
 
Чтение 5-го отрывка (читает ученик)
 
 
- Как вы думаете, почему плакал этот решительный, несгибаемый Валерка, хулиган и предводитель мальчишек?
- Кто виноват в том, что произошло? Кто больше?
- Почему же такое произошло?
 
 
- Давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Он не прозвучал в самом начале специально, чтобы не помешать вам размышлять и думать. Теперь я прочитаю вам слова известного поэта 20 века Э.Асадова. Эти слова как нельзя лучше объяснят нам причину произошедшего в рассказе. Беда детей в том, что они ещё не воспитали в себе силу чувств, не укрепили свои души. Они пока не умеют быть великодушными, до конца честными и открытыми по отношению друг к другу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся отвечают (действующие лица – ученики, подростки. Главные герои: Валерка Приходнов и Таня Коданёва)
 
 
 
 
 
 
Работа в группах, затем демонстрация своей работы (одноклассники: жестокие, похожи на животных, злые;
Приходнов: жестокий, подлый, беспощадный, видно, что он предводитель;
Таня: боится, ничего не понимает, но находит силы за себя постоять)
 
 
 
 
Вечер был, наверное, хороший.
 
 
Учащиеся высказывают предположения.
 
 
 
 
Учащиеся отвечают
 
 
Валерка может быть не жестоким, проявляет знаки внимания по отношению к Тане. Таня впервые в жизни гуляет с мальчиками, пусть и с двоечниками. Ей никогда не было так весело.
 
 
Учащиеся отвечают
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Составление таблицы-сравнительной характеристики, выступление.
 
 
Ответы учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Высказывают предположения
 
 
 
 
 
 
Ответы учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10 мин.
4
Этап рефлексии
Слово учителя: рассказ прочитан. Я хочу обратиться к теме урока «Поговорим о…»
-Так о чём же мы с вами говорили сегодня на уроке?
- Чьи предположения, записанные в тетради, совпали с сюжетом?
 
 
(Слайд №6 презентации):
- Что вас взволновало сегодня на уроке?
- Что огорчило?
- Чему хотела научить нас, читателей, своим рассказом Е.Габова?
 
О дружбе, о любви, о том, как нелегко, оказывается, любить и быть любимым
 
 
 
 
3 мин.
5
Итог
Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
Читайте произведения Елены Габовой. Будьте добрыми, внимательными, открытыми. Любите и будьте любимы! Я желаю вам счастья.
 
 
 
 
 
Список использованной литературы.
 
 
1.Габова Е.В. Никто не видел Рыжего: Повести, рассказы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000, с.153-164
 
2. Елена Габова. Биография : http://www.aodb.ru/
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ