Конспект урока по Литературе "Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасов «Железная дорога»" 6 класс

1.Шаврина Наталья Ивановна

2. МКОУ «Журавлёвская СОШ» с. Журавлёво

3. Учитель русского языка и литературы











































Литература 6 класс

Тема урока: Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасов «Железная дорога»

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н.А.Некрасов; показать демократическую направленность стихотворений Н.А.Некрасова на примере «Железной дороги»; раскрыть своеобразие композиции и языка стихотворения

Задачи урока: работать над выразительным чтением лирических произведений; обучить анализу лирического произведения на материале стихотворения «Железная дорога».

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; фотографии Дома-музея Н.А.Некрасова в Карабихе; фонохрестоматия, 40 (64).

Эпиграф: «Я лиру посвятил народу своему». (Н.А.Некрасов)

: «Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать…»

Н.А. Некрасов



ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Я знаю: книги не кривят душой,

И много смысла в правде их большой.

Они – мои советчики, друзья,

Попутчики в далёкие края.

Мне лишний груз в дороге ни к чему,

Но книги – обязательно возьму.


2. . Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть стихотворений А.А.Фета.

2. Чтение стихотворения.

НЕКРАСОВУ

Поэт! Восстань с одра недуга -

Тебе велит твоя страна:

В тебе страдальцы ищут друга,

Твоя великая услуга

В народном бедствии нужна!..


Ты видишь в шествии суровом

Толпу окованных детей...

Они, венком своим суровым

Любуясь, как нарядом новым,

Поют под звон своих цепей...


Они поют... Они не знают,

Что иглы этого венка

Пронзают сердце, мозг пронзают,

Любовь бесследно вырывают,

Глухою злобой жгут сердца...


Не говори: "Сильны твердыни...

Не смоет их моя слеза... "

Глас вопиявшего в пустыне

Далеко слышен был... Доныне

Гремит сильнее, чем гроза...


Вооружись же веткой мира,

Любовь к страдальцам призови...

Пророк, заставь и сильных мира -

Да сотворят себе кумира

Из вечной правды и любви!..


18 марта 1877

А. Л. Боровиковский

Алекса́ндр Льво́вич Боровико́вский (14 октября, 1844, Полтава — 27 ноября, 1905, Санкт-Петербург) — русский юрист, государственный чиновник, учёный и поэт. Участник ряда крупнейших судебных политических процессов в Российской империи. Сподвижник русского юриста Анатолия Кони. Сотрудник журнала «Отечественные записки», автор поэтических произведений, имевших популярность в конце XIX — начале XX века. Сын малорусского писателя Льва Ивановича Боровиковского.

- Обратите внимание на доску, прочитайте тему урока, эпиграф и подумайте, над чем мы будем работать, к какому результату должны прийти к концу урока?

Запишите тему урока в тетрадь

3. . Слово учителя.

- Вам знакома лирика Н.А.Некрасова по программе прошлых лет. Вспомним, какие стихотворения Некрасова вы читали. Что вам в них запомнилось?

Чтение мини- сочинений «Что я знаю о Некрасове»

Сегодня на уроке мы с вами будем экскурсоводами, биографами, историками, искусствоведами

Дети составляют опорный конспект – кластер. .

Учитель выступает в роли биографа. Работа с презентацией. Учитель напоминает детям факты из биографии писателя.

Экскурсовод проводит экскурсию по некрасовским местам.

1. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине в местечке Немиров, Каменец — Подольской губернии, ныне Винницкой.

2. в 1824 г. отец Николая Алексеевича выходит в отставку, и семья переселяется в родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.

3. В 1832 году Николай Алексеевич поступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у него после этого времени отражено в двух строчках:

придешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Здесь же, в гимназии, он начал писать стихи.

4. Отец Некрасова всегда мечтал о военной карьере для сына, поэтому в 1838г. отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк. Однако Николай Алексеевич решил поступать в университет, т.к. уже несколько лет тайно писал стихи и хотел печататься в столичных журналах. Вступительные экзамены в Петербургский университет поэту сдать не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Однако жизненные невзгоды не сломили его, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжает мечтать о поступлении в университет и упорно готовится к экзаменам. С 1839г. по 1841г. обучается «вольным слушателем» на филологическом факультете Петербургского университета

5. На Литейном проспекте в доме 36 находится мемориальный музей Н.А. Некрасова.

6. В 15 километрах от Ярославля, у старинного села, на высоком холме, вдоль Московско-Ярославского шоссе располагается усадьба Карабиха.

В начале 1860-х годов усадьбу купил Николай Алексеевич Некрасов. Он провел здесь десять летних сезонов (1861-1875). Карабиха стала для него тихим пристанищем, где он наслаждался прелестью русской природы и тесным семейным общением.

7. Одним из самых интересных мест города Чудово Новгородской области является Чудовская Лука – имение, которое в 1871г. купил Н.А.Некрасов. Оно располагалось там, где река Кересть — приток Волхова — делает красивую петлю.- В старом саду стоит двухэтажный деревянный дом, в котором с 1871 по 1876гг. год поэт проводил каждое лето. Некрасов приезжал сюда отдыхать и охотиться.

Окрестности Чудова издавна славились великолепной охотой. Еще до покупки имения Некрасов привозил отсюда богатые охотничьи трофеи.

.Учитель

Н.А.Некрасов – поэт, чья популярность в свое время затмила популярность самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу: «Я лиру посвятил народу своему». Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа.

Одно из самых сильных стихотворений поэта о народе – “Железная дорога”, написанное в 1864 году. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения, – строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году.

Историк знакомит с историей строительства железной дороги

1 февраля 1842 года был подписан высочайший указ о сооружении железной дороги Петербург — Москва. Работа по строительству первой русской магистрали длиной 650 км началась 1 августа 1842 года. Главноуправляющим путей сообщения стал Петр Андреевич Клейнмихель,

На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было самое бесчеловечное. Клейнмихель, желая выслужиться перед царем и быстрее построить дорогу, не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих: сотни и тысячи умирали от недоедания, болезней, холода.

Первым почетным пассажиром дороги и ее генеральным инспектором стал император Николай I. 18 августа 1851 года в 4 часа утра из Петербурга в Москву проследовал царский поезд.

.Искусствовед

Ребята, обратите внимание на картину К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

Каково общее впечатление от картины?

бросается прежде всего в глаза, что все работают, а один человек стоит с кнутом в руках;

рабочие грязные, худые, измученные, а подрядчик выглядит сыто, одет хорошо, смотрит на всех

свысока, в руках держит кнут

кнут в руках – символ насилия

- Кого и что вы видите еще?

и детей, и взрослых, но все они еле передвигают ноги от тяжести и усталости.люди передвигаются нескончаемой лентой, которой нет ни конца, ни края.

Подрядчик следит за тем, чтобы никто и ничто не нарушало безропотного повиновения этих людей.

.Перевернутые тачки говорят о том, что хозяева этих тачек погибли. Брошенных тачек много, значит и людей погибло много на этой работе.

Учитель

Послушайте стихотворение. Мы с вами проведём небольшое исследование: сравним стих и картину. Посмотрим, есть ли различия.

Работа с учебником

Чтение стихотворения «Железная дорога».


. Слово учителя. «Железная дорога»

Обратим внимание на эпиграф к этому стихотворению. Он построен в форме диалога. Оформлен эпиграф как миниатюрная пьеска – указаны действующие лица, имеются авторские ремарки. Мальчик спрашивает отца, кто построил эту железную дорогу. Папаша ответил, что её строил граф Клейнмихель. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав ответ отца, посчитал необходимым вмешаться в разговор и рассказать мальчику о подлинных строителях Николаевской железной дороги.

Работа с учебником

Чтение стихотворения «Железная дорога».

Ребята, вы сегодня будете исследователями, попробуете сами разобраться в прочитанном. Работаем в группах.

1 группа

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику. Например: «ядреный», «кочи», «десятник», «колтун», «заступ», «скопище», «подрядчик», «лабаз», «недоимка» и другие. Найдите объяснение этих слов и запишите в тетрадь.

2 группа.

Ответить на вопрос:

- Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? - Составим цитатный план к стихотворению, в нем будет четыре части.

3 группа.

Ответить на вопросы:

- В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали? Выписать цитаты.

4 группа.

Ответить на вопросы:

- Чем заканчивается вторая часть стихотворения?

- Какую оценку даёт поэт труду народа? Выписать цитаты.

Вывод.

Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добьется освобождения.

Прием антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения народа, страдающего от угнетения и рабства.

Работа с иллюстрацией

На картине художника Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», созданной в 1874 г., изображен каторжный труд рабочих. При отсутствии техники все работы проводились вручную: накладывались полные телеги гравия и щебня, укладывались рельсы, выравнивались пути.

- Обратите внимание на рабочих. Как они выглядят, как одеты?

- Чем идея этой картины близка к стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

Рефлексия. Работа с кластером

Домашнее задание1. Выучить наизусть первую главу «Славная осень!»

2. Прочесть поэму Н.А.Некрасова «Дедушка»




расположенную на другом берегу Волгисадьбу Карабихать)


бурге? за деревней.ь по отношению к народу, будь то городская улица, б



7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ