Конспект урока по Литературе "Проблема выбора в рассказе А.Грина «14 футов» Урок внеклассного чтения"
Модель урока
Тема урока: Проблема выбора в рассказе А.Грина «14 футов» Урок внеклассного чтения.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления идейного содержания рассказа А.Грина.
Тип урока: урок анализа произведения.
Цели по содержанию.
Образовательная: продолжить работу над углублением восприятия и осознанием идейно-художественного своеобразия произведения.
Развивающая: формирование основных компетентностей (читательской, аналитической, коммуникативной).
Воспитательная: воспитывать вдумчивого активного читателя; способствовать осознанию ответственности человека за свои поступки.
Методы: частично-поисковый метод проблемного обучения с элементами технологии критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Самостоятельная деятельность учеников: репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
Средства обучения:
сборник рассказов А.Грина;
оформление доски;
рабочая тетрадь по литературе.
Дидактические материалы:
текст рассказа;
распечатка кластера.
Домашнее задание опережающего характера:
к данному уроку прочитать рассказ А.Грина «14 футов»;
составить цитатный план рассказа;
индивидуальное задание двум ученикам: подготовить близкий к тексту пересказ кульминации рассказа (по ролям).
Ход урока
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.
Приветствуют учителя,
проверяют готовность своего рабочего места.
Целеполага-ние
и мотивация
Спрашивает учащихся, какие ассоциации вызывает у них слово «выбор», записывает эти ассоциации на доске, просит рассказать учеников о собственном жизненном выборе, обращается к теме урока, записанной на доске, и ставит цель – выяснить: выбор – это всегда проблема?
Называют ассоциации, размышляют над ситуациями выбора в своей жизни.
Актуализа-ция знаний
Просит учеников вспомнить, что такое проблема и как она решается в художественном произведении. Проверяет домашнее задание – цитатный план рассказа. Спрашивает учащихся, какими они представляют героев рассказа, просит составить их словесные портреты.
Отвечают на вопросы учителя, читают свои планы, устно описывают героев рассказа.
Основной этап – этап анализа текста художест-венного произведе-ния
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
Почему Кэт не может сделать выбор между Родом и Кистом? На что она надеется?
Как вы поняли мысль Киста в финале рассказа: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?
Почему любовь к Кэт не поссорила героев?
Какой выбор пришлось сделать Роду и Кисту во время прыжка через пропасть? Чем мотивированы их поступки? Могли ли они поступить иначе? Как бы поступили вы на их месте?
Как автор относится к своим героям, к их поведению? Как авторское отношение выражено в тексте?
Почему рассказ называется «14 футов»?
Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, слушают выразительное чтение кульминационной главы, подготовленное двумя учениками, делают следующие выводы: Кэт затрудняется в выборе, т.к. оба (и Род, и Кист) достойны её любви, она хочет, чтобы они сами сделали выбор, но выбор за неё делает судьба (в живых остаётся Кист); в любви и дружбе проявляется душевная красота героев, Род и Кист счастье любимого человека ставят выше собственного, для них нет выбора между дружбой и любовью, риск определяет жизненный выбор, судьбу героев, они не могли поступить иначе, поступки соответствуют нравственной сути героев: они – люди подвига; любимый герой Грина – человек мужественной души, открытого, отзывчивого сердца, он готов сделать выбор, требующий самопожертвования, таким его сделал писатель – романтик силой своего воображения, и такой пример подвига нам необходим, чтобы не старели наши сердца.
Применение знаний в измененной ситуации
Предлагает самостоятельно заполнить кластер. Контролирует выполнение задания.
Заполняют выданный заранее кластер, проверяют cвою работу.
Подведение итогов урока
Задает поставленный в начале урока вопрос: выбор – это всегда проблема? Читает стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе…»
Ученики отвечают на поставленный вопрос, делая вывод о моральной готовности к выбору, внимательно слушают стихотворение.
Рефлексия
Предлагает поставить знак в конце предложения – формулировки темы урока («Каждый выбирает по себе…»)
На заранее выданных листочках ставят знак и показывают учителю
Домашнее задание
Говорит, что проблема выбора – одна из главных в литературе и к ней мы будем обращаться часто. Советует прочитать к следующему уроку внеклассного чтения книгу С. Лукьяненко «Мальчик и тьма»
Записывают домашнее задание
Приложения
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
(Ю.Левитанский)
2. Кластер
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ