Конспект урока по Литературе "Проблема выбора в рассказе А.Грина «14 футов» Урок внеклассного чтения"

Модель урока

Тема урока: Проблема выбора в рассказе А.Грина «14 футов» Урок внеклассного чтения.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления идейного содержания рассказа А.Грина.

Тип урока: урок анализа произведения.

Цели по содержанию.

Образовательная: продолжить работу над углублением восприятия и осознанием идейно-художественного своеобразия произведения.

Развивающая: формирование основных компетентностей (читательской, аналитической, коммуникативной).

Воспитательная: воспитывать вдумчивого активного читателя; способствовать осознанию ответственности человека за свои поступки.

Методы: частично-поисковый метод проблемного обучения с элементами технологии критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Самостоятельная деятельность учеников: репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.

Средства обучения:

  • сборник рассказов А.Грина;

  • оформление доски;

  • рабочая тетрадь по литературе.

Дидактические материалы:

  • текст рассказа;

  • распечатка кластера.

Домашнее задание опережающего характера:

  1. к данному уроку прочитать рассказ А.Грина «14 футов»;

  2. составить цитатный план рассказа;

  3. индивидуальное задание двум ученикам: подготовить близкий к тексту пересказ кульминации рассказа (по ролям).

Ход урока

Структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.


Приветствуют учителя,

проверяют готовность своего рабочего места.

Целеполага-ние

и мотивация

Спрашивает учащихся, какие ассоциации вызывает у них слово «выбор», записывает эти ассоциации на доске, просит рассказать учеников о собственном жизненном выборе, обращается к теме урока, записанной на доске, и ставит цель – выяснить: выбор – это всегда проблема?


Называют ассоциации, размышляют над ситуациями выбора в своей жизни.

Актуализа-ция знаний


Просит учеников вспомнить, что такое проблема и как она решается в художественном произведении. Проверяет домашнее задание – цитатный план рассказа. Спрашивает учащихся, какими они представляют героев рассказа, просит составить их словесные портреты.


Отвечают на вопросы учителя, читают свои планы, устно описывают героев рассказа.


Основной этап – этап анализа текста художест-венного произведе-ния


Предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Почему Кэт не может сделать выбор между Родом и Кистом? На что она надеется?

  2. Как вы поняли мысль Киста в финале рассказа: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?

  3. Почему любовь к Кэт не поссорила героев?

  4. Какой выбор пришлось сделать Роду и Кисту во время прыжка через пропасть? Чем мотивированы их поступки? Могли ли они поступить иначе? Как бы поступили вы на их месте?

  5. Как автор относится к своим героям, к их поведению? Как авторское отношение выражено в тексте?

  6. Почему рассказ называется «14 футов»?



Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, слушают выразительное чтение кульминационной главы, подготовленное двумя учениками, делают следующие выводы: Кэт затрудняется в выборе, т.к. оба (и Род, и Кист) достойны её любви, она хочет, чтобы они сами сделали выбор, но выбор за неё делает судьба (в живых остаётся Кист); в любви и дружбе проявляется душевная красота героев, Род и Кист счастье любимого человека ставят выше собственного, для них нет выбора между дружбой и любовью, риск определяет жизненный выбор, судьбу героев, они не могли поступить иначе, поступки соответствуют нравственной сути героев: они – люди подвига; любимый герой Грина – человек мужественной души, открытого, отзывчивого сердца, он готов сделать выбор, требующий самопожертвования, таким его сделал писатель – романтик силой своего воображения, и такой пример подвига нам необходим, чтобы не старели наши сердца.

Применение знаний в измененной ситуации


Предлагает самостоятельно заполнить кластер. Контролирует выполнение задания.

Заполняют выданный заранее кластер, проверяют cвою работу.

Подведение итогов урока

Задает поставленный в начале урока вопрос: выбор – это всегда проблема? Читает стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе…»

Ученики отвечают на поставленный вопрос, делая вывод о моральной готовности к выбору, внимательно слушают стихотворение.

Рефлексия

Предлагает поставить знак в конце предложения – формулировки темы урока («Каждый выбирает по себе…»)

На заранее выданных листочках ставят знак и показывают учителю

Домашнее задание

Говорит, что проблема выбора – одна из главных в литературе и к ней мы будем обращаться часто. Советует прочитать к следующему уроку внеклассного чтения книгу С. Лукьяненко «Мальчик и тьма»

Записывают домашнее задание


Приложения

  1. Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.

(Ю.Левитанский)

2. Кластер





3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ