Конспект урока по Литературе «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 7 класс

Пояснительная записка.

В Дмитровском детском доме-интернате живут, обучаются, лечатся и проходят реабилитацию 105 детей в возрасте от 5 до 20 лет. Все они дети – инвалиды, имеющие определенную группу инвалидности. Это дети, страдающие ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеют менее развитую скорость письма, замедленное восприятие, невнятную речь, нескоординированные движения. Дети с ограниченными возможностями – это особая категория учащихся. Их отличают: состояние, в котором они находятся, индивидуальные возможности по самопроявлению, отличие от здоровых детей такого же возраста. Потенциал таких детей значителен, но его надо уметь раскрыть,

В общеобразовательной школе при ДДДИ дети получают основное (10 классов) и полное среднее (12 классов) образование. Программы, по которым они обучаются, составлены и разработаны в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования на основе Программы для общеобразовательных учебных заведений Министерства образования Российской Федерации.

Ученический класс состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свои психологические и нравственные особенности, свои интересы и склонности, свое видение действительности. Не все школьники одинаково быстро и успешно овладевают знаниями. Определяющая причина такого явления заключается в том, что воспитывающее, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через "внутренние условия" ее развития, которые бесконечно разнообразны. Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно решить путем индивидуализации и дифференциации обучения. А индивидуальная работа с детьми – инвалидами определяется еще их заболеванием или физическим недостатком. Индивидуальный подход в обучении - это учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося. Индивидуальная проверка и оценка знаний выполняет не только функцию контроля, но имеет большое обучающее и воспитательное воздействие. Если с помощью проверки выявляются знания и умения учащихся и если при этом им помогают идти от незнания к знанию, то сам процесс проверки будет интересен для них. Очень важно – снять страх у ребенка перед будущей проверочной работой. Педагогический такт учителя, его чуткость и объективность в оценивании знаний и умений имеет большое воспитательное значение.



Открытый урок (7класс )

Тема «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Разработала урок учитель русского языка и литературы (высшей категории) Государственного стационарного учреждения социального обслуживания

Московской области «Дмитровский детский дом – интернат

для детей с физическими недостатками»

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА


Цель урока:

Проникнуться уважением и сочувствием к героям повести, помочь ученикам почувствовать силу и красоту человеческих отношений; показать уникальность литературного шедевра;

Воссоздать связь с литературно-историческим контекстом;

Оформление урока:

Репродукции миниатюр к «Повести…»;

Изображение Спасо-Преображенского мужского монастыря;

Раки с мощами Петра и Февронии Николо-Набережной церкви.

Эпиграф( на доске):

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме…

(Вс. Рождественский)

На доску вынесено:

Великие Четьи- Минеи

Mineos(греч.)-месяц

Ермолай Еразм (Прегрешный)

Агиография-писание о Святом

Агиос-Святой

Графо-пишу


Ход урока

Слово учителя

Стареют книги…Нет, не переплет,

Не тронутые плесенью страницы…

А то, что там,за буквами живет

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полет,

Иссохла старых сказок медуница,

И до конца никто уж не поймет,

Что озаряло предков наших лица…

(Вс. Рождественский)

Мы погружаемся в мир древнерусской литературы- спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век-время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное-12 огромных томов –собрание всех чтомых, т. е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось « Великие Четьи –Минеи»

-Что обозначают это слово?

-Минео(греч.)-месяц

-А четьи?- ежемесячные чтения.

В « Великих Четьи- Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит : «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручат священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие Муромских святых Петра и Февронии. Муром славился своими легендами.

-С чем ассоциируется у вас город Муром?

(ученики вспоминают Илью Муромца и песню «умуромской дорожки…»)

Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней,оно и послужило основой для повести, а автор ее-Ермолай –Еразм(прегрешный)

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения.Я думаю,что вчера появилось еще несколько новых читателей, покоренных живым словом Ермолая_Еразма.

- Понравилась вам эта повесть?

- О чем она?

-Какие чувства вызвала у вас?

Словарная работа

Текст древний, события происходят в 12 веке.

-Какие слова требуют толкования?

Агриков меч-

Искони-

Церковь Воздвижения-

Отрок-

Скважня-

Алтарная стена-

Керамиды-

Сноха-

Струпья-

Пядь-

Отчина-

Блаженный-

Канонизировать-

Иноческие-

Воздух-

Риза-


Разберемся в прочитанном:

- Это повесть, житие, сказка, былина, легенда? (Дать пояснение)

(правильный ответ-Это повесть с занимательным сюжетом)

Обратимся к композиции:

- Как построена повесть?

- Сколько частей можно выделить?

- Составляем коллективно план повести, запишем его на доске и в тетради.

ПЛАН

1.Подвиг князя Петра

2.Мудрая дева Феврония

3.Поединок Петра и Февронии с боярами

4.Кончина святых и посмертные чудеса


Обратимся к 1 части

-Художественный пересказ момента о прилете змея –дьявола.

-Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете?

-Найдите в тексте слова, где показано отношение автора к змею. Прочитайте эти слова.

-Как автор относится к Петру?

- Какие человеческие качества привлекательны в Петре? (САМООТВЕРЖЕННОСТЬ,ХРАБРОСТЬ,ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С БРАТОМ)

-Обратите внимание на фразу « любил молиться вне города». О чем она говорит? (Глубокая вера, молитвенность князя; уединившись в тихом храме ,легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву ,попросить о помощи в праведном деле)

Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества воли,напряжения сил, Заканчиваются на этом испытания героя?

-Что такое подвиг? (подбираем однокоренные слова,выделяем корень,задумываемся над значением слова)

-Кто такой подвижник? (Это тот,кто постоянно,всей своей жизнью идет(движется) по пути к БОГУ

Обратимся ко 2 части

Сюжет о змееборце дополнился сюжетом о мудрой деве

-Почему называют Февронию мудрою?(говорит загадками)

Чтение по ролям отрывка(князь и Феврония)

-Зачем князь испытывает Февронию?

-Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?

-Достойна ли Феврония Петра?

-Есть ли в тексте портреты героев?Почему?

-Петр и Феврония жили благочестиво и праведно.. Как это понять?

Обратимся к 3 части

Беседа

-За что невзлюбили новую княгиню бояре?

-Как отвечают супруги на козни бояр?

-Как автор через слово выражает свое отношение к боярам?

-Докажите,что Петр и Феврония –идеальные правители.

Обратимся к 4 части

Выразительное чтение

Слово учителя

На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы,т. е. объявлены святыми. Ежегодно 8 июля (по старому стилю-25)во всех храмах Православной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский День всех любящих.

Есть 2 чудотворные иконы Петра и Февронии- в Спасо-Преображенском мужском монастыре и в храме Малого Воздвижения в Москве.

-Как вы думаете, о чем просят святых верующие?

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

-О каких вечных темах идет речь в повести?

Добро побеждает,а зло само губит себя!

- Как приходит в мир зло?(От корысти,глупости,властолюбия людей)

-Можно ли бороться со злом и одолеть его?

ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ.

Иконы русской золотая осень,

Как яростна небес твоих лазурь.

Уж на цветы не залетают осы.

И тишина, как после гроз и бурь.

Прожить под золотом,

Что под позором.

Под солнцем жить.

Осенние леса невидимо проходят перед взором

Прощального иконного лица.

- Рассмотрим миниатюры .Какие события из жизни святых изображены?

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

-Чем вам запомнился сегодняшний урок?

-Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

-О каких вечных темах мы говорили сегодня?


Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне-

Мир жестокий спасет красота(ДУХОВНАЯ)

Домашнее задание

Написать сочинение –миниатюру « Духовная красота человека нашего времени» или создать презентацию « Повести о Петре и Февронии Муромских»

Вывод

Одной из новых форм организации обучения на уроке литературы является личностно-ориентированный подход, который является основой традиционного обучения. Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности. Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке литературы Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае. [

Октябрь-2011год


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ