Конспект урока по Литературе "Поволжье. Общая характеристика района" 9 класс

МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева

















ТЕМА: «Поволжье. Общая характеристика района»

«Человек и природа, человек и мир, его окружающий,

в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»»

9 класс


Автор: учитель русского языка и литературы

Меньшикова Елена Викторовна

















2013-2014 учебный год



КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «Районирование России. Поволжье»

«Герои и проблемы современной литературы»

Название урока


«Поволжье. Общая характеристика района»

«Человек и природа, человек и мир, его окружающий,

в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»»

Класс

Учебник, программа

9

 В.П. Дронов, В.Я Ром, «География. Население и хозяйство», 9кл, М. Дрофа 2005

В.Я. Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин «Литература. 9 класс», М., Просвещение, 2002. 

Тип

Форма

Изучение нового материала

Урок – исследование

Технология урока:


Технология учебного исследования

Помоги мне это сделать самому.

М. Монтессори.

Энциклопедия образовательных технологий. Том 1

Г.К. Селевко. Москва НИИ школьных технологи 2006

Стр.225.

Цели:

Образовательные цели:

  • составить общую характеристику Поволжья;

  • формировать навык филологического анализа художественного текста;

Развивающие цели:

  • продолжать формировать умения свертывать полученную информацию в форме географического конспекта;

  • закрепить умения и навыки работы со статистическими материалами и контурными картами, карточками-заданиями;

  • развивать образное мышление, способность к исследовательской деятельности;

  • развивать познавательный интерес к литературе;

  • развивать устную и письменную речь.


Воспитательные цели:

  • средствами литературы и географии воспитывать бережное отношение к природе России;

  • формировать личностную позицию;

  • обеспечить знаниями о человеке и природе как основе духовного развития;


Задачи урока:

  • изучить состав района, особенности ЭГП, факторы развития и хозяйственную специализацию Поволжья

  • проанализировать различные источники географической информации

  • научить коллективно, анализировать карты, делать выводы, презентовать свои знания

  • создать на уроке благоприятный эмоционально-психологический климат


Применяемые формы работы

 Работа в группах по карточкам, анализ текста учебника и тематических карт, анализ текста художественного произведения

Оборудование урока

  • Карты:

Политико-административная карта России;

Топливно - энергитический комплекс;

Тектоническая карта;

Машиностроительный комплекс;

Агропромышленный комплекс;

Машиностроение.

  • Атласы

  • Карточки-задания

  • Картины природы Поволжья.

  • Презентации «Поволжье», «Распутин. Прощание с Матёрой»

  • Электронный учебник «География 6-10 класс», раздел «Районирование России»

  • Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой»

  • Толковые словари

  • Магнитная доска

План урока

Время

1.

География. Формулировка темы, определение состава региона. Планирование работы.

10

мин

2.

Литература. Анализ названия повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»

15

мин

2.

География + литература.

Выдвижение гипотезы, определение проблемы

10

мин

2.

Работа в группах

15

мин

3.

Отчет групп. Презентация результатов работы

35

мин

4.

Подведение итогов

5

мин

5.

Домашнее задание

3

мин

 Ход урока

Пункт плана №1. Разминка. Актуализация знаний.

Ведет учитель географии

Работа учителя

Работа учащихся

Ребята! Мы завершили изучение нескольких значимых регионов России. Как называются эти регионы? Демонстрируется карта «Экономическое районирование» (электронный учебник «География 6-10 класс»)

Мы изучали территорию Центральной России, в её состав входят Центральный районы: Центрально - Черноземный, Волго-Вятский, Северо - Западный район, Европейского юга, Европейского Севера. Урала

Сегодня мы с вами совершим путешествие в необычайный уголок нашей Родины. На слайде схема «Брусика на нити». Как выдумаете, о каком экономическом районе пойдет речь? По каким признакам Вы определили? Что вы уже знаете о регионе?

Тема урока «Поволжье»

Какие цели необходимо поставить?

Учащиеся предполагают варианты ответа.

Поволжье

Возможные варианты ответов:

Граничит с Центральной Россией, Уралом, является приморским, все города протянулись с севера на юг.




Совместно с учителем определяют цели урока.

Что необходимо определить?

На основе анализа политико – административной карты и схемы учебника страницы 259, определим состав экономического района. Удалите из списка лишние субъекты федерации. Слайд №3.

Состав района.

Учащиеся отбирают субъекты федерации входящие в Поволжье.

На слайде: Республика Татария, Республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Пензенская область, Саратовская область, Волгоградская, область Астраханская область

Не входят в состав

Республика Коми, республика Карелия, Вологодская область - Европейский Север; Новгородская область- Северо-западный район

республика Мордовия - Волго-Вятский

Проверяют записи в тетради алгоритму слайда №4

Как можно составить характеристику экономического района?

Планирование работы.

Чтобы составить полную характеристику , нам необходимо провести исследование различных источников: карт, таблиц.

Установить особенности:

ЭГП, природных ресурсов, населения, хозяйственного развития района, определить отрасли специализации.

Говоря о районе «Поволжье», трудно остаться равнодушным к красоте главной реке Европейской части России.

Красавица народная,
Как море полноводная,
Как Родина свободная,

Широка, глубока, сильна…

Слушают, просматривают слайды №5,6,

Пункт плана №2. Разминка. Актуализация знаний.

Ведет учитель литературы

Звучит песня «Малиновый звон»

Слушают, просматривают слайд№1

«И опять наступила весна… Всё это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня». Так начинается повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой», произведение, которое по своему содержанию, остроте конфликта можно назвать философской притчей.

Анализ названия произведения. Слады №2 - 5

Работа с толковым словарём: определение значения слова «прощание».

Приходим к важному выводу: прощание произойдёт с одушевлённым предметом.

Что же такое Матёра? Заглянем в словарь В.И. Даля.

Составьте синонимический ряд к слову «матёра».

Что такое Матёра в повести?. Какое впечатление производит Матёра?

(работа с текстом гл. 1. 4, 6, 7)

Символично художественное время начала повести.

«… такая наступила кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень… с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара, и так всё казалось прочным, вечным…».

Почему повесть начинается с весеннего пейзажа?


Прокомментируйте эту особенность.



«И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… ».


Какая уготована судьба острову?

Произойдет «убиение» Матёры: не только разрушение векового уклада, истребление памяти о минувших поколениях, но и буквальное стирание с лица земли. Деревне суждено погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее. Не случайно слово Матёра связано с понятием «мать». Для всех жителей Матёра как родная мать.

Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?


Прощание с Матёрой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленным ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.

В чем причина развернувшейся трагедии?

Бедствием, крушением размеренного лада жизни, благодати оборачивается строительство ГЭС. Под угрозой оказались вековые основы жизни, утрата которых невосполнима. Слайд №6

Пункт №3. Ведут учителя географии + литературы

География.

Вековая красавица превращается в реку «труженицу», которую с 1935 года начинают преобразовывать в речную систему покрытую «Волжским каскадом гидроэнергетических узлов»

Выскажите ваше мнение?

Анализ слайдов 7,8.-география

Учитель литературы обращает внимание учащихся к слайду « Рыбинская правда»

Высказывают мнение за + и против-

Выдвижение гипотезы

«Создание волжского каскада – основа экономики Поволжья?»

Литература.

Распутин завязывает сложный и мучительный конфликт между человеческим «Я» и прогрессом.

Поэт Андрей Вознесенский считает:

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек.

Что о человеке говорит автор и его герои в главе 13? (работа с текстом)

Подберём родственные слова с корнем – род-

Формулируем гипотезу исследования:

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек?

Слайд №7

География + литература

Связаны ли выдвинутые гипотезы.

Учитель географии читает:

« Создание волжского каскада – основа экономики Поволжья»

Учитель литературы:

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек?

Высказывают мнения.

«Создание волжского каскада – основа экономики Поволжья»

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек?

Не кажется ли вам, что наш сегодняшний разговор на уроке несколько странным? Географы говорят о Поволжье, а в повести Распутина речь идёт об Ангаре. Где же связь?

Определить жанровое своеобразие. Задание для группы литературоведов

Пункт плана №4. Работа в группах

Работа учителя

Работа учащихся

Для проведения исследований, я предлагают Вам работать в 7 группах. Что обозначает название каждой группы?

В течение 7 минут вам необходимо используя различные источники географической информации, исследовать отдельный изучаемый вопрос и оформить экран исследований на доске

( географический кластер).

Группы:

ЭГП, Этнологи-Социологи, Ресурсоведы, Промышленники, Аграрии, Литературоведы.

В течение 7минут работают согласно листу- заданию

Учащиеся работают в группах.

Оформляют элементы кластера.

Пункт плана №5. Отчет групп География + литература

В течение отчета учащиеся класса переносят географический кластер в тетрадь.

Какой группе необходимо предоставить отчет первой?

Отчёт представителей групп о результатах исследования. Группа ЭГП

Группа ЭГП. Оформляют, элементы кластера на доске комментируют итоги поисковой работы.

ЭГП выгодное, но создание Волжского каскада отрицательно влияют на пропускную способность рек.

Как вы думаете, на каком вопросе мы остановимся?



Этнологи - социологи

Этнологи сообщают о семьях и группах, народах, религиях

Социологи отмечают отрицательный естественный прирост, урбанизационный отток, миграционный приток в крупные города, отмечают неравномерность заселения.

Отмечают, что создание Волжского каскада – привело к увеличению численности городского населения.

Литературоведы

За сухими цифрами статистики всегда стоят конкретные живые люди со своей особой судьбой? Какой представляется жителям Матёры жизнь в городе? (Работа с текстом гл. 1, 5, 9, 21).

Анализ эпизодов.

Гл.7 -. прощания с домом Настасьи. Как в простоте и обыденности происходящего проявляется высокая трагичность момента?

Гл.20. В чём смысл странного священнодейства, совершаемого Дарьей?

Кому в городе жить хорошо? (гл.9)

Как вы думаете, на каком вопросе мы остановимся?



Ресурсоведы


Литературоведы

Анализируют карты отмечают, что регион богат топливными , есть соль, рыбные ресурсы, отмечают особенности земельных ресурсов и отрицательное влияние строительство ГЭС на земельный фонд Поволжья.

Под воду уходит остров, обетованная земля, созданная трудом многих поколений. Как об этом говорит Распутин? (гл. 9)

Как автор описывает богатства матёринской земли? ( гл. 15)

Кому принадлежит эта богатая, потом политая земля? (гл. 13)

Как вы думаете, на каком вопросе мы остановимся?

Аграрии

Анализ карты АПК, Агроклиматический пояс , что выращивают.

Как вы думаете, на каком вопросе мы остановимся?


Хозяйство


Литературоведы

Отрасли лидеры, анализ карт машиностроение, гидроэнергетика, топливная. Отмечают, что электроэнергитика необходимо для развития хозяйства региона.


Дарья – главная героиня повести. Часто её устами говорит сам автор. Какую роль в жизни человека играют машины, по мнению Дарьи? (гл.14)


Учащиеся всех групп отмечают, что строительство ГЭС характерно для всех регионов России.

Учитель литературы

У Андрея Вознесенского есть потрясающее стихотворение:

Ты молилась ли на ночь, береза?

Вы молились ли на ночь,

Запрокинутые озера

Сенеж, Свитязь и Нарочь?


Вы молились ли на ночь, соборы

Покрова и Успенья?

Покурю у забора.

Надо, чтобы успели.

У лугов изумлявших –

Запах автомобилей…

Ты молилась, Земля наша?

Как тебя мы любили!

Группа литературоведов доказывают, что повесть Распутина можно отнести к жанру философской притчи. Слайды №8-10

Учитель географии

Над проблемой большой Волги

работают экологи, и в настоящее время обсуждается проект реконструкции затопленных земель.

«Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.» В. Распутин

Слайд №11

Высказывают мнения и дают краткий анализ картосхемы.

Учитель литературы. Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски, чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…


Пункт плана №6 Итог урока

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель предлагает вернуться к гипотезе исследования и заполнить лист характеристики района.

Учащиеся приводят аргументы в подтверждение, выдвинутых в начале урока гипотез о том, что создание волжского каскада является основой экономики Поволжья. Но при этом прав и А.Вознесенский, утверждая, что

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек?


Учащиеся определяют уровень выполнения целей.

Заполняют карточки самоконтроля

Звучит песня «Малиновый звон»

Пункт плана №5 Домашнее задание

Работа учителя

Работа учащихся

  • П.47-48 с учетом заполнения карточки самоконтроля.

  • На основе текста параграфа установить основные этапы освоение Европейского Севера, заполнить таблицу.

Этап освоения

  • Записывают домашнее задание в дневник на основе карточек самоконтроля.

  • Выставляют оценки, полученные за урок.


  • На контурной обозначить субъекты федерации входящие в состав района

  • Сочинение – эссе на тему:

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек?...


Литература

1.В.П. Дронов, В.Я Ром; География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2005

2.Е.А. Жижина; поурочные планы по географии. Население и хозяйство России 9 класс, М « Вако» 2005

3. В.П. Дронов Рабочая тетрадь. География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2006

4. И.И. Баринова.Современный урок географии. М. «Школьная Пресса » 2002

5. Демографическое развитие и этнические процессы

http://kolaenc.gov- murman.ru/demography/population/

6.Вологодская область. http://www.dvinaland.ru/region/

7.Этнический состав населения http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

8. Федеральная служба государственной статистики

http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=NA000_3p&project=BIPortal_cen_2.bip

9.Вологодское масло. http://www.booksite.ru/butter/index.htm

Учитель географии высшей категории Лебедева Т.Ю.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В.

Урок проведён в 2012 году в рамках районной методической недели




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ