Конспект урока по Литературе «Пусть душа останется чиста…» 11 класс

Обучение сочинению – способ формирования

креативного мышления современных школьников


В системе уроков внеклассного чтения наиболее сложным представляется урок по литературе последних десятилетий. Часть учителей обходит эту проблему, ограничиваясь изучением литературы 60-80-х годов. Мне представляется целесообразным и необходимым внимание учащихся привлечь к самым новым произведениям, произведениям наших дней. Подобный опыт может повлиять на самостоятельное чтение школьников, позволит связать литературу классическую с современной.

О таком уроке я хочу рассказать вам сегодня. Проводился он в форме диалога учителя с учащимися, которые специально работали с произведениями современных авторов.

Тема: «Пусть душа останется чиста…»

Класс: 11

Форма: урок-суд по произведениям В. Потанина

Тип: комбинированный урок

Задачи

1. Привлечь внимание современного школьника к произведениям литературы наших дней, ее нравственно-философской проблематике.

2. Научить учеников видеть в любом произведении вечный, общечеловеческий смысл; способствовать духовному формированию человека в школе.

3. Воспитывать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью.

Цели

1.Рассмотреть особенности художественных тенденций литературы на современном этапе.

2. Помочь учащимся разобраться в художественном мире произведений современных авторов.

3. Вызвать у детей душевный и эмоциональный отклик, размышления о прочитанном.

4. Совершенствовать умение вести аргументированную полемическую беседу.

5. Попытаться раскрыть особенности творческого метода В.Ф.Потанина, показать нравственные идеалы писателя.

Перед уроком внеклассного чтения я провела экспресс-опрос среди выпускников школы. Им предлагалось два вопроса:1. Что вы читаете на досуге? 2. Чему из предложенных вариантов отдаете предпочтение? Вы видите результат.

Готовясь к уроку, школьники разделились на 4 группы: «Читатели», «Литературоведы», «Исследователи», «Консультанты». У каждой группы была своя задача. Направляющая роль учителя заключалась в обеспечении учащихся текстами и критической литературой, поскольку в условиях сельской школы самостоятельно решить подобную проблему сложно.

1. Читатели.

Знакомились с рассказами, повестями, разнообразными по тематике и жанровой природе, написанными писателями разных литературных течений за последние 20 лет.

Делились своими впечатлениями, ощущениями по поводу прочитанного.

2. Литературоведы.

Исследовали критическую литературу по произведениям современных авторов и давали истолкование точки зрения ведущих критиков страны по поводу нововведений в литературе.

3. Исследователи.

Работали с дневниками и воспоминаниями писателя наших дней (В.Ф.Потанина). Делали необходимые выписки по предварительному заданию учителя.

4. Консультант (независимая, нейтральная позиция)

Следил за ходом обсуждения проблемы, делал замечания и обобщения в продолжение и после спора между учащимися, вносил коррективы и предложения по ходу обсуждения.


Урок начался со вступительного слова учителя.

Стремительно бегут годы, меняя лицо времени, лицо страны, мироощущение человека. Нет ли в этой неудержимости желания забвения, возможности уйти от ответственности, нет ли растерянности перед утратой тех главных ценностей, которые формировались в народе веками и трепетно передавались из поколения в поколение? И есть ли сила, способная противостоять процессу отчуждения и бездуховности, всеобщей стандартизации?

В истории нашей культуры огромной силой всегда было наделено слово. Неужели сегодня оно обречено на поражение? Сможет ли в наши дни отечественная литература противостоять и «золотому тельцу», и невзыскательному вкусу, и потере нравственных ориентиров?

Примерно с такого монолога мы начинаем разговор о современной русской литературе последней четверти 20 века, периоде невероятно сложном, неоднозначно оцениваемом в литературной критике. Трудно вести этот разговор с современными старшеклассниками, так как они плоть от плоти своего времени, а мы стараемся приобщить их к той культуре, которая явилась центром притяжения поколения их родителей. Но не вести этого разговора нельзя. Пусть старшеклассники, у которых за спиной опыт знакомства с историей русской литературы, сами задумаются над тем, что по-настоящему современно в литературе, а что временно, преходяще.

«Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики. Перед нами возникло спорное явление – «новая волна» в русской литературе. Что же это такое для молодых читателей 21 века?

Аналитическая беседа, продолжившая урок, открыла серьезный разговор о новых произведениях последних 15 лет.

Распалась прежняя система ценностей, казавшаяся вечной и непререкаемой. Советская идеология, отбросив прежние, христианские нормы жизни, моральные заповеди, теперь рухнула сама. Но, к сожалению, исчезает и гармония, которую всегда обретали герои классической литературы, когда находили свой путь к постижению истины, к возвышению души.

« Какая же гармония возможна, когда полон желчи и отрицания Базаров, когда мечется на жизненном пути Пьер Безухов, когда страдает и совершает страшное преступление Раскольников?» - спрашиваю я ребят.

Ответ старшеклассников звучит убедительно. Базаров откроет перед смертью для себя чудо любви, что свойственно только личности духовной. Раскольников, пройдя через грех гордыни, отрицание, страдание и муки, через ужас преступления, обретет любовь не к женщине, не к великой личности, а к Человеку. Главная черта классической литературы – гармонизация жизни, когда человек находит естественное душевное равновесие с миром и Богом. А в новой литературе? После прочтения любой книги возникает ощущение прочной паутины, из которой никак не вырвешься, как из заколдованного круга.

Герой новой прозы живет в мире, где нет и не может быть покоя, душевного равновесия, целостности личности, опирающейся на вечные устои. Ни завязки, ни развязки… Сплошной поток мыслей.

Таково мнение современных школьников о литературе наших дней (первичное восприятие). Можно ли с ним согласиться?..

Неужели сегодняшняя литература является проводником праздности, бездуховности, культа насилия и власти тьмы? Неужели в литературе наших дней больше потерь, чем обретений? Этот вопрос я адресовала выпускникам 21 века.

Однозначного ответа не прозвучало, наоборот, завязался настоящий диалог-спор. Класс разделился на два блока: «Обвинители» «новой волны» в русской литературе и ее «Защитники».

Позиция «Обвинителей» была убедительной.

В литературе последних лет преобладает разрушительное начало (больше потерь, чем обретений: разрушаются традиции, утрачивается культурная почва).

Вот приводимые ими доказательства:

1. У Т.Толстой главный герой – человек, одинаково способный на добро и зло. Нет никакой оптимистической перспективы, судьба личности становится игрушкой в руках непонятной силы.

2. У Л.Петрушевской личность – высшая ценность, но она бесследно уничтожается смертью. Это замыкает человека в его эгоизме, подчеркивая бессмысленность любого поступка. Выходит, жизнь абсурдна?!

3. Л.Н.Толстой нашел емкую формулу: «Люди как реки». Духовный мир текуч, в душевных переживаниях проявляется весь предшествующий опыт человека. У современных писателей реки оказались без берегов, произведения теряют очертания, появляется внесюжетное повествование, разрушаются все традиционные композиционные элементы. Мы блуждаем по страницам книг в поисках действительности и не находим ее.


«Защитники» тоже аргументировали свою точку зрения.

Литература наших дней обновляется, видоизменяется, привлекает внимание читателя к происходящему вокруг – современным проблемам.

Доводы:

1. Не происходит обесценивание реальности, а подчеркивается мотив ее пустоты, фальшивости, абсурдности. Разве не такая сейчас наша жизнь, особенно в городе, где молодежь шагает под лозунгом вседозволенности. Чувство родного языка ослабляется настолько, что ненормативная лексика становится эталоном в общении!

2. Сейчас стало модным виртуальное общение. Виртуальность – это особый язык творчества, не имеющий связей с объективно существующим миром. Мир – по законам текста! Жизнь – в мерцании слов… завораживает, хотя и опасна. Проза Пелевина дает новый ключ к пониманию человеческой психологии, ведь мир действительно таков, каким его делает сам человек.

В полемике участвовали и ученики-литературоведы, и исследователи, изучавшие литературно-критические статьи о творчестве писателей «новой волны». Каждая из групп пыталась опровергнуть точку зрения оппонентов и привести свои доводы.

Вот одно из мнений «За»:

Т.Толстая противопоставляет большому и враждебному миру свой внутренний мир, где жизнь организована по законам детской игрушки. От этого грубого мира нет спасения, и вся жизнь – это бег за мечтой, но бег по кругу. Не вырваться из круга, нет выхода, и остается только укрыться от этого мира в чудесный мир дивных вещей.

Посмотрите, какая тонкая, удивительная проза: «Абажур молодой, пугливый, он ко мне еще не привык – только недавно мы с папой купили его на барахолке» («Любишь – не любишь») Теряется целостное ощущение жизни, и тогда остается бесконечно любоваться деталями. Этому чужому, нежеланному миру нечего сказать, в нем просто мерзко быть, остается убежать в прошлое, в воспоминания, как Т.Толстая, или выдумать другой мир, как Пелевин. (Холодяков И.В.)(1)

А вот мнение оппонента:

«Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, вере, красоте, народной мудрости… Развивается эстетика эпатажа, усиливается интерес к «грязному» слову. Наша память протестует против утраты культурной почвы, разрушения традиций.

В.А.Чалмаев лишний раз подтверждает правоту нашей позиции: «В сущности, не реализмом, а натуралистической оболочкой без ядра, без корней в традиции является большинство произведений» последних 15 лет. (2)

«Увы, без подкрепляющего жизненного опыта литература стала похожей на …инструкцию к исчезнувшим вместе с прежней цивилизацией мясорубкам, - заметил Н.Переяслов. (3) Добавить к сказанному можно только строки из «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, / Я очутился в сумрачном лесу, / Утратив правый путь во тьме долины».

По ходу спора и после него ученик-консультант умело делал замечания и обобщения, вносил коррективы в доказательства выступающих. И «Противники», и «Защитники» новой литературы сошлись на том, что в нашей культуре произошли глобальные перемены. Право выбора – за читателем: что «поглощать» для души и ума, а что для отдыха.


Урок продолжился предметным диалогом-беседой о творчестве одного из современных авторов – В.Ф. Потанина.

О мастерстве вообще очень трудно говорить, когда думаешь о человеке. «Сумеет ли человек 21 века сохранить в себе чистоту, совесть, доброту в суровые дни современности?» - спрашиваем мы себя и ждем ответа на страницах произведений современной литературы. Новая литература все больше погружается в глубь души человека, оказавшегося перед неразрешенностью главных смыслов своего существования.

А рядом – живая жизнь, горе и радость, встречи и расставания, любовь и тоска. Как объединить это все вместе, слить в единый поток, чтобы ожили и заиграли страницы? Очень трудно ответить на этот вопрос, но все же попробуем…

Почему-то из множества имен писателей литературы «новой волны» ребята выбрали провинциального писателя В.Потанина. В чем заключается сила его притягательности для них, современных читателей?

В ходе беседы выяснилось, что в его повестях опять «воскресает душа», новая, прекрасная и таинственная, отражается удивительная любовь к человеку, даже самому обыкновенному, незаметному, иногда жизнью обиженному. Его повести дышат тишиной, ожиданием, идеализмом, который был осмеян еще во времена Гончарова. Но какая сила традиций в каждой строке, какая исповедальность!

И герои его дневниковых очерков и рассказов самые что ни на есть настоящие, живые, рядом живущие современники, переживающие с нами одну судьбу, одни потери и обретения.

Вырисовывается под его пером собственный образ писателя – образ человека, болеющего душой за все происходящее на родной земле, чувствующего ответственность и перед памятью прошлого, и перед будущим. Не случайно его любимыми стали строки Н.Рубцова:

«До конца, / До тихого креста / Пусть душа / Останется чиста!»

Ученику-исследователю удалось почитать воспоминания писателя, в которых он нашел ответ на вопрос, почему именно Виктору Потанину выпускники «отдали свой голос». Цитирую: «Провинция крепко держит меня в своих объятиях. Держит детство, родительские могилки, родной язык, который заходит с улицы прямо в строчку.»


Во время обсуждения ребята объяснили, почему в полный восторг их привели повести «Над зыбкой» и «Голубая жемчужина» Потанина, а не столь популярные среди столичных учеников эксперименты с виртуальными мирами Пелевина.

Первая повесть заглянула в каждый потаенный уголок души, заставила задуматься, откликнуться желанием разобраться в себе, проверить себя на цельность, ценность человеческую, открыть для себя удивительную глубину народной мудрости, застыть в оцепенении перед душевной красотой главной героини и поразиться ее простому жизненному ориентиру: «За все добро расплатимся добром, / За всю любовь расплатимся любовью…» (Н.Рубцов)

Название произведения созвучно сегодняшнему дню. Качающая зыбку рука любящего человека оберегает приходящего в мир ребенка, которому предстоят в будущей жизни бури, утраты и обретения, подъемы и падения, и зыбка – это преддверие их.

К такому пониманию истинной мудрости жизни приходит блуждающий, ищущий себя и приюта путник. Нет ничего значимее в жизни человеческой, чем любовь к людям, жизни. Так случилось и с обыкновенной сельской учительницей: «… и у смерти была, и дочь схоронила, и опять детей учит, и опять любят ее все люди… Да и стоит ли жить на свете, если тебя не любят».

Что же это за люди такие, которые и под судом были, и по краю смерти ходили, а смотришь на них – и душа радуется: ни зависть к ним не вяжется, ни грязь не прилипает, ни отчаянье, ни худая молва взять их не может?

Дети смогли ответить и на этот коварный вопрос учителя.

Не желание легкой и красивой жизни, жизни за чужой счет, когда растрачивается не своя душа, а своя при этом в сытости и покое скудеет, а потребность раствориться в любви и нужности людям – вот что отличает героев Потанина. Размышляя о причинах трагедии, случившейся с нашей страной, герой Потанина главную беду видит в многолетнем и упорном забвении обществом милосердия. «В тридцатые годы мы забыли про наше сердце, оттого и были аресты. Мы и сейчас еще не опомнились и сердца своего не слышим. Все заняты своими делами, точнее – карьерой, мелкой наживой, потому нет сердца». (Из повести «Плакала кукушка»)

Писатель пытается понять, почему сегодняшние подростки стали такими злыми. Не потому ли, что они успели во всем запутаться? Когда на протяжении долгих лет им приходилось постоянно сталкиваться с фарисейством взрослых, с двойной моралью даже близких людей, а затем почти пять лет наблюдать, как усиленно очернялось сразу несколько эпох, где уж тут было разобраться в подлинных и ложных ценностях. В юных душах порождалось полное безверие. Духовное отступило на задний план.

К такому выводу пришли мы все вместе после бурного обсуждения современных повестей.

Закончился урок внеклассного чтения заключительным словом учителя, которое подытожило сложный и серьезный разговор о проблемах литературы наших дней.


Что дает подобный урок уму и сердцу современного школьника? Многое.

1. Ребята учатся приходить самостоятельно к важным жизненным выводам, понимать закономерности жизни.

2. Начинают рассуждать о современных проблемах общества, обращают внимание на животрепещущие вопросы бытия человека.

3. Видят на примере современных повестей последствия человеческой слепоты – духовные потери человечества, получают уроки мудрости.

4.Наконец, задумываются над тем, что сердечность – непременное условие современной жизни, а душа – ее главное богатство.

Жизнь – это книга с чистыми листами. Ребята, наверняка, задумаются, чем они будут заполнять эти листочки. К юным обращена неостывающая душа писателя. Они нуждаются сегодня именно в таком слове, страстном и возвышенном, добром и участливом, чтобы выстоять в нашем жестоком мире, не потерять себя, свое человеческое лицо, чтобы НЕ ЗАСТУДИТЬ СВОЮ ДУШУ.


После такого серьезного разговора со старшеклассниками естественно задаешь себе вопрос: «А есть ли будущее у русской литературы?»

Вероятно, будут существовать одновременно и параллельно, как это было всегда, две литературы. Одна – «для внутреннего употребления», как писал В.Маяковский. Это будет литература вечных вопросов, которые стоят перед каждым человеком. И – рядом, не пересекаясь с этой литературой, - будет существовать «массовая литература», привлекающая тем, что снимает с человека духовные перегрузки, освобождает его от трудного личного выбора.

Литература по-разному вернется к людям, а люди – к литературе. В поисках смысла жизни та часть людей, которой жить без смысла будет худо, вдруг когда-нибудь откроет для себя, что есть ответ на их мучительные вопросы: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».

Большая литература во все времена была таким хлебом – спасительным словом. Остается только внять этому слову среди шума времени 21 века.


Литература.


1. Холодяков И.В. «Другая проза»: Поиски, обретения, потери // Литература в школе, 2003.- № 1.- С. 39.

2. Чалмаев В.А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров // Литература в школе, 2002.- № 4.- С. 22.

3. Переяслов Н. Жизнь после взрыва // Литературная газета, 2001.- 24-30 октября.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ