Конспект урока по Литературе "Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы" 5 класс
Открытый урок по литературе в 5 классе
Тема: Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы.
Цель урока:
На примере рассказа Федора Александровича Абрамова показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время
Задачи:
Познакомить учащихся с Ф.А.Абрамовым – известным советским писателем.
Развивать навыки:
*исследовательские
* аналитического чтения
* лексической работы
развивать творческие способности
обогатить словарный запас учащихся
Заинтересовать уч-ся произведениями Ф.А.Абрамова
Оборудование мероприятия:
м/м презентация
выставка книг Ф.А.Абрамова
Деревенская одежда для выступления уч-ся в 1 части
Ширма
Валенки, цветные платки, шали
Ход урока:
1 слайд: Ф. Абрамов «Валенки». Драматизм человеческой судьбы
Учитель: Добрый день! Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем Ф.А.Абрамовым и его рассказом « Валенки». В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп: исследователи - биографы, теоретики, артисты, историки, книголюбы..В тетрадях записываем число и тему урока. Обратите внимание на тему. Есть 2 слова, значение которых я бы хотела услышать от вас. Что такое - судьба? Драматизм? ( ответы учащихся) Молодцы! Не забываем, у нас есть группа - теоретиков, которые дадут более точное определение.
2 слайд: Судьба – Участь, доля, жизненный путь.
Драматизм – Крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.
Учитель: Ребята, запишите в тетради эти определения.
Сейчас я хочу предоставить слово исследователям-биографам. Они познакомят нас с биографией Ф. Абрамова. Вы увидите, что жизненный путь у писателя был непростым.
3 слайд: В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола
4 слайд: Високосный 1920 год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор, Федор Абрамов
5 слайд: Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Отец - Александр Степанович - скончался очень рано, оставив семью без средств к существованию. Маленькому Феде не было тогда и 2-х лет.
6 слайд: Во главе семьи встала мать писателя Степанида Павловна. После смерти мужа с пятью детьми подняла хозяйство, и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.
7 слайд: Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье. Федор окончил начальную школу первым (лучшим) учеником. Но дальше его ждало горькое разочарование.
( пауза)
( входит мальчик в деревенской одежде и начинает рассказ)
- В тридцать втором году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто, как не я, должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли. Не приняли, потому что я был сын середнячки, а в то время в первую очередь из-за нехватки мест принимали детей бедняков и красных партизан.
О, сколько слез, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребенка! О, как я обижался на свою мать! Ведь это из-за нее, из-за ее жадности к работе у нас стало середняцкое хозяйство, а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.
Учитель: Ребята, в рассказе маленького Феди Абрамова мы услышали слова « середняк», «середняцкое хозяйство». Пришло время послушать историков – учащихся 9 класса. Они дадут нам историческую справку:
- СЕРЕДНЯКИ (среднее крестьянство) - в России крестьяне, занимавшие среднее экономическое положение между бедняками и состоятельным крестьянством. Обрабатывали землю сами и с помощью членов семьи….
Ученик-мальчик (продолжает). К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, меня приняли в школу.
8 слайд: В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.
9 слайд: В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены.
10 слайд: после окончания войны Абрамов продолжил свое образование
11 слайд: На всю жизнь сохранил Ф. Абрамов любовь к северу, к его просторам, раздолью, воле и красоте, любовь к его неутомимым труженикам, возделывавшим и украшавшим родную землю.
12 слайд: Об этом рассказывают все его произведения. Им, простым крестьянам и крестьянкам, посвящал свои повести и романы писатель. О них болел душой и мечтал о лучшей доле для них же
13 слайд: Родина по достоинству оценила труд Ф. Абрамова. В 1975 году за трилогию « Пряслины» писатель получил Государственную премию СССР.
Федора Абрамова нет с нами, но его книги, а также люди, близкие ему по духу, продолжают то, что он делал - увеличивать добро на земле.
Учитель: Давайте познакомимся с произведением, которое и послужило причиной нашей темы урока.
Слайд 14: ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было...»
Беседа по содержанию произведения:
– Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка? (валенки)
- удивило ли вас, что девочке 14 лет, а она уже работала на лесозаготовке?
Показ слайдов: 15 и 16
Продолжаем читать рассказ до конца.
– Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших историков………………………..
- Кто помог Дарке, спас её от беды? (ответы)
– Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?
Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу, чем могли. Учитель: Ребята, кто отметил особенность в композиции рассказа? В тетради делаем запись: композиция: В рассказе два рассказчика – это
«рассказ в рассказе».
Учитель: – В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.
Группа - теоретиков получила предварительное задание: дать толкование следующих слов:
на карточках
Словарь малознакомых слов
по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки» :
Барак – временное деревянное жильё
Бурки – сапоги из войлока
Лесозаготовки – лесные деляны, где заготавливали древесину
Нары – дощатый настил для сна
Полушалок – небольшая шаль или большой платок
Робить – работать (диалектное)
Скорестить – сшить, смастерить (тоже диалектное слово)
Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму
Шони – самодельная обувь (диалектное слово)
Учитель: Ребята, появилось ли у вас желание прочитать еще какие-нибудь произведения Федора Абрамова? Сейчас группа книголюбов расскажут о произведениях Абрамова
Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам
«Валенки»
«Пелагея»
«Алька»
« Алые олени»
«Потомок Джима»
«Безотцовщина»
«Деревянные кони»
«О чём плачут лошади»
Домашнее задание: прочитать рассказ Василия Ивановича Белова «Скворцы».
Ответить на вопрос: почему рассказ имеет такое название?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ