Конспект урока по Литературе "«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка"

Урок литературы.

Подготовила Матвеева Валентина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,

ГКОУ ВО кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» им. Д.М. Пожарского

ЗАТО г. Радужный

Тема: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.


Цель: Раскрыть характеристику образов помещиков.

Научить подмечать новые особенности персонажей.

Выделить главные черты характера, особенности портрета для экскурсию по городу Н вместе с Чичиковым.

Получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов-бесплодный мечтатель и фантазёр приглашает вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.


2.»Приятная встреча» Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

1).Описание усадьбы Маниловка.

2).Авторская характеристика Манилова.

3) Манилов и его отношение к другим помещикам.

(Ученик показывает презентацию и рассказывает о Манилове, показывая описание усадьбы, кабинета.)

3.Лексическая находка.

Даётся лексическая характеристика образа и записывается в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство:«сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.


4.Итоги по образу Манилова

1) Что же главное в Манилове?

(Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорил: «Есть род людей, известных по именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».)

2)Что такое «маниловщина»?

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами.)

5.Литературная разминка.

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-«расточителей» и помещиков-«накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мёртвым душам».

(ученица рассказывает о Коробочке.)

Читается визитная карточка Коробочки.

Помещица

Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.


6. Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается по ролям


7. Экскурсия в картинную галерею

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П. М. Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский - известный иллюстратор «Мёртвых душ». Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо-неподвижным взглядом.

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.

Кукрыниксы - это псевдоним трёх замечательных художников: Куприянова, Крылова, Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов - «божий одуванчик»,расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

8. Обобщение.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик ключница - воры, слуги- «нечистоплотны и пьяницы». «Вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».

Другая - пародия на живого человека, в противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. Она - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

9.Индивидуальные задания.

Подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.

10.Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов. Стоимость каждого-2 балла. Кто из покупателей наберёт больше баллов, тот получит утешительный приз.

1).Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединённого размышления».)

2).Как звали жену Манилова? (Лизанька).

3).Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет.)

4).Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)

5).Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан.)


Урок окончен.








Русский язык.

Подготовила Матвеева Валентина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,

ГКОУ ВО кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» им. Д.М. Пожарского

ЗАТО г. Радужный


Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Цель: закрепление сведений о написании не с причастиями; формирование умения различать не- - приставку, не- - часть корня, не – частицу.

Ход урока.

1.Повторение: орфограмма в корне; написание не с разными частями речи.

1). Запись в раздел «Пиши правильно»: Тургенев, рассказ «Бежин луг»; истинный, подлинный, расчёт, рассчитывать.

2.Синтаксический разбор предложения. Космонавты, приземлившиеся в районе Саратова, были встречены группой поиска.

Разобрать по составу слово приземлившиеся; морфологически – слово встречены: охарактеризовать первую букву и звук в слове встречены.

3. Тренировочные упражнения.

1). Запись с графическим объяснением не и суффиксов причастий.

Трава не скошена, непогасший костёр, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, дорожки не выровнены, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окончена, ещё не окрепший после болезни, не нашедший дороги отряд, нерасколотый орех.


Вывод о написании не с причастиями делается в форме связного рассказа с примерами.


В это время отдельные учащиеся получают для индивидуальной работы карточки с заданием списать, раскрывая скобки.

Карточка №1

(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; (не) глубокая и (не) широкая речонка; сказать (не) правду; (не) кого расспросить; (не) с кем поделиться; экскурсия (не) состоялась; ошибка (не) отмечена; задача (не) решённая, а только начатая; (не) приятель (не) обнаружен.


Карточка № 2

(Не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (н е) сжатая рожь; (не) успокоившееся море; (не)впечатление;впечатление; телефон (не) отремонтирован; калитка (не) закрыта; (не) написанное сочинение.






  1. Диктант «Проверь себя».

На берегу Лены.

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки лиственниц, ещё не потерявших игл. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса. Невидимое солнце посылало нам свои лучи. Наконец оно появилось. На несколько мгновений засветилась даже тёмная река, а затем дно долины опять стало холодным и синим.


Домашнее задание: составить связный рассказ на тему «Написание не с причастиями».




Урок окончен.












































Русский язык

Подготовила Матвеева Валентина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,

ГКОУ ВО кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» им. Д.М. Пожарского

ЗАТО г. Радужный


Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями (продолжение).


Цель: закрепление сведений о написании не с причастиями; формирования навыка написания не с существительными, прилагательными, причастиями.


Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Контрольный словарный диктант.


1 вариант 2 вариант

подлинный устрашающий

зловещий чудовищный

как будто претензия

как-нибудь рассказ «Бежин луг»

прекратить Тургенев

истинный выровненный

рассчитывать расчёт

воображать представьте

поразительный движимый

искусный изощрённый

брезжущий исказить

копошиться великодушный

присутствовать искусство

отразить типография

юный орнамент

биография юннат

публиковать печать

иллюстрация коллекция

ветряная мельница ветреный день


3 Проверка домашнего задания.

Устные рассказы на грамматические темы. «Написание не с причастиями».


4.Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны дать характеристику предложений; начертить их схемы; заменить причастные обороты придаточными определительными; одно из предложений записать и разобрать по членам.

Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, создал много полотен, посвящённых природе России. Он остаётся непревзойденным знатоком деревьев, художником, не имеющим соперников в изображении хвойного леса.


5.Работа по карточкам.


Карточка №1

Вставить пропущенную букву, объяснив графически её написание.

Се..вшийся дождь, стро..вшийся дом, увид..вший ребят, та..щего снега, невид..мый самолёт, (не) распустившийся цветок, пен..щиеся волны, колебл..мые ветром, сверкающ..го снега, в стел..щемся тумане.


Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, объяснив графически её написание.

(Не) смолкавший ни на минуту, (не) забыва..моё впечатление, разв..вающ..ся знамёна, стел..щ..гося тумана, к приближающ..муся дому, ненавид..вший неправду, колыш..щийся тростник.


Карточка №3

Раскрыть скобки, объяснить графически написание не с различными частями речи.

1). (Не) порученное (ни) кому дело (не) тронется с места. 2).Если поле (не) вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не) прочитана, знаний (не) прибавится. 3) (Не) дочитанная книга – что (не) пройденный путь.

4).(Не) засеянное поле (не) зазеленеет.


6.Предупредительный диктант.

1). Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь. 2). Для знающего мир светел, для незнающего – темен. 3). Нежданный урожай голову кружит. 4). Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово – общее достояние. 5). Не брани и не хвали того, кто не испытан тобой ни в деле, ни в пути. 6). Не знающий меры будет горевать и в богатстве.

(Пословицы)

Определить, на какие темы подобраны пословицы, объяснить их смысл.

7.Диктант «Проверь себя».

В кабинете стало светло, но Пушкин, не замечавший этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул вне занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошёл к дивану, чтобы прилечь, но окинул взглядом разбросанные по столу бумаги и стал собирать их. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по ещё не расчищенным от снега улицам. Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с нехожеными тропами. Давно ему не дышалось так легко.

(По М.Марич.)

8.Подведение итогов.

9.Домашнее задание: повторить правописание н, нн в суффиксах прилагательных.

Урок окончен




















Русский язык.


Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.


Цель: формирование навыка написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока.


  1. Объяснительный диктант.

Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах прилагательных.


длинная дорога ветреный день серебряная посуда

государственный план вещь ценна мужественный поступок

нежданный гость земляной вал торжественный день

травяной покров ястребиный клюв барабанная дробь

песчаный берег пчелиное гнездо овсяное поле

глиняный сосуд стеклянная рама башенный кран

старинная вещь картинная галерея кожаная сумка

оловянные солдатики утиный крик деревянные кони

безветренное утро подлинный экземпляр лунная ночь

  1. Синтаксическая пятиминутка

Учащиеся должны переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем записать предложение, составить его схему; графически объяснить знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Возможный вариант.

Лес, стоявший всё лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.

По мере того как учащиеся выполняют это задание, учитель проверяет работы, сделанные с помощью перфокарт, после чего производится анализ допущенных ошибок.


4.Объяснение материала.

1).Сваренный суп (от глагола совершенного вида, полное, наличие приставки с-.)

2).Варенный в кастрюле суп (наличие зависимого слова).

3).Асфальтированный путь(прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, пишутся с нн.


Одна н пишется: баржа не выгружена (в кратких причастиях).

5.Тренировочные упражнения.

От данных глаголов образовать прилагательные, а затем причастия двумя способами: с помощью приставки и с помощью зависимых слов.

Печь, морозить, кипятить, слить, пугать, купить, студить, дать, встретить.

Образец: грузить – гружёный (прил.) – выгруженный(полн. прич.) вагон; вагон, гружённый арбузами (зависимое слово); выгружена (кр.прич).

2).От глаголов мариновать, шинковать, костюмировать образовать прилагательные.

3).Записать словосочетания, объяснив графически написание н и нн.

Крашеный пол – покрашенный краской пол, некрашеный пол, непокрашенный пол; вязаная кофта – вязанный спицами свитер, кофта связана, развязанный шнурок; сеяная мука – засеянное поле; плетёная корзина – плетённая из веток корзина; скошенный луг, кошеная трава, некошеная трава, нескошенный луг; трава скошена; потушенная свеча.


6.Объяснительный диктант.


В средневековой Европе мощёными были лишь те дороги, что сохранились от времён Древнего Рима. Дома запирались массивной дубовой дверью с коваными петлями. Стекло было дорого, окна в домах горожане затягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованным яркими красками.


7.Тест (н и нн в прилагательных, причастиях).

Обвести кружком номер словосочетания, в котором

1).Пишутся две буквы н:

1.свежемороже..ые овощи, 2.груже..ая баржа,

3.фарширова..ый перец, 4.смышлё..ый малыш;


2).Пишется одна буква н:

1.варё..ый картофель, 2.организова..ая шефами,

3.убра..ые вещи, 4.потуше..ые огни;


3).Пишется одна буква н:

1.нечая..ый поступок, 2.обветре..ые руки,

3.потуше..а ветром, 4.недоваре..ый картофель;

4).Пишется одна буква н:

1.слома..ая ребёнком, 2.искуса..ый комарами

3.броше..ый камень, 4.вытка..ый ковёр;

5).Пишутся две буквы н:

1. рва..ая куртка,




2.организова..ая спонсорами,

3.огни потуше..ы, 4.купле..ый товар;

6).Пишутся две буквы н:

1 дитя испуга..о, 2.реше..ая задача,

3. давно потуше..ы, 4.сушё..ые ягоды.

8.Подведение итогов.


9.Домашнее задание: выучить правило, составить словарную диктовку




































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ