Конспект урока по Литературе «Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» на экране и на сцене – воплощение авторского замысла» 11 класс
Номинация «Разработка урока»
Ханукова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы НОУ «Центр Искусства Воспитания», Санкт-Петербург
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему «Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» на экране и на сцене – воплощение авторского замысла».
Тип урока: Обобщающий урок по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Пояснения: В ходе уроков литературы по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» с учащимися 11 класса, кроме работы с текстом, обсуждения отдельных эпизодов, образов героев, сюжета, художественного изображения конкретных исторических событий, удалось посмотреть и обсудить фрагменты фильма С.Герасимова («Тихий Дон»1957-58гг) и организовать поход в театр на спектакль «Тихий Дон. Житие хутора Татарского» (режиссер Г.Козлов, Санкт-Петербургский театр «Мастерская», 2013г). Поэтому на обобщающем уроке можно обратиться к таким видам искусства, как кино и театр.
Этапы подготовки урока:
Знакомство учащихся с романом-эпопеей М.А. Шолохова «Тихий Дон» (самостоятельное прочтение, обсуждение, комментированное чтение и анализ эпизодов).
Просмотр фрагментов кинофильма «Тихий Дон» (режиссер А. Герасимов) на уроке, целого фильма – самостоятельно дома (по желанию учащихся).
Просмотр спектакля «Тихий Дон. Житие хутора Татарского» (режиссер Г. Козлов 2013 г. Санкт-Петербургский театр «Мастерская Г. Козлова»).
Домашнее задание – всем - написание рецензии (по выбору учащихся):
- на фильм;
- на спектакль.
Ответить на вопрос: «Как режиссеру фильма/спектакля удалось воплотить замысел, идею, позицию писателя – автора «Тихого Дона»?»
Индивидуальные задания:
1). Группа рецитации (5-6 человек): подготовить хоровое выразительное чтение эпиграфов к 1 и 3 книге, стихотворений о театре.
2). Проанализировать эпиграфы к 1 и 3 книгам романа-эпопеи. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как эпиграфы помогают раскрыть смысл названия произведения?» - 2 человека.
3). Группа певцов: спеть казацкую песню «Ой, то не вечер, то не вечер…»
Материалы урока:
Эпиграфы к 1 и 3 книгам романа-эпопеи «Тихий Дон» (распечатка).
Распечатки иллюстраций к роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=216&author=71&dtls_books=1&title=416&submenu=5
Стихи о театре.
Экран и видеопроектор для демонстрации фрагмента из фильма и трейлера к спектаклю (или интерактивная доска).
Ход урока.
Учитель: приветствие, тема, задачи урока.
Группа рецитации исполняет эпиграфы к 1 и 3 книгам романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон»:
Эпиграфы к 1 книге:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
***
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни
Эпиграф к 3 книге:
Как ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая,
Как, бывало, ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь, все чистехонек,
А теперь ты, Дон, все мутен течешь,
Помутился весь сверху донизу.
Речь возговорит славный тихий Дон:
"Уж как-то мне все мутну не быть,
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов - донских казаков,
Размываются без них мои круты бережки,
Высыпаются без них косы желтым песком".
Старинная казачья песня
Ответы учеников по индивидуальному заданию - развернутый ответ на вопрос: «Как эпиграфы помогают раскрыть смысл названия произведения?»
- В эпиграфах звучит основной мотив романа-эпопеи: связь казачества с «тихим Доном», «Доном-Ивановичем» - «кормильцем», с широкой степью, с родной землей. Любовь к родине, к родной земле, к степям и полям – смысл жизни казачества: жить и любить на этой земле, трудиться, возделывать эту землю, растить на ней зерно, скот, хозяйствовать на своем базу, создавать свои семьи, уважать стариков, растить детей. Вторгшиеся в жизнь казаков революция и война в корне меняет их веками сложившийся порядок, делает врагами бывших друзей, односельчан, братьев, разлучает семьи, ломает судьбы. Тяжело казакам без родной земли – тяжело родной земле без казаков. Смутное на их долю выпало время – вот и Дон «мутнехонек» течет.
Этот трагический мотив, звучащий в эпиграфах к 1 книге и еще белее усиливающийся в эпиграфе к 3 книге помогает раскрыть смысл названия романа-эпопеи: М.А. Шолохов пишет о роли исторических событий в судьбах донского казачества, о разрушении вековых традиций жизни казаков.
Фрагмент из фильма «Тихий Дон» 1957-58гг. (режиссер С. Герасимов).
Чтение и обсуждение рецензий на фильм.
1). «Съемки производились в настоящих ростовских станицах, в тех местах, где реально происходили события времен гражданской войны. Замечательная игра актеров позволяет зрителям видеть настоящих живых героев той эпохи, проникнулся атмосферой донской казачьей жизни. Сохранен удивительно живой, создающий особый национальный колорит народный говор. Метания, растерянность людей - все это было в полной мере отражено в «Тихом Доне» М. Шолохова и отражено в фильме С. Герасимова. Человек должен всегда оставаться человеком. Таким и был Григорий Мелехов, отчаянно пытавшийся найти правильный путь, но его, этого правильного пути, просто не существовало».
2). «С. Герасимову удалось передать как русский дух, так и противоречивость души главного героя, его метания, страдания. Прекрасны актеры, которые своей замечательной игрой помогли нам перенестись в те нелегкие времена. В подборе актеров участвовал М. Шолохов».
3). «Сочувствуешь уходящей эпохе, рушившимся устоям казачества. В фильме интересно показан быт казаков, говор, одежда, взаимоотношения. Многое не вошло в фильм из романа-эпопеи (мирная довоенная жизнь, первая мировая, жизнь главного героя в банде Фомина и др.). Особенно близкой книге кажется первая часть кинотрилогии: майские сборы, свадьба Григория, тихая размеренная жизнь казаков, возвращение с фронта и семейная идиллия. Затем все более сжато: метания Григория от красных к Донскому воинству и обратно, крах семьи Мелеховых, нарождение нового строя, где герою нет места, гибель Аксиньи, финал — встреча с сыном как надежда на светлое будущее».
Обобщение:
Режиссеру фильма С. Герасимову удалось передать позицию автора романа-эпопеи М.А. Шолохова:
- в трудных исторических событиях разрушается привычная жизнь семьи Мелеховых – через трагедию этой семьи мы видим разрушение привычного, традиционного для народа уклада жизни - уничтожение старой крестьянско-казачьей России;
- в книге и в фильме показан антигуманистический, противоестественный природе человека характер войны, борьбы недавно близких друг другу людей – казаков из одной станицы – граждан одной страны;
- выделен путь главного героя, поиск им правды, испытания, выпавшие на долю сына своего народа, своей земли с заложенной в него истиной о человеке, человечности, которой он остается верным до конца.
Группа рецитации: стихи о театре.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Борис Пастернак
***
Сцену нельзя топтать каблуками:
По сцене - маленькой или большой -
Нужно ступать лишь босыми ногами
И с абсолютно открытой душой.
Сцена, ты остров в бушующем море,
Щедрый оазис с прохладной водой.
С сердцем распахнутым,
В радость и в горе
Я прихожу на свиданье с тобой.
За исцеленьем души,
За спасеньем
От суеты набегающих дней,
Чтобы любви и надежды мгновенья
Не исчезали
Из жизни моей!
Нина Васина (г. Новошахтинск)
Исполнение песни «Ой, то не вечер, то не вечер…» (казачья песня) или просмотр трейлера спектакля Театра «Мастерская Г. Козлова») http://www.vteatrekozlov.net/спектакли/тихий-дон/
Чтение и обсуждение рецензий на спектакль.
Отзыв с премьеры. «Режиссёр будто решил выплеснуть все казаческое, удалое, что кроется в подсознании русского человека. Спектакль, особенно первая его часть, изобилует песнями, плясками, сценками казачьего быта. При этом юмор то и дело сменяется настоящим драматизмом и трагедией». (Елена Добрякова / Культура РФ. 20 мая 2013 г).
1). «Жизнь в театре. Спектакль длился 8 с половиной часов! Думала, не выдержу, заскучаю. Этого не случилось, все прошло на одном дыхании. К концу уже понятны все слова, такие непонятные вначале при прочтении романа-эпопеи М.Шолохова, и кажется, что это ты живешь жизнью всех этих людей, вместе с ними, переживаешь их радости и беды. Целая жизнь проходит перед глазами, когда читаешь Шолохова, и целая живая жизнь прожита вместе с теми же героями в театре».
2). «Особую роль играют в спектакле песни и танцы. В них – вся душа донских казаков, их темперамент, их любовь к родной земле и к жизни. Когда слушаешь или сам поешь казачьи песни, душа раскрывается, как будто степь развернулась перед тобой – ровная, вольная».
3). «В спектакле прослеживается линия жизни главного героя – Григория Мелехова и его семьи. Весь путь поиска правды – видимый, до боли ощутимый, как будто проживаешь его сам. В книге была возможность, следуя за авторским повествованием, переключиться на других героев: Бунчука, Листницкого, Штокмана. Режиссер выделил очень ярко именно одного человека, его судьбу, его искания, и через него – историю и трагедию целого народа».
Обобщение:
Режиссеру Г. Козлову, создавшему спектакль по роману-эпопее М.А. Шолохова, удалось показать судьбу человека – представителя своего народа, русского человека, любящего родную землю, остающегося верным высшей правде даже в трудных испытаниях в смутное время. Спектакль ярче помогает понять авторскую позицию М.А. Шолохова: единственное, что есть у человека, что остается для него неизменным во все времена, - это родная земля, любовь «к родному пепелищу» (Пушкин) – то, что составляет основу в человеке и помогает выстоять в жизненных испытаниях.
Итоги урока, оценки.
Домашнее задание (коллективное): по материалам урока выпустить стенгазету, опубликовать лучшие рецензии о фильме и спектакле по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ