Конспект урока по Литературе "Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе" 5 класс
Урок литературы в 5-ом классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 г.Архангельска
Вилачева Людмила Федоровна,
I квалификационная категория
Тема: Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Цель: дать понятие о лирике как особом способе художественного мышления и осмысления жизни человека через произведения русских поэтов XIX века о Родине, родной природе
Задачи:
способствовать привитию любви и интереса к русской поэзии;
продолжить развитие навыков выразительного чтения;
развивать навыки устного словесного описания.
Оборудование: мультимедийная презентация «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»; портреты русских писателей; репродукции пейзажей русских художников; учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 13-е издание – М.: Просвещение, 2011; аудиозапись стихотворений (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»); технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, FM-система; таблички с терминами
Оформление доски: выставка рисунков учащихся на тему «Образы Зимы и Весны, какими я себе их представляю?»
Ход урока
Этап урока
Содержание
Примечание
Организационный момент
Учитель приветствует класс. Проверяется работа заушных аппаратов, включается FM-система
Мотивация к учебной деятельности и
актуализация опорных знаний
-Сегодня на уроке мы обращаемся к поэзии, к её лирическим страницам, будем знакомиться со стихами русских поэтов о природе.
-Вспомните стихи поэтов XIX века о родной природе, изученные вами ранее?
-Кто-нибудь желает прочитать стихотворение наизусть?
включение учащихся в деятельность
Постановка учебной задачи
-Обратимся к нашему учебнику (с. 289-1,2 абзацы). Давайте прочитаем, подумаем, о чем говорится в статье «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе».
(В статье говорится о природе, о временах года: зиме, весне, лете, осени; поэты пишут о природе, чтобы передать чувства переживания, радости, веселья, грусти, печали, любви к родине, к родному краю.)
-Подумайте и скажите, чем же мы будем заниматься на уроке, что будем изучать?
(Мы будем знакомиться со стихами о природе русских поэтов XIX века.)
учебник: Литература. 5 класс, ч.I, с. 289 (1,2 абзацы)
Постановка проблемы
-Говоря о русской поэзии, мы часто используем слова-термины: «лирическое произведение», «лирика». Понятны ли вам эти слова или вызывают затруднение в понимании? Хотите ли вы узнать и понять значение данных слов?
(Да, эти понятия вызывают затруднение, и мы хотим узнать и понять значения непонятных слов.)
на доске термины:
-«лирика»
-«лирическое произведение»
Ознакомление с новым материалом
Итак, сегодня мы знакомимся с лирическими стихотворениями русских поэтов XIX века, в которых главное внимание авторы уделяют созданию образа Родины и родной природы.
-Уточним, кто эти поэты?
(Поэты: Федор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Аполлон Николаевич Майков, Иван Захарович Суриков.)
1-й слайд мультимедийной презентации
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
-В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои – персонажи, действующие сообразно их характерам.
-Какая здесь Зима? Какая – Весна?
-Какими словами поэт выражает свое отношение к Зиме и к Весне?
-Я вас просила нарисовать образы Зимы и Весны, какими вы их себе представляете. Расскажите, какими вы видите на своих рисунках Зиму и Весну? Соответствуют ли эти образы тем, которые представлены в стихотворении Ф.И.Тютчева?
-Прочитайте стихотворение наизусть, постарайтесь передать свое личное отношение к хохотунье Весне, к ворчливой Зиме.
2-й слайд мультимедийной презентации
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
выставка рисунков учащихся на тему «Образы Зимы и Весны, какими я себе их представляю?» (обсуждение рисунков)
чтение стихотворения наизусть
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»
-Вы прослушали стихотворение Ф.И.Тютчева о весне. Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия.
-Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов: шумят, бегут, будят, блещут, гласят?
(Автор передает радостное настроение от весеннего пробуждения природы.)
3-й слайд мультимедийной презентации
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
Стихотворение Н.А.Плещеева «Весенние воды»
-Весне посвящено и следующее стихотворение. Его автор Алексей Николаевич Плещеев.
- Какие чувства волнуют поэта?
(Волнуют чувства радости и какой-то смутной тревоги)
4-й слайд мультимедийной презентации
чтение стихотворения наизусть
Стихотворение И.С.Никитина «Утро»
-Вы прослушали стихотворение и заметили, что интонация чтеца – актера, тембр его голоса, громкость звучания часто меняются.
-Какую часть стихотворения актер произносит тихим проникновенным голосом, близким к шепоту? Прочитайте эти строки.
-В какой части стихотворения слышна громкая полнозвучная интонация русской песни? Прочитайте эту часть стихотворения.
5-й слайд мультимедийной презентации
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»
-Какому времени года посвящено это стихотворение?
-Какое явление природы описывает автор?
-какие чувства вы испытали при чтении стихотворения?
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
-Вы прослушали стихотворение. Обратили внимание на музыкальное сопровождение при чтении этого стихотворения?
-Какие оттенки настроения передает и добавляет музыка?
(Мелодия стиха плавная, настроение светлое, ясное.)
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
Стихотворение А.Н.Майкова «Ласточки»
-В стихотворении имеется три части:
первая – грусть от увядания природы и наступления осени;
вторая – воспоминание о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек;
третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица.
слайд 5-й
чтение стихотворения учителем
Стихотворение И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне»
-Как вы думаете, удалось ли в чтении передать торжественность и великолепие зимней ночи?
5-й слайд мультимедийной презентации
выразительное чтение стихотворения
Стихотворение И.З.Сурикова «Зима»
-Расскажите, а как вы представляете себе картину ночного снегопада?
5-й слайд мультимедийной презентации
чтение стихотворения наизусть
Первичное применение приобретенных знаний в новых условиях с целью формирования умений
-Литература и живопись тесно связаны между собой. На данном слайде вам представлены картины русских художников с изображением пейзажа в разное время года. Эти картины могут послужить иллюстрацией к стихотворениям, которые мы только что прочитали.
-Определите, какое время года изображено на каждой из иллюстраций?
-Подберите стихотворные строчки к надписям под иллюстрациями картин.
6-й слайд мультимедийной презентации
работа в парах
-Мы завершили чтение стихов. Можно ли сказать, что мы на уроке знакомились с лирическими произведениями? Почему?
(Каждое из прочитанных произведений передает чувства, переживания поэта, и мы, читатели, тоже это чувствуем.)
-Так, что же такое ЛИРИКА? У вас на столах лежат таблички со словами. Подойдите с ними к доске и составьте из этих табличек точный ответ на вопрос: «Что такое лирика?»
(Лирика – способ отражения переживаний человека, его чувств, мыслей)
карточки:
-Лирика - это способ отражения
- переживаний человека,
-его чувств,
- мыслей
работа в группе
Рефлексия деятельности
-Итак, подведем итог. Какое у вас сейчас настроение? Урок, который мы с вами провели, понравился вам? Покажите смайлики, лица которых выражают то же самое настроение, что и у вас сейчас?
-Оцените каждый свою работу на уроке: красная карточка – отлично, зеленая – хорошо, синяя – не все получалось
смайлики с лицами
Домашнее задание
Устный развернутый ответ на вопрос «Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ