Конспект урока по Литературе "СИНОНИМЫ" 5 класс
Урок. СИНОНИМЫ 5 класс.
Цель урока:
познакомить с понятием «синонимы»;
формировать навык определять общее лексическое значение;
использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистической окраской
Задачи: Проанализировать и систематизировать полученные знания
Планируемые результаты: Должны научиться находить синонимы в текстах и пользоваться ими в речи.
Ход урока: 1) Орг.момент;
2) Физ.минутка
3) Проверка домашнего задания
- Какие темы мы изучали на прошлых уроках? (омонимы, антонимы)
- Приведите примеры. (лук, ключ, ручка- омонимы; солнце – луна, свет-тьма)
-4) Новая тема.
Сказка.
Жили были три брата в стране Лексика. Жили, не тужили и вдруг решили собраться и пойти в лес погулять. А в лесу славно, воздух чистый, птички щебечут. Ходили, ходили и заблудились. Наступила ночь. Решили они переночевать под ёлкой. А злая колдунья Путаница увидела их и решила заколдовать, наложить на них заклятие беспамятства. Уснули наши братья. Она и совершила обряд. Утром проснулись братья и не помнят, как же их звать. Давайте, ребята, мы их послушаем и поможем.
1) Брат говорит:
- Я обозначаю такие слова, как ночь – день, земля – небо, бежать – стоять, теплый – холодный, белый – черный.
Что обозначает выражение: «Живут как кошка с собакой»? Это совершенно неправильное выражение, потому что оно означает не то, как мирно и дружно живем мы с Песиком, а наоборот, что мы враги, противоположности.
Так как меня зовут?
- Антоним, - кричат ребята.
2 брат:
- Мое имя объясняют так: « Когда ты читаешь слово лук, то прежде всего представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы. Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но имеют разные значения, называются (ОМОНИМАМИ).
3 брат. Мое имя легко объяснить: эти слова как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести. Я и тигр, и пантера, и лев, и рысь, и гепард – все из семейства кошачьих; пес, волк, шакал – все из породы собак. Так как меня зовут? (Синоним)
На этом уроке мы познакомимся с новым понятием - СИНОНИМЫ
-В русском языку есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же признак, одно и то же действие. Такие слова называются синонимы.
-Синоним – из греч. «син» – вместе «онима» - имя. Например:
ГИППОПОТАМ
БЕГЕМОТ
животное
КРАСНЫЙ
АЛЫЙ
Красный цвет
Бежать
Мчаться
Действие
МЕТЕЛЬ
ПУРГА
БУРАН
Снежная буря
ЗНОЙ
ЖАРА
Высокая температура воздуха;
ДОРОЖКА
ТРОПИНКА
Узкая полоса земли
АЛФАВИТ
АЗБУКА
Перечень букв в определенном порядке
ВЫВОДЫ: Это синонимы, докажите почему. (Потому что эти слова обозначают одинаковые понятия, но имеют оттенки значений) (Синонимы бывают разных частей речи, обозначают предмет, признак, действие)
- Прочитаем теорию на странице с. 144-145. Дадим определение слово синоним. С. 145
Синонимы имеют не один признак, а несколько. Записываем на доске:
*Небольшой, малый, маленький, крохотный, миниатюрный, крошечный, карликовый, чуточный, микроскопический
*Колоссальный, исполинский, гигантский, огромный, громадный, большой
ВЫВОД: Такой прием называется ГРАДАЦИЕЙ
Лицо
Лик
Рожа
Всегда ли мы их можем употреблять? Почему?
(Потому что рожа используется лишь в разговорном стиле)
Заслушивается песенка о синонимах.
5.Закрепление. упражнение 351 с. 145
- Зачитаем задание:
-Мчаться-нестись, бежать, лететь;
- тревожный – беспокойный;
- бросать – кидать, швырять;
- огромный – громадный;
- пища – еда;
Куда ты мчишься? Откуда несется этот запах? Папа, ты бросишь курить? Какой частью речи могут быть синонимы?
Выводы по упражнению:
Упр. 353 с. 146
С каким из синонимов могут сочетаться данные существительные?
Серым, пасмурным (днем, костюмом);
коричневые, карие (глаза, носки);
о мокром, сыром (луге, воздухе);
голубым, лазурным (платьем, небом)
Составим предложения: В этот пасмурный вечер так захотелось летнего тепла и солнышка. Мне купили новый серый костюм. Взгляд у него был очень хмурый.
Выводы по упражнению:
6. Выводы по уроку:
- Что нового на уроке вы узнали?
- Какие слова называются синонимами?
- Оцените себя на уроке.
Выставляются оценки за урок учителем.
7. Домашнее задание: упражнение 357 с. 147
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ