Урок Литературы "Урок-знакомство по творчеству М.Ю.Лермонтова" 6 класс

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»




Урок-знакомство

по творчеству М.Ю.Лермонтова

в 6 классе




Подготовила

учитель русского языка и литературы

Князькова Н.П.




























Цель урока : познакомить учащихся с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении.


Оборудование : компьютер, дискета с презентацией материала к уроку.


Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, с использованием слайдов, работа над выразительным чтением, анализ стихотворения, работа с текстами.


Он не имел ни брата , ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал

И, презрев детство милые дары,

Он начал думать, строить мир воздушный,

И в нем терялся мыслию послушной.


Эти строки из поэмы М.Ю,Лермонтова «Сашка».Их с полным правом можно отнести и к жизни самого поэта.

Только что мы завершили знакомство с новыми героями А.С.Пушкина. Удивительно, что Пушкина представляем себе в кругу друзей. Лермонтова – одиноким. Почему так? Ведь на самом деле и Лермонтов всю жизнь был окружен друзьями и в университетском пансионе, и в самом университете , и в гвардейской школе, и в полку…

Ощущение одиночества идет от его творчества, от собственного его внутреннего мира ощущения. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение времени.

Итак, начинаем наш урок-знакомство с личностью поэта.(Записать тему урока)


1-ый слайд (тема, цель)


2-й слайд . Родился великий русский поэт , прозаик и драматург М.Ю. Лермонтов в Москве, 15 октября 1814 года. С той поры прошел 191 год. И хотя дом, где произошло это событие не сохранился, место рождения Михаила Юрьевича знает каждый москвич, и его легко находят все, кто посещает нашу столицу, кто любит Лермонтова. Нужно только приехать на Лермонтовскую площадь и подойти к высотному зданию, на стене которого – памятная доска, извещающая, что на этом месте находился дом, где 3(15) октября 1814 года родился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Чуть повыше доски небольшой портрет поэта, в ближайшем сквере – памятник Лермонтову. При входе на площадку на стене читаем лермонтовские строки:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно!

Но вернемся к рассказу о жизни Лермонтова.


3-й слайд. Детский портрет,4- слайд. Стих. «Он не имел ни брата , ни сестры».

Он рано осиротел. Его мать умерла, когда будущему поэту шел третий год. Лермонтов не мог помнить рано умершей матери, но ему казалось, что в нем живет воспоминание об ее голосе. «Когда я был трех лет , то была песня, от которой я плакал…Ее певала мне покойная мать.


5-й слайд. Портреты родителей


.Со слов тарханских стариков первый биограф поэта писал о матери : «Мария Михайловна бала одарена душою музыкальною. Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепьяно, а он, прильнув к ней головкой , сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу , и слезы катились по его личику .Мать передала ему необычайную нервность свою.»

В стихотворении «Кавказ» Лермонтов посвятил строку матери:

В младенческих летах я мать потерял

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас,

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Отец поэта Юрий Петрович – небогатый армейский капитан в отставке .Постоянное общение с сыном после смерти матери Михаилу Юрьевичу стало невозможным, так как бабушка Елизавета Алексеевна завещала состояние внуку, если он останется жить у нее до совершенолетия, а отец не будет вмешиваться в дела воспитания своего сына. Юрий Петрович вынужден был согласиться на это требование и уехал в свое родовое имение Кропотово (Тульской губернии).Сын приезжал изредка к отцу, но позже они виделись крайне редко.

Юрия Петровича не стало, в возрасте 44–х лет, когда Мише было 17 лет. Что стало большей причиной : его болезнь или нравственное страдание? Видимо, и то, и другое. Невозможность личного общения отец и сын Лермонтовы старались возместить перепиской. К сожалению, она до нас не дошла. Сохранилось лишь завещание Юрия Петровича:.

«…ты одарен способностями ума, -не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!

Ты имеешь , любезнейший сын мой, доброе сердце, благодарю тебя, бесценный друг мой , за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание.»

Лермонтов дарил отцу свои рисунки и картинки и посвятил его памяти несколько стихотворений. По юношеским стихотворениям видно, сколько душевных мучений принесла ему семейная драма. В год смерти отца Лермонтов написал о себе исвоих родителях горькие строки:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя наконец

В слезах угасла мать моя.

От них остался только я .

Миша не понимал противоборства между бабушкой и отцом. Он признается другу: «…ты знаешь, что у моей бабки, моей воспитательницы ,- жестокая распря с отцом моим, и это все на меня упадет».


6-й слайд. Имение в Тарханах, портрет бабушки.

Ведь именно в имении бабушки Елизаветы Алексеевны в Тарханах, ныне с. Лермонтово Белинского района Пензенской области прошли детские годы . Рано потеряв родителей, он в бабушке нашел человека, ему одному посвятившего всю свою жизнь.

Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него ен жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимою устраивалась гора, на ней катали Михаила Юрьевича, и вся дворня,

Собравшись, потешала его. Святками каждый вечер приходили барские походы ряженые из дворовых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Миша бежал к бабушке и говорил : «Бабушка, вот еще один такой пришел». И очень эмоционально начинал описывать .

А сейчас послушайте из воспоминаний Ахима Петоровича Шан – Гирея, троюродного брата М.Ю. Лермонтова, который был на четыре года моложе поэта. Это был один из самых близких друзей поэта.


7-й слайд. Из воспоминаний Аким – Гирея.

(Показать на открытке площадку для военных игр).


Еще интересны воспоминания Екатерины Алексеевны Сушковой, писательницы. В то время ей было 18, а Михаилу Юрьевичу –16.

  • (страница 139-140).

С нежнейшего возраста бабушка следила за играми внука. ЕЕ поражала ранняя любовь его к созвучиям речи. Едва лепетавший ребенок с удовольствием повторял слова в рифму: «пол-стол» или «кошка-окошко». И отец знал о разносторонней одаренности сына и гордился им.

Преподаватель Московского университетского пансиона Зиновьев писал о Лермонтове :

«Как теперь смотрю я на милого моего питомца. Среди блестящего

собрания в 1829 году он прекрасно произнес стихи Жуковского «К морю» и заслужил громкие рукоплескания. Он прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы, и ничего в нем не было неуклюжего: это был коренастый юноша, обещавший сильного и крепкого мужа в зрелых летах.

Следует добавить, что он был музыкально одаренным : хорошо играл на скрипке и фортепьяно, с ранних лет увлекался шахматами.

Современники, друзья чувствовали, что перед ними необычайно талантливый человек- с детства проявились многие его способности.

А знаете ли вы, что Михаил Юрьевич оставил богатое наследство ?

Стихи, поэмы, прозу. Да, и еще живописные произведения. Он был талантливым художником. Сейчас вы сами убедитесь в этом.


8-й слайд. Автопортрет.

В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, связывающей несовместимые явления:

Суровость и нежность,

Спокойствие и яркость ,

Легкость и величие.

-А это автопортрет. Лермонтов в военной форме. На плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах

Проводя в Тарханах годы детства и отрочества , Лермонтов навсегда полюбил красоту родной русской природы.

В конце лета 1827 года бабушка привезла внука в Москву для поступления в Университетский пансион, где он проявил исключительные способности, при аттестации за 5 класс. Он занял 1-е место за два неполных года он написал множество поэм, также либретто оперы «Цыганы». А стихи начал писать в 1828 году в 14 лет.

В августе 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет, который покинет полгода спустя, поймет, что это не его призвание, переведется на словесное отделение и спустя два года он ставит это учебное заведение. Здесь снова создан целый ряд стихотворений.

В августе этого же года они с бабушкой едут в Петербург для поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь существовал очень жесткий порядок, но даже это не помешало поэту писать . Он подвергал себя риску, вот такие признания вырывались у него в одном из писем своим друзьям :

Я жить хочу, хочу печали.

Любви и счастию назло…

Прогнать спокойствие туман!-

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?.

Двумя неделями позднее Лермонтов пошлет в письме М.А.Лопухиной стихотворение «Белеет парус одинокий», проникнутое тем же настроением, что и стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали».Эти два произведения, близкие по времени написания в их философском значении исповедально-биографическом выведут его на прямой путь борьбы с гигантскими силами зла, к всенародной славе, пришедшей к нему с травлей и гонениями, к трагическому концу, к бессмертию его имени.


(Чтение стихотворения)


9,10 слайды. Парус с цитатой « В парусе»…

Запись в тетради.


11 слайд. Инверсия.


Много лет прошло с тех пор, как поэт написал это стихотворение и как он ходил по тарханскому парку. По-прежнему приветливо кивает «ландыш серебристый, цветет сирень, шумят вековые сосны, сохранились траншеи…Жив был и дуб, который посадил Лермонтов, о котором написал :

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.


12 слайд. Дуб. (Фото с поваленным дубом).

Тесты, викторина.


13 слайд. Портрет Лермонтова.


Поэт прожил очень короткую, трагичную жизнь, но успел за 27 лет написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман, пьесы, повести. В каком бы жанре Лермонтов ни выступал, что бы ни делал, на все ложилась печать его гения…Он много создал – а сколько еще мог создать!

1814 – 1841. Казалось, только цифры поменялись местами. А гения не стало. В.Г.Белинский сказал: «Мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ