Конспект урока по Литературе "Лирика Габдуллы Тукая" 9 класс

Тема: Лирика Габдуллы Тукая.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цель урока: знакомство с интересными фактами жизни татарского поэта, определение тематики творчества Габдуллы Тукая, специфики художественной образности в произведениях.

Учащиеся должны знать и понимать: особенности жизненного и творческого пути Габдуллы Тукая.

Уметь: анализировать стихотворение, строить как устное, так и письменное высказывание, выразительно читать произведение.

Оборудование (средства обучения):

  1. Тексты стихотворений Г.Тукая.

  2. Портрет поэта.

  3. Презентация по теме «Лирика Габдуллы Тукая»(10 слайдов)

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный, письменный.

  2. Фронтальный, индивидуальный.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  • Подготовка учащихся к уроку.

  • Взаимное приветствие учителя и учеников.

II. Постановка темы и целей урока.

- В апреле 1886 г., в Казанской губернии родился человек, которому суждено было стать голосом целого народа в неспокойные годы начала XX века. Этим человеком был Габдулла Тукай.

Тукая стих, его «Родной язык»

Народ стал вешать в горницах

На стены,

Как раньше он развешивать привык

Раскрашенный Корана стих

Священный!

- О чём сегодня мы будем говорить на уроке?(Слайд 1)

- Что нового узнаете на уроке, чему научитесь?(Слайд 2)

- А зачем нам, живущим в России, важно знать творчество татарского поэта?

- Итак, на сегодняшнем уроке предстоит встретиться с человеком, который своим творчеством оказал огромное влияние на судьбу своего народа. Габдулла Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он одним из первых написал о его выдающейся роли:

Родной язык, святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен!

III. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

- Родился Габлулла Тукай в деревне Кушлавуч Менгерской области бывшей Казанской губернии. Тукаю было 5 месяцев, когда умер отец, вскоре умер и отец. А потом – из рук в руки, из дома в дом. Сиротливо, нищета, унижение.(Слайд 3)

2. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Семья».

Эти земли луговые, чувства издали

Маня,

Память мучая, вернули на родной

Простор меня…

3.Беседа:

- Какова тема этого стихотворения?

- Каким вы видите лирического героя?

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

4. Рассказ учащегося.

- В начале зимы 1896 года Тукай был взят в Уральск в семью сестры своего отца. Он начинает учиться в медресе. Медресе – религиозное учебное заведение. В своих стихах Тукай не раз обличал дикость и невежество татарских медресе:

В медресе мы жили

Много трудных лет,

В медресе забыли,

Потеряли свет.


Были, что камни,

Мы неподвижны:

Буря подует,

Не сдвинемся, нет.

- Учась в медресе, Тукай овладел русским языком. С 1902 года стал самостоятельно изучать русскую классику. С гордостью причисляя себя к ученикам Пушкина, Тукай одно из первых своих стихотворений посвятил Пушкину.(Слайд 4)

5. Учащийся читает наизусть стихотворение:

Пушкин, ты сердце пленил

Стихом цветущим, молодым.

Мой порыв, мои стремления

С детских лет сродни твоим.

Годы движет он, твой стих,

Деревья гнутся от него,

А стих без этой силы

Ведь не стоит ничего!

6. Работа по вариантам над стихотворениями

а) Выразительное чтение учащимися стихотворений «Вместе со светочем правды…», «Край родной, не будь в обиде…»

б) Анализ стихотворения по плану ( Слайды 5-6)

- Какую особенность в использовании изобразительно-выразительных средств вы увидели?

- Почему их так немного в стихотворении?

- Как вы думаете, а на каком языке в основном писал Габдулла Тукай?

- То, что сейчас читаем мы , является переводами на русский язык.

6. Слово учителя.

- В 1906 году Габдулла Тукай весь отдаётся литературе и переезжает в Казань. Там знакомится с Фатыхом Амирханом. Дружба их была своеобразной. Так вспоминает Тукай…

7. Рассказ учащегося от лица Габдуллы Тукая.

- Амирхан часто смеялся над моим костюмом. Я носил, что попало, ни галстука, ни белых воротничков. Но однажды прислушался к совету друга. Явился в новом облике в редакцию. Товарищи невольно рассмеялись. Крахмальный воротничок болтался, словно был рассчитан на две шеи, галстук сдвинут в сторону, манжеты перепутаны. После этого родилась эпиграмма:

С виду очень образован, обо всём

Судить привык,

За пятак купил манжеты,

За копейку воротник.

- Как эта история характеризует татарского поэта?

- А как вы думаете, была ли в жизни поэта любовь?

- А что для человека любовь?

8. Слово учителя.

- «Татарский Пушкин» Габдулла Тукай не был сердцеедом. Но была девушка, которой удалось отогреть замёрзшее сердце, - это Зайтуна Мавлюдова. (Слайд 7) Тукай видел её всего лишь пять раз. Но этого было достаточно, чтобы у поэта родилось несколько шедевров любовной лирики.

Потому пишу, что случай данный-

Подобие моей любви, такой же

Странной.

Я горячо влюблён, но как-то

Бестолково

Я милой сторонюсь, как чудища лесного.

- Какие стихотворения Габдуллы Тукая о любви вы приготовили к сегодняшнему уроку?

9. Анализ стихотворения по плану.(Слайд 8)

10. Слово учителя.

- На семейную жизнь у Тукая свой устоявшийся взгляд. После переезда в Казань поэт часто болеет.(Слайд 9) Он убежден, что долго не доживёт, поэтому нельзя губить жизнь любимой.

Через пять лет, когда Тукай умирал от болезни лёгких, Зайтуна приехала к нему. Она стояла за дверью и ждала разрешения войти. Но он сказал друзьям: «Пусть уходит, я не хочу, чтобы она видела меня жалким и слабым». Спустя годы сын и внучка Зайтуны Мавлюдовой стали поэтами.

IV. Домашнее задание.

- Напишите сочинение-миниатюру «Моё открытие – Габдулла Тукай».

- Выучите понравившееся стихотворение Габдуллы Тукая( по желанию)


V. Подведение итога урока.

- Свой короткий век Тукай прожил с незапятнанной совестью и внёс немалый вклад в развитии татарской литературы.

- Каковы основные темы творчества Габдуллы Тукая?

- За что люди благодарны татарскому поэту?

- Именно так была увековечена память о великом татарском поэте.( Слайд 10)

- Великие уходят…

Вслед за ними,

Как звёзды, новые восходят имена.

Народ мой, береги сынов и ныне,

И впредь – в нелёгкие, крутые

Времена…




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ