Конспект урока по Литературе "Тайны рассказов Чехова" 6 класс
Коллерова Светлана Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ № 10» г. Шуя
Конспект урока литературы в 6 классе «Тайны рассказов Чехова.
Литература
6 класс
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока: Тайны рассказов Чехова
Ведущая образовательная технология модерация.
Цели урока: 1. Образовательные – выявить особенности поэтики юмористических рассказов А.П. Чехова; совершенствовать навыки лингвистического анализа литературного произведения, умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой;
2. Развивающие - активизировать творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные навыки работы в группе, исследовательские и проектировочные умения;
3. Воспитывающие - воспитывать интерес к изучению творчества А. П. Чехова, уверенность в себе, стремление к самосовершенствованию, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, тексты рассказов А.П. Чехова «Смерть чиновника», «Репетитор», «Устрицы», «Толстый и тонкий», листы ватмана, фломастеры или карандаши, цветные карточки, листы с «лестницей успеха» для рефлексии (по количеству учащихся).
Этап урока
Продолжительность этапа
Методы обучения
Деятельность
участников образовательного процесса
Инициация
1 мин.
Метод «Веревочка»
Встреча, приветствие друг друга. Учащиеся, стоя у своих столов, берут рядом стоящих товарищей за руки( «веревочка» не должна быть разорвана), улыбаются друг другу.
Учитель приветствует учащихся, желает им успешной работы на уроке.
Цель – содействие созданию в классе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Вхождение или погружение в тему
5 мин.
Метод визуализации (презентация).
Метод «мозговой штурм»
Метод ученического целеполагания
Вступительное слово учителя: Слайд 1- тема урока «Тайны рассказов А.П. Чехова».
Слайд 2.
Учащиеся вспоминают известную им информацию о рассказах Чехова, называют прочитанные ими рассказы
(Слайд 3),
дают варианты ответа на поставленный вопрос: Как вы понимаете выражение «смех сквозь слезы»? (Слайд 4)
Слайд 5.
Какой из вариантов относится к рассказам Чехова?
Какое известное высказывание Чехова характеризует особенности его рассказов?
Слайд 6.
Учащиеся формулируют цели урока. Учитель резюмирует высказывания детей (Сегодня мы попробуем приобщиться к раскрытию тайны рассказов А.П. Чехова).
Формирование ожиданий учеников
3 мин.
Метод «Поделись с другом».
Учащиеся делятся своими ожиданиями и опасениями с соседом по парте. По просьбе учителя 3-4 ученика озвучивают свое мнение всему классу.
Интерактивная лекция
3 мин.
Учитель объясняет систему работы, возможность использования текстов, предлагает круг вопросов по теме
Эмоциональная разрядка
1 мин.
Слайд 7.
Учащиеся формируют группы по цвету карточек, полученных при входе в класс, рассаживаются за столы.
Проработка содержания темы
25 мин.
Метод «Исследовательская лаборатория»
Метод инсценировки
Три стола (группы, работающие с текстом рассказов Чехова) – три лаборатории. В каждой лаборатории (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме( по конкретному рассказу Чехова). Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные результаты своей работы, относящиеся к вопросу. В группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.
Четвертая группа «Актеры» после распределения ролей (рассказ «Толстый и тонкий») выходит из класса и репетирует свое выступление в коридоре, затем возвращается в кабинет, садится за свой стол.
Каждая группа презентует результаты работы по своему заданию. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы .
Слайд 8.
Учащимися делается вывод о достижении цели урока. Учитель знакомит учащихся с высказываниями русских писателей о рассказах А.П. Чехова (Слайды 9-11).
Подведение итогов
7 мин.
Метод «Лестница успеха»
Слайд 12.
Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке - не доволен, сделал не все, что мог; на второй - мог бы лучше; на третьей - сделал все, что в моих силах для успеха группы.
Листочки можно разложить на столе или прикрепить к доске, чтобы все могли видеть результат.
Можно спросить учащихся, сбылись ли их ожидания и опасения.
Приложение.
Инструкция для групп 1 – 3.
Внимательно прочитайте задание.
Распределите обязанности в группе.
Отразите находки каждого участника группы на листе.
Обсудите результаты своей работы.
Назначьте выступающего с презентацией вашей работы.
Листы ватмана могут быть заранее расчерчены, или учащиеся самостоятельно распределяют границы своей деятельности на листе.
-
Тайны рассказа «Смерть чиновника»
«Репетитор»
Задания для лингвистического анализа рассказа «Репетитор».
Жанр произведения.
Тема. Основная мысль рассказа.
Есть ли особенности в построении произведения.
Речевой строй рассказа (лексика).
1)Как называет автор главного героя в начале и в конце рассказа? Подумайте, с чем это связано?
2)О чем рассказывает портрет Пети Удодова?
3) Употребляет ли автор стилистически окрашенную лексику? Если да, то с какой целью?
5. Синтаксический строй рассказа: диалог, внутренний монолог (объясните значение этих понятий). Какова их роль в тексте?
6. Какова роль многоточия в тесте?
7. Что вы можете сказать об отношении автора к своим героям?
Задания для лингвистического анализа рассказа «Смерть чиновника».
Жанр произведения.
Тема. Основная мысль рассказа.
Есть ли особенности в построении произведения.
Речевой строй рассказа (лексика).
1)О чем говорит фамилия главного героя?
2) Употребляет ли автор стилистически окрашенную лексику? Если да, то с какой целью?
3) Какие слова повторяются в тексте? С какой целью?
5. Проанализируйте частоту употребления глаголов, существительных и прилагательных в тексте. Сделайте вывод. Предложите свои объяснения.
Задания для лингвистического анализа рассказа «Устрицы».
Жанр произведения.
Тема. Основная мысль рассказа.
Есть ли особенности в построении произведения.
Речевой строй рассказа (лексика).
1)Объясните значение слова «устрицы». Что хочет подчеркнуть автор сочетанием изысканного блюда и очень голодного ребенка?
2) Употребляет ли автор стилистически окрашенную лексику? Если да, то с какой целью?
3)Какие слова передают авторское отношение к героям?
5. Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Задание для группы «Актеры».
Перед вами отрывок из рассказа «Толстый и тонкий» для инсценировки.
Распределите роли.
Будьте внимательны: через интонацию, мимику, жесты вам нужно передать идею рассказа, характеры героев, речевые и синтаксические особенности текста.
Выйдите из класса, отрепетируйте выступление(15 мин.)
Вернитесь на свои места и внимательно слушайте выступления одноклассников.
Покажите инсценировку.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ