Конспект урока по Литературе "Тема экологической катастрофы в литературе. А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине» Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»" 7 класс
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Конспект урока по русской литературе 7 «Е» класс
Тема:
Тема экологической катастрофы в литературе.
А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине»
Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»
Ссылка
Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс, 3 четверть
Общие цели:
1. Развивать и формировать умение анализировать художественные произведения и на основе этого расширить знания о проблемах окружающей среды;
2. Сопоставить два художественных произведения; выделять главное;
3. Оценить последствия взрывов на окружающую среду;
4. Презентовать свою творческую работу.
Результат обучения
Учащиеся по окончании урока должны:
Создать диаграмму Вена на основе прочитанных произведений;
Раскрыть и оценить последствия ядерных взрывов на окружающую среду.
Основные идеи
На уроке запланирована работа не только над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Предлагая разные творческие задания по теме (Нарисуй лицо Земли, просмотр фрагмента фильма «Битва за Чернобыль», рассказ учащейся о Семипалатинском полигоне, дневник двойной записи, составление диаграммы Вена), стараюсь растревожить души ребят, ведь только неравнодушная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые открывают тайну художественной детали, её глубокий смысл. Используя, на уроках методику всех семи модулей, я выявила, что для меня и моих учащихся самым интересным является модуль «Обучение критическому мышлению» в частности приемы критического мышления, целью которых является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Все приемы на уроках используются в стадии вызова, осмысления и рефлексии. Применяя на уроках приемы критического мышления, я стараюсь направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. На уроках использую все пять подходов критического мышления, общения с учащимися. (Александер, 2001, 2008) Это и механическое запоминание, декламация, инструкция (изложение), обсуждение и диалог. Развитие критического мышления прослеживается через диалог, монолог, индивидуальные задания, оценивания.
Ресурсы
1. А.и Б. Стругацкие «Пикник на обочине» М.,1972 г.
2. Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»
3. Слайды с изображением планеты Земля
4. Использованы фрагменты документального фильма: «Битва за Чернобыль» режиссер Т.Джонсон.
Используемые модули и стратегии
1. Новые подходы в преподавании обучении
2. Обучение критическому мышлению
3. Оценивание для обучения и оценивание обучению
4. Использование ИКТ
5. Обучение талантливых одаренных
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
7. Управление и лидерство в обучении
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова
II. Стадия осмысления
III. Стадия рефлексии
1. Прием «Ассоциации»
2. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)
2. Прием «Нарисуйте Землю»
1. Прием «Ассоциации»
2. Прием «Дневник двойной записи»
3. Техника формативного взаимооценивания «Две звезды и желание»
4. Прием «Диаграмма Вена»
Закончи предложение «устное интервью»
Задания
Эмоциональный настрой на урок.
Встали, в группах взялись за руки. Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке:
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Стадия вызова.
Прием «Ассоциации»
Задание 1. Демонстрация слайдов с фотографиями планеты Земля.
? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?
Задание 2. (работа в группах) Эпиграф к уроку:
Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты)
Слово учителя: Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?
Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:
Шар земной, для одних ты — арбуз:
На куски разрезают тебя и кромсают зубами
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч
Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.
Я слезинки твои вытираю: не плачь,
Кровь смываю и песни пою над тобою.
? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3. Прием “Нарисуйте Землю”. Защита плакатов «Я рисую лицо Земли».
? Назовите на сегодняшний день самую актуальную проблему Земли?
II. Стадия осмысления (реализация).
Прием «Ассоциации»
Задание 1. Просмотр фрагмента документального фильма «Битва за Чернобыль» режиссер Т. Джонсон.
Задание 2. Рассказ о Семипалатинском полигоне с презентацией (индивидуальное опережающее задание).
? Какие чувства возникли у вас после просмотренного и услышанного?
Физминутка «Панда»
Повторим критерии, по которым будем оценивать работу своих товарищей.
Задание 3. Прием «Дневник двойной записи», «Карусель»
1,3 группы
? Найдите во фрагментах повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы?
Фантастический пейзаж
(передающий результаты катастрофы)
Реалистический пейзаж
(так называемый «пикник на обочине»)
Вывод:________________________________________________________
2,4 группы
? Найдите в рассказе Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы?
Состояние земли во время взрывов
Каковы последствия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне?
Вывод:________________________________________________________
Задание 3. Техника формативного взаимооценивания «Две звезды и желание».
Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи).
А сейчас проверим работу других групп. В каждой группе остается спикер, а остальные двигаются в другие группы.
1 группа 2 группа; 3 группа 4 группа
Спикеры рассказывают о своей работе, а гости оценивают работу, используя критерии. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, то они не оценивают работы, и определяют два положительных момента – «две звезды», – и один момент, который заслуживает доработки – «желание». Обратная связь учащихся представлена в письменной форме на стикерах. Вворачиваются обратно «домой» и обсуждают пожелание.
Задание 4. Прием «Диаграмма Вена».
? Какая мысль объединяет эти два произведения? В чем различие между ними?
(РЕЗЕРВ) Задание 5. Чтение наизусть стихотворения об испытаниях на Семипалатинском полигоне.
Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Последующее задание
Дифференцированное домашнее задание.
1. Составить экологическую программу по защите Земли на ближайшие 2 года.
2. Написать сочинение эссе «А что дальше?»
3. Написать сочинение «О чем предупреждает людей книга братьев Стругацких «Пикник на обочине»»
4. Написать сочинение «Почему я против ядерных испытаний»
5. Написать сочинение «Человек и природа»
Последующее чтение
А. и Б. Стругацкие. «Малыш».
Рефлексия урока
Прием «Закончи предложение» (устное интервью)
? О чём думаете сейчас? (по кругу пускаем мяч, и каждый высказывает своё мнение).
-- Сегодня на уроке я узнал, что…
-- Мне это знание необходимо…
--Я почувствовал, что…
Оценивание
Прием формативного самооценивания
Имя______________________________________ Дата _____________ Класс _______
Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия? (Обведи слово, которое
наиболее точно отражает твой уровень участия в работе и сотрудничества).
1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения
�. Никогда �. Иногда �. Часто
2. Я высказывал свое мнение
�. Никогда . Иногда . Часто
3. Я выслушивал других учеников в моей группе
�. Никогда �. Иногда �. Часто
4. Я комментировал высказывания других учеников в моей группе
�. Никогда �. Иногда �. Часто
5. Я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении
�. Никогда �. Иногда �. Часто
6. Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа
�. Никогда . Иногда �. Часто
7. В работе группы мне больше всего понравилось: ___________________________________________
________________________________________________________________________________________
8. Самым трудным в работе этой группы было: _______________________________________________
________________________________________________________________________________________
9. Моя цель на следующую групповую работу: _______________________________________________
________________________________________________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ