Конспект урока по Литературе "Нравственное падение человека в трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»" 9 класс

1

Урок литературы в 9 классе


Тема: Нравственное падение человека в трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»

урок - размышление с элементами театрализации

Зависть свет в нас убивает

А. Дементьев

Цели:

Образовательные


совершенствовать навыки учащихся анализа текста: проследить какими приёмами и средствами создаётся художественный образ Моцарта и Сальери в трагедии.


Развивающие

способствовать развитию творческих способностей учащихся и познавательного интереса к литературе, используя межпредметные связи.



Воспитатательные


Воспитывать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения , раскрыв понятия греха, зависти.


Ход урока.


Слайд 1 Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о маленьких трагедиях А.С. Пушкина и каждая из них это спор о человеке, о возможностях его природы, о границах зла и бесконечности добра. В каждой из трагедий поэт говорит о грехах человеческих, о смертных грехах. Давайте попробуем разобраться, что такое грех?

Слайд 2 Определение «грех- это нарушение религиозных понятий, нравственных правил, непростительный поступок» Н.С.Ожегова


Слайд 3 Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. В центре картины фигура Христа и надпись: «Берегись, берегись. Бог видит». Эти грехи названы страшным словом «смертные».

2

Слайд 4. - А как вы думаете, какой из этих грехов появился первым со времен, когда человек вышел из рая? (зависть, это связано с библейской легендой о Каине и Авеле, в которой говорится о том, как зависть толкнула

Каина на братоубийство.) Так вот, еще с библейских времен такая

нравственная болезнь как зависть точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления.


Слайд 5 Слово учителя: На картине «Зависть» мы увидели страшный перевернутый мир, мир от дьявола. Именно зависти как греху, ведущему человека к нравственному падению, будет посвящен наш урок.

Мы постараемся с вами доказать, что зависть как смертный грех убивает в человеке человека на примере произведения 19 века А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери".

- Перед нами два человека, это исторические лица. Кто они? (индивидуальные сообщения и презентация двух учащихся о жизни композиторов)

Лик Дмитрий, Фролова Марина.


Слайд 6 Слово учителя: Трагедия «Моцарт и Сальери» написана в 1830 году. В основу сюжета А.С.Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный композитор Сальери отравил от зависти гениального Моцарта. А.С.Пушкин в трагедии создал свою версию об отношениях композиторов. Сальери завидует таланту Моцарта, а разве сам он не талантлив. Давайте выясним такой ли идеальный Моцарт, чтобы ему завидовать и такой ли отрицательный образ Сальери .

«Самое существенное путь» – говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути пройденного Моцартом, а духовный путь Сальери узнаём из внутреннего монолога (Учащиеся работают с текстом )

Слайд 7 Внутренний монолог Сальери –история его духовной жизни.

-Каким было начало его пути?

-Призвание его появилось рано (учащиеся зачитывают строки из монолога)

Родился я с любовью к искусству


Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыки, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрёкся я и предался

Одной музыке. Труден первый шаг

И скучен первый путь. Преодолел

Я ранние невзгоды. Ремесло

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник…


-Каким он был в годы учёбы?

-У мальчика твёрдый характер, отношение к музыке серьёзное целеустремлённое, но ему не хватает таланта. Трудно давалась теория

3

музыки. Сальери с головой ушёл в работу, для развития других сторон личности не оставалось времени. Он добровольный затворник.


-Каким был результат его колоссального труда?

Усильным, напряженным постоянством

Я, наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой.

Слава мне улыбнулась: я в сердцах людей.

Нашел созвучия своими созданиями.

Я счастлив был: я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой также

Трудами и успехами друзей

Товарищей моих в искусстве дивном.

-Сальери с честью выдержал испытания. Он заслуживает уважения.


-Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?

Все говорят: нет правды на земле,

Но правды нет и выше

-Усомниться в «божьей» справедливости верующий человек может только в крайности. Сальери ставит высшую цель – стать композитором, но он далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Причину бед нужно искать в себе, а он ищет в других.

Никто! А ныне-сам скажу-я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко

Мучительно завидую; О небо!

-В душе поселилась зависть. (Работа с опорной схемой.)


Слайд 8 На музыкальном небосклоне новая звезда- Моцарт.


-Каким мы видим Моцарта?


-Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни. « Праздный гуляка», свои

произведения называет «безделицами.» Он творит легко и непринужденно.


-Как же у Моцарта получается так легко создавать музыкальные произведения, отвлекаясь на земные дела?


-Он гений, получает вдохновения от бога. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.( Работа с опорной схемой.)

Слово учителя: Таким образом, анализируя художественный текст мы можем сделать вывод, что характеры героев реалистичны.


4


-Что-же объединяет двух композиторов?


-Любовь к музыке

У нас в классе есть учащиеся, которые занимаются в музыкальной


школе.( Юля Чаленко исполняет музыкальное произведение.)


-Что разъединило двух композиторов?

-Музыкальных высот добиваются по-разному: Сальери кропотливо трудится, он отречен от всего, кроме музыки, а у Моцарта видим вдохновение, он творит легко без усилий….


Слайд9 -Как вы понимаете чем талант отличается от гениальности?

( Талант-выдающиеся способности)

( Гениальность-высшая творческая способность, вдохновение)


Слово учителя : Давайте посмотрим к чему приводит зависть Сальери к гениальности Моцарта?

Слайд10 ( Музыка-скрипка) Инсценировка эпизода ( со слепым скрипачом)


-Какую роль играет этот эпизод в трагедии?

-Это кульминация текста.

Скрипач фальшивит, но игра Моцарта приводит Сальери в восторг. Нет сомнений Моцарт гениален.

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я!


Слайд11Слово учителя: Попав в душу Сальери, зависть рождает преступную мысль, которой не в силах противиться человек завистник

-индивидуалист чувствует свой долг в том , чтобы оборвать творчество и жизнь гениального композитора.

Кто скажет-я избран, чтоб его остановить (Убить)

Слово учителя: - Посмотрим к чему это приведёт.

Обратим внимание на развязку действия, на само предательство.


(Комментарии рисунка) Лебедева Вика.


Слайд 12 Сцена 2 (Читается по ролям: эпизоды мрачное настроение, предательство)


-Проблемный вопрос: видит ли Моцарт, что в стакан брошен яд!

5

-Официальная версия-«тайно», а если-«явно»? Быть может Моцарт видит коварство друга. Тогда совсем по- другому звучат слова Моцарта, перед тем как он выпивает яд:

Он же гений как ты да я

А гений злодейство-

Две вещи несовместные не правда ль?


-Ценой собственной жизни Моцарт проверяет идею-гений ли он?


Слайд 13-Получает ли удовлетворение Сальери, после отравления Моцарта?

-Понимание содеянного придёт к нему только после преступления.

Только тогда придёт душевное очищение.

Эти слёзы впервые лью: и больно и приятно

Как будто тяжкий совершил я грех,

Друг Моцарт, эти слёзы …

Не замечай их. Продолжай, спеши

Ещё напомнить звуками мне душу…

Наказание Сальери в нём самом, Гордыня помешала ему оценить свои способности. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта

Ты заснешь надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи не совместные. (он не гений)


Слово учителя: Убив Моцарта, Сальери не заглушил голос его великой музыки. Музыка Моцарта вечна, а в месте с ней и сам Моцарт.


Слайд 14 (прослушивание «Реквиема» Моцарта)

Прекрасная гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовёт его к прекрасному.

Но и зависть как тёмная сторона человека пробивается сквозь века, современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С. Пушкиным.


Слайд 15 Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется «Зависть»

(Ученица читает стихотворение наизусть)

Лапатько Вика


Зависть белой не бывает,

6

Зависть свет в нас убивает

Ну, а тот, кто ею болен

У того душа темна

И в поступках он не волен,

Ибо всем вершит она

Мы смирились с тем, что зависть

Судит всех без доказательств

Ей достаточно улик-

Этот счастлив. Тот-велик .

И чужой судьбою мучась,

Умирая от обид,

Всё надеется на случай,

Что когда-нибудь получит

То, что её в других претит.


-Почему строка Зависть свет в нас убивает вынесена подзаголовком к нашему уроку?

-Что значит «убивает свет»?

-Уничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие её проявления.

-Что вы поняли на сегодняшнем уроке, о чём задумались?

(Учащиеся высказываются)


Заключительное слово учителя: Мы увидели с вами, что, начиная с библейских времён, сквозь века тема зависти была, есть будет актуальна.

Хотелось бы, чтобы человек смог управлять своими чувствами и не давал выхода своим низменным страстям, которые разрушают и убивают человека в человеке.

Слайд 16 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сделать анализ стихотворения Игоря Кудрявцева «Дуэль».

ИТОГ УРОКА.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ