Конспект урока по Литературе "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс
Автор:
Киреева Елена Васильевна
Место работы:
Колледж Северо-Казахстанского университета, Казахстан, г. Петропавловск
Должность:
Учитель русского языка и литературы
Урок русской литературы в 10 классе.
Тема: Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница».
Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии, определение конфликта в драме «Бесприданница».
Задачи:
1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии и русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство драматургии А. Островского;
2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;
3) воспитательная: воспитывать любовь к литературе, искусству, формировать нравственные идеалы учащихся.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Характеристика периода русской литературы 60-90-х годов 19 века.
Продолжите предложения письменно.
Перечислите литературные направления 60-90-х годов 19 века.
К какому из направлений примыкали Достоевский, Страхов, Григорьев?
В журнале «Русская беседа» печатались…(направление)
Отстаивали традиции «чистого искусства», обращенного к «вечным» вопросам (направление).
Отрицали реформы Петра I (указать направление).
Художественный метод в искусстве литературы, царивший в 60-90егоды 19в.
Ответы:
Славянофилы, западники, почвенники, революционеры-демократы.
Почвенники.
Славянофилы.
Западники.
Славянофилы.
Реализм.
3. Изучение нового материала.
3.1. Знакомство с биографией писателя.
Русская драматургия никогда не была бы столь яркой и выразительной, не будь Александра Николаевича Островского. Его талант изменил жизнь русского театра.
В 1821г отец будущего драматурга переехал в Замоскворечье, которое было одним из живописнейших мест в Москве. Жители Замоскворечья из двора могли видеть Кремль, слышать колокольный звон. Это место, где сосредоточились культурные традиции России, оно вдохновляло русских художников и писателей.
В 12 лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по окончании которой в 1840г был зачислен на юридический факультет Московского университета. Отец настаивал, чтобы А.Н.О. наследовал профессию юриста.
После университета А.Н. работал в суде, но уже во время этой работы стал заниматься литературой и пробовать свои силы в написании пьес.
1847 г будет «самым памятным» днем в его жизни. В доме профессора русской словесности Шевырева среди всей литературной элиты Островский прочел пьесу «Картина семейного счастья». После прочтения в зале раздались аплодисменты, а Шевырев воскликнул: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» С тех пор Островский стал направлять все усилия в русло литературы.
3.2. Русский театр времен Островского.
Приход Островского в литературу ознаменовался кардинальными переменами в театральной жизни. Он буквально завладел сценой. Являясь одновременно писателем и режиссером, Островский стал иначе подавать пьесы. Со сцены постепенно исчезал фарс, наигранность, отчужденность, а на смену пришли натуральность, под внешней простотой скрывалась глубина мысли.
Для Островского театр – «храм искусства». «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Он пытался создать образцовый русский театр. В Москве в Малом театре он чувствовал себя как дома, сам создавал актерскую труппу.
В 1886 г Островский, как всегда работая, вдруг вскрикнул: «Ах, как мне дурно!». Испуганная дочь побежала за водой и вдруг услышала, как он упал. Через несколько секунд он затих. Скончался от сильного припадка грудной жабы.
3.3. Художественный мир драмы «Бесприданница».
Анализ драмы всегда начинается с анализа афиши. Драматурги часто используют прием говорящих фамилий.
Огудалова Харита Игнатьевна (от огудать – обольстить, обмануть, надуть, провести; огудала – плут, мошенник).
Кнуров Мокий Пармёныч (от кнур – боров, кабан, свиной самец).
Паратов (для охотников паратый – сильный, хищный зверь).
Юлий Капитоныч Карандышев (гротеск в имени: имя римского императора и обыденное, прозаическое отчество. По словарю Даля «карандыш» – коротышка, недоросток).
Лариса (=чайка-одинокая).
Действие происходит на Волге. Узлы действия завязаны задолго до начала пьесы, за счет этого пространство пьесы расширяется.
время до начала пьесы точка отсчета времени
Любовь к униженное согласие Появление Званый Побег Убийство
Паратову положение стать Паратова обед у Ларисы Ларисы
беспридан- женой Каран- с Пара-
ницы в Каранды- дышева товым
доме шева
Конфликты пьесы:
любовный – стремление преодолеть Ларисой любовь к Паратову;
социальный – бесправие бесприданницы, стремление распоряжаться ею, как вещью;
внутренний (главный) – Лариса стоит на распутье: защищать свое достоинство и выйти замуж за нелюбимого Карандышева или поддаться искушению страстной любви к Паратову.
Весь драматизм пьесы – в переживаниях Ларисы.
4. Итог занятия.
Сформулируйте особенности драматургии А. Островского.
Д\з. выписать из текста реплики героев, раскрывающие содержание внутреннего конфликта Ларисы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ