Конспект урока по Литературе "H.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества" 7 класс
Конспект урока по литературе, 7 класс
Тема: H.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.
Цель деятельности учителя: познакомить с жизнь и творчеством Н.В.Гоголя, дать понятие о повести, познакомить с историй создания повести «Тарас Бульба».
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: научиться выявлять характерные художественные приемы повествования.
2. Метапредметные:
- коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
- регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
- познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
3. Личностные: формирование мировоззренческих понятий. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Россию, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом.
ХОД УРОКА
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
- Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
Актуализация знаний (мотивация к деятельности)
- На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста.
Тест
«Жизнь и творчество
А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова»:
1. Годы жизни А. С. Пушкина:
а) 1799 г.-1837 г.;
б) 1800 г.-1825 г.;
в) 1789 г.-1985 г.
2. Кто из перечисленных поэтов не был лицейским другом А.С. Пушкина:
а) А.А. Дельвиг;
б) В.К. Кюхельбекер;
в) М.Ю. Лермонтов.
3. Кто из литературных деятелей XIX века оказал значительное влияние на формирование таланта А.С. Пушкина?
а) В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков;
б) М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин;
в) Г.Р. Державин, В.Г. Белинский.
4. Найдите произведение А.С. Пушкина, которое не относится к циклу «Повести Белкина»:
а) «Выстрел»;
б) «Станционный смотритель»;
в) «Метель»;
г) «Гробовщик»;
д) «Дубровский».
5. Какая библейская легенда нашла отражение в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
а) сказание об обрах;
б) легенда о блудном сыне;
в) легенда о сеятеле.
6. А.С. Пушкин родился…:
а) в Москве;
б) в Санкт – Петербурге;
в) в Михайловском;
г) в Болдино.
7. Автором какого произведения не является А.С. Пушкин?
а) «Евгений Онегин»;
б) «Песнь о вещем Олеге»;
в) «Повесть временных лет».
8. Кто из нижеперечисленных исторических деятелей описан в произведении А.С. Пушкина «Полтава»?
а) Екатерина Великая;
б) Петр Первый;
в) Иван Грозный.
9. Годы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова:
а) 1814 г.-1841 г.;
б) 1824 г.-1849 г.;
в) 1799 г.-1837 г.
10. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова появляется реальная символика, олицетворяющая свободу?
а) «Парус»;
б) «Бородино»;
в) «Поэт».
11. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший А.С. Пушкина?»
а) «Поэт»;
б) «Смерть поэта»;
в) «Журналист, читатель и писатель».
12. М.Ю. Лермонтов родился…:
а) в Санкт-Петербурге;
б) в Москве;
в) в Тарханах;
г) в Пятигорске.
13. Определите средства изобразительности и соотнесите художественные приемы (антитеза, звукопись, сравнение, метафора):
1. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
2. «Чернея на черной скале…»
3. «Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…»
4. «В пространстве брошенных светил…»
5. «Тучки небесные, вечные странники!»
6. «Но светлая слеза – жемчужина страданья…»
7. «Русалка плыла по реке глубокой…»
8. «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она».
КЛЮЧИ:
1. А
2. В
3. Б
4. Д
5. Б
6. А
7. В
8. Б
9. А
10.А
11. Б
12. Б
13. 1 - сравнение
2 – звукопись
3 – антитеза
4 – метафора
5 – метафора
6 – антитеза
7 – звукопись
8 - сравнение
Включились в учебную деятельность.
Индивидуальная работа учащихся над тестом «Жизнь и творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».
Взаимопроверка теста и выставление оценок.
Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для учащихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)
- Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изчкнию жизни и творчества Н.В.Гоголя.
- Глядя на нашу записанную на доске тему, какие цели вы поставите перед собой на урок:
1. Углубить знания о биографии и творчестве Н.В. Гоголя.
2. Познакомиться с исторической основой повести «Тарас Бульба».
3. Познакомиться с понятием «повесть».
4. Узнать о героических, гражданских мотивах в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества.
Обсуждают цели урока, которые ставят перед собой.
Открытие нового знания
- Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.
Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.
– Какие произведения Гоголя вы читали?
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
БИОГРАФИЯ Н.В.ГОГОЛЯ.
- Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит повесть «Тарас Бульба».
- «Тарас Бульба» (1835 г.) – результат серьезного увлечения Н.В.Гоголя историей. Повесть имеет две редакции (два варианта текста). Впервые вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Гоголь считал «Миргород» своеобразным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потому что содержанием сборника по-прежнему служила история украинского народа. Но в 1842 году о в 1842 году Н.В.Гоголь переработал текст повести. Стало значительно больше сцен, изображающих жизнь Запорожской Сечи, увеличен объем батальных сцен. Во второй редакции использовались исторические источники – летописные, а не только народные песни.
Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»
- Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью. О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».
- Найдите в тексте I главы повести черты исторического времени действия, воссозданной автором на основе действительных источников.
- Каков лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей?
- Обратим внимание на модельный и глагольный ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия (она не была первобытной в научном значении этого слова), неукротимая, широкая и т.д.
- Это время – время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества человека, живущего в условиях угрозы вражеских набегов, качества, помогающие выжить, защититься, довольствоваться ради этого малым.
- В связи, с чем в повествовании автор позволяет широкое отвлечение на историческую тему?
- Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь выдвигает соответствующих личностей - сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Человек, закаляя свой характер, становится решительным в боя, защищая Родину.
- Как вы думаете, реальны главные герои: Тарас Бульба, Остап и Андрий?
- Образ и характер – это одно и тоже?
- Каков был замысел Н. В. Гоголя при создании повести «Тарас Бульба»?
- Главным образом в этой системе является кто?
- Кто дополняет идеальное представление автора о казаке?
- Эти три образа составляют ядро, единство, дополняя друг друга.
- Кто еще помогает раскрыть качества национального характера?
- Запорожцы в повести описываются как товарищество, как единое целое. Где это проявляется наиболее ярко?
- Гоголь выделяет и отдельные образы, воплощающие ту или иную мысль. Найдите в тексте эти отдельные образы и подумайте, почему они выделены?
- Чтобы все эти качества проявились, нужны «противовесы» - образы врагов. Выделяет ли Гоголь конкретно отдельных ляхов, как он выделяет запорожцев?
- Почему нет?
- Что ляхи враги - как определяется?
- Кто еще показан в повести индивидуально?
- Это образ или просто персонаж для сюжета? Она тоже образ врага или нет?
- Еще женские образы в повести есть?
- Почему у матери нет имени? Как ее называет Тарас?
- Татарка - это образ или нет?
- Еще кого из людей можно включить в систему образов?
- Кто такой Янкель? Он характер или тип? Какую мысль он воплощает?
- Но образы бывают и другими. Прочтите отрывок, начиная со слова «Площадь ...»
- Какой образ рисует Н. В. Гоголь?
- Какую мысль воплощает автор в образе этой толпы?
- Есть в повести еще два образа, которые прямо работают на идею автора о национальном самосознании, подчеркивают важные качества русского народа. Какие это образы?
- Что главное в образе запорожской степи?
- Найдите описание Днестра. Какова идея этого образа? Почему Гоголь этой картиной заканчивает повесть?
- Почему вводятся описания степи, реки, другие пейзажные зарисовки?
- Можно ли отнести автора к образам?
- Вот какая картина сложилась у нас при рассмотрении системы образов повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Смотреть в приложении № 3.
- Зачем важно понимать и представлять систему образов?
- Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.
- Повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого - национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника - вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело.
- Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека родине, товарищам навсегда остаются в памяти поколений. О них пишут стихи, поют песни, их подвиг повторяется в следующих поколениях.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя о биографии Н.В.Гоголя, основные моменты записывают в тетрадь.
Учащиеся слушают рассказ учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя, основные моменты записывают в тетрадь.
Учащиеся слушают рассказ учителя.
Зачитывают отрывок из повести:
«…тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, — и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход — воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, — все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: «Эй вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкатъ в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!» И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня».
Высказывают свою точку зрения.
Читатель начинает понимать характер главного героя, особенности его отношения к основным жизненным ценностям.
- Это собирательные образы.
- Нет, образ – это мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это уже качество этого конкретного лица.
- Это повесть о национальном самосознании, национальном характере.
- Тарас Бульба.
- Остап и Андрий.
- Запорожцы.
- Когда слушают речи.
- Пьяный казак - образ вольницы, Кирдяга - образ демократичности, Кукубенко - образ мужества и смелости, Бовдюг - образ мудрости, Мовсий Шило - образ чести и доблести.
- Нет.
- Это для автора не главное, важно, что есть враги.
- По вере – они басурманы.
- Панночка.
- Панночка не является отрицательным героем - любовь не может быть отрицательной. Образ панночки несет идею права человека на личную жизнь вне политики, кроме любви к родине у человека может быть и другое очень сильное чувство – любовь к женщине.
- Образ матери.
- Стара. Мать в повести – это обобщенный образ всех матерей и жен.
- нет.
- Янкеля.
- Н В. Гоголь этим образом подчёркивает, что евреи - люди вне Родины, вне идеи. Они везде свои и всем нужны, но в то же время и чужие для других народов. Их идея - деньги, нажива. Интересный образ «жида» дает Н. В. Гоголь, но надо сказать, что он хоть и постоянно подчеркивает презрение козаков к жидам, но сам снисходительно относится к своему персонажу и не рисует его черными красками. Янкель - вполне симпатичный и полезный для героев повести человек.
Учащиеся зачитывают отрывок.
- Образ толпы.
- Дикость и варварство народа, идущее из глубины веков, - требование кровавых зрелищ. Гоголь явно осуждает эти качества и, изображая так выразительно публичную казнь и интерес к ней толпы, показывает себя гуманистом.
- Степь и Днестр.
Зачитывают отрывки с описанием степи днем и вечером.
- Река – символ продолжения жизни.
- Создать образ Родины и передать авторскую позицию.
- Да.
Записывают в тетрадь.
Если правильно определить систему образов, то всегда будет легче понять литературное произведение.
Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….»
Я оцениваю свои знания…..потому что…
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Заполняют бланк самооценки.
Домашнее задание
Читать главы X, XI, составить к ним план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву».
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ