Конспект урока по литературе в 6 классе «Обобщающий урок по сказке - пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Тема: «Обобщающий урок по сказке - пьесе С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев». ( 6 класс)
Цель: обобщить и систематизировать знания по сказке- пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» .
Задачи:
Образовательные:
-расширить и закрепить знания учащихся по сказке.
Коррекционно-развивающие:
-обогатить словарный запас учащихся, развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные:
-прививать интерес к чтению, воспитывать доброе отношение к людям.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Оборудование и наглядные пособия: учебник, иллюстрации к сказке, картинка с изображением подснежника, красочная книга со сказками С.Я Маршака, карточки с текстами, напечатанные словарные слова, прилагательные для составления предложения, напечатанные пословицы.
Межпредметных связи: математика, русский язык музыка, рисование.
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация приёмов работы,
Ход урока
№
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Отчёт дежурного
Приветствует учащихся, просит учащихся поприветствовать гостей и разрешает занять свои рабочие места.
Проверяет готовность учащихся к уроку
Слушает дежурного и если нужно исправляет.
Приветствуют учителя, приветствуют гостей, занимают свои рабочие места.
Проверяют своё рабочее место
Дежурный отчитывается по опорам, остальные учащиеся слушают
2
Введению в тему урока.
Проверка домашнего задания.
Вывешивает картинки к сказкам на доске. Учащиеся должны найти четвёртую лишнюю картинку (сказка, изученная раньше). Назвать сказку на лишней картинке. Потом назвать сказку на остальных трёх.
А почему эта сказка – пьеса?
-Эта сказка литературная?
-Какие ещё бывают сказки?
-Назовите всех персонажей сказки?
-Зачитайте положительных персонажей?
-Зачитайте отрицательных персонажей?
Домашнее задание - выписать в тетрадь в два столбика всех персонажей сказки (положительные и отрицательные).
-А кто является главным положительным героем сказки?
-Охарактеризуйте падчерицу?
Находят лишнюю картинку и называют сказку: А.С. Пушкин «Золотая рыбка»
Только что прочитали сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев»
Эту сказку можно инсценировать на сцене.
Да, эта сказка литературная, так как у неё есть автор.
Народные. У них автор не известен. Их придумывал народ.
Королева, учитель, солдат, мачеха, дочь, падчерица, белка, волк, заяц, братья-месяцы.
Дочь, учитель, белка, заяц, братья-месяцы
Волк, солдат, мачеха, дочь
Главным положительным героем сказки является падчерица.
Падчерица добрая, красивая, трудолюбивая, скромная, храбрая
3
Объявление темы урока и постановка цели.
Обучение целеполаганию
Мы закончили читать с вами сказку. Это последний урок по этой сказке. Тема урока:
Обобщающий урок по сказке - пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (тема урока на доске)
Ребята, прочитайте тему урока и поставьте перед собой задачи, которые мы должны выполнить на этом уроке.
Правильно ребята, мы с вами вспомним содержание сказки, перескажем с помощью опор, охарактеризуем поступки героев, в разговоре о сказке используем новые слова, будем отвечать на вопросы, зачитывать отрывки из текста, составлять предложения и пословицы
Слушают учителя
Вспомнить содержание сказки, какие новые слова мы узнали, читая сказку, отвечать на вопросы, говорить о главных героях сказки
4
Словарная работа
Ребята, давайте вспомним значение слов, которые мы узнали, читая сказку: (на доске даны слова, записанные в два столбика, нужно к каждому слову подобрать правильное значение)
1.мачеха - не сердись
2.падчерица -поваленное
дерево
3.не гневайся - большая
толстая палка
с толстым
наконечником
4. посох - неродная дочь
5. валежник - неродная мать
Учащиеся по очереди выходят к доске, находят и соединяют стрелочками правильное значение слова
5
Основная часть урока. Работа по теме.
Давайте вспомним содержание сказки. Перед вами 4 картинки (картинки висят на доске). Расположите их в том порядке, в котором происходили действия в сказке. Кратко расскажите сказку, используя данные картинки.
А какую картинку нарисовали бы вы?
-Для того чтобы передать содержание сказки вы использовали что?
-Какие ещё виды искусства помогут вам передать настроение, описать природу, которая встречается в сказке?
-Действие нашей сказки происходит, в какое время года?
Я предлагаю вам побыть некоторое время художниками и описать зимний лес.
-Какие должен взять краски художник, чтобы передать настроение зимней непогоды?
А теперь давайте откроем учебник на стр. 122 и прочитаем описание леса.
Вот в такой лес отправляется наша героиня.
-Какие чувства вы испытали, читая отрывок?
В таком лесу и замёрзнуть можно. Давайте с вами погреемся и проведём физкультминутку.
По очереди выходят к доске, расставляют картинки по порядку и кратко рассказывают сказку по данным картинкам.
Примерные ответы:
-Королева сидит за партой и пишет диктант.
-Падчерица собирает в лесу хворост.
-Ребята представляют как падчерица пробирается по заснеженному лесу, на пути ей встречается волк.
Мы использовали слова
Нам поможет живопись, музыка
Действие сказки происходит зимой
В своём рисунке я использую краски: чёрную, серую, белую, голубую, синюю, зелёную.(комментируют для чего каждый цвет)
Читают отрывок о лесе:
Лес. На землю падают крупные хлопья снега…
Было очень страшно, холодно.
6
Физкультминутка
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели – вновь за дело!
Учащиеся выполняют задания учителя
7
Продолжение работы по теме.
а) беседа по содержанию сказки
б) работа с текстом
в) Работа с пословицами.
г) Работа по составлению предложений
Итак, мы с вами сказали, что вам в таком лесу было бы очень страшно, холодно. Именно в таком лесу оказалась падчерица. -Каково ей было в таком лесу? Охарактеризуйте девочку
-А как вы думаете, для чего мачеха и дочка отправили в такой лес падчерицу?
-А надеялись ли мачеха и дочка, что падчерица принесёт подснежники?
Я тоже так думаю. И им очень хотелось от неё избавиться. Но так как она очень добрая и трудолюбивая девочка, то ей в лесу помогли … Кто же помог? Вот мы сейчас с вами постараемся угадать какие месяцы ей помогли.
Учитель предлагает 4 конверта, в котором лежат 4 стихотворения.
Одному из учеников нужно прочитать отрывок, а остальным угадать какой это месяц.
Вывешивает табличку с названием месяца январь
Найдите в тексте на стр. 128, почему январь помогал падчерице?
Вывешивает табличку с названием месяца февраль
Найдите в тексте на стр. 129, почему февраль помогал падчерице?
Вывешивает месяц март
Вывешивает месяц апрель
Итак, мы с вами прочитали отрывки, и угадали, о каких месяцах шла речь. Следующая работа с пословицами. Вы знаете, что наш русский народ очень мудрый: всё видит, всё примечает и сочиняет пословицы. В этих коротких изречениях приметы месяцев. Сразу подскажу, что это месяцы, о которых мы только что говорили. Если вы правильно распределите месяцы в пословицах, то сможете помочь падчерице выполнить задание капризной Королевы.
Итак, это 4 месяца, которые помогли падчерице найти и собрать целую корзину подснежников.
Подснежник – это самый первый весенний цветок. Сегодня на уроке он у нас в гостях.
-Сперва понемножку
Зелёную выставив ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил.
И тихо спросил:
-«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите ведь, правда, что это весна!»
-А как бы вы описали подснежник, используя данные прилагательные.
(Вывешиваются на доску вспомогательные слова, рисунок подснежника, которые можно использовать для составления предложений о подснежнике)
Падчерице было очень страшно, холодно, одиноко, но ей помогали звери.
Падчерица смелая, бесстрашная
Падчерица должна была принести подснежники.
Я думаю, что нет. Они ей даже не дали с собой новую большую корзину . Мачеха с дочкой думали, что она там замёрзнет и не вернётся.
Ей помогли братья-месяцы
Читает:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!
Отвечает:
-Это месяц январь
Читает:
Я её сразу узнал, как только увидел…
Второй читает:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи. Вихри вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
Отвечает:
Это месяц февраль
Читает:
Ох, и от меня она мало хорошего видела….
Читает третий ученик:
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки, И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Отвечает:
Это месяц март
Читает четвёртый ученик:
Разбегайтесь ручьи, Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Отвечает:
-Это месяц апрель.
1Январь – году начало зиме середина.
2. Февраль силён метелью, март капелью.
3. Март с водой, апрель с травой
Слушают учителя
Это первый весенний цветок.
Подснежник - это первый маленький, нежный и душистый цветок и т.д.
8
Обобщение по теме. Итог урока.
-О какой сказке мы говорили на этом уроке?
-Понравилась ли вам эта сказка?
-Почему братцы-месяцы решили помочь падчерице?
В каждой сказке есть мораль, мораль этой сказки - «Добро побеждает зло!»
-Как вы понимаете эти слова: «Добро побеждает зло?»
Вы бы хотели бы быть похожими на падчерицу? Быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми?
-Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?
Выставление оценок…
Сказка называется «Двенадцать месяцев», а написал её С.Маршак
Понравилась. Она очень интересная
Братья- месяцы помогли падчерице, потому что она добрая, храбрая, трудолюбивая. Им жалко стало падчерицу. Они тоже добрые и помогают добрым людям.
В этой сказке доброй падчерице помогают добрые братья-месяцы победить злых людей: королеву, мачеху, дочку.
Да, я бы очень хотел бы быть на неё похожим. Быть смелым, отважным.
Быть красивым и трудолюбивым.
…
9
Домашнее задание
Нарисовать в тетради по чтению рисунок понравившегося эпизода из сказки
Записывают в дневники домашнее задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ