Конспект урока по литературе в 10 классе "Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?"
Утверждаю: директор школы № 28
Набалова Т.И.---------------------------------
«Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»
(Конспект урока)
Постаногова Маргарита Александровна,
учитель русского языка и литературы
Пермь 2015
Тема урока «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»
1.Цель занятия: Использование учебной ситуации как средства для формирования речевой компетенции учащихся, развития навыка устного произвольного речевого высказывания.
2.Задачи:
Формировать метапредметные способы деятельности;
Способствовать становлению активной социальной позиции;
оптимизировать творческий базис личности учащихся;
Актуализировать предметные знания;
Развивать навыки работы в команде;
Учить управлять своим поведением и эмоциями.
3.Оборудование занятия:
Презентация «Шесть шляп мышления»;
Дидактический материал;
Ученические презентации;
Фрагменты фильма-экранизации.
Урок проводится после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Предварительный комментарий:
В основе занятия лежит использование технологии развития критического мышления, в частности, технологии «шести шляп мыщления». Данная технология позволяет находиться учителю и ученикам в одном смысловом, творческом и эмоциональном пространстве, переживать созвучные чувства. Такая ситуация наиболее благоприятна для формирования социально-нравственных качеств современной личности.
Ведь уметь выстроить успешную коммуникацию в соответствии с собственными интересами и целями – одно из важнейших качеств современного школьника. Как сформировать это умение? Один из эффективных способов - использование учебной ситуации на уроке. Учебная ситуация как особая структурная единица учебной деятельности провоцирует собственное действие ученика для формирования его умений осознанного построения речевого высказывания.
Учитель в такой ситуации – не ментор, а координатор, активный слушатель и заинтересованный участник обсуждения.
4.Класс делится на шесть групп, каждая группа получает шляпу определенного цвета ( по жеребьевке или по желанию). В зависимости от цвета шляпы группы предварительно получают следующие задания:
Красная шляпа – выразить свои чувства, эмоции по отношению к теории Раскольникова.
Белая шляпа – дать беспристрастную, объективную оценку теории Раскольникова о делении людей на два разряда.
Черная шляпа - рассмотреть негативные стороны теории Раскольникова.
Желтая шляпа – найти позитивные стороны в теории Раскольникова.
Зеленая шляпа – творчески развить идеи Раскольникова.
Синяя шляпа – дать философское обобщение (почему теории «сверхчеловека » и «сверхнации» так живучи?)
5.Таким образом, каждая группа «примеряет» на себя разные роли: отрицателя, оптимиста, творца новых идей, критика, философа и т.д.
Перед каждой группой поставлены следующие задачи:
Не выходить за края своей щляпы;
Свою позицию обосновать фактами, знаниями из смежных дисциплин и материалом из различных источников информации;
Выступить в роли оппонентов по отношению к другим группам.
6. Перед началом работы выбираем группу экспертов из самих учеников класса.
7. Выступления групп, живая дискуссия.
8. Оценка работы групп выставляется в заранее приготовленные бланки по предложенным критериям и параметрам.
При оценивании подобных ситуаций предложены следующие параметры и критерии:
Критерии
Параметры
Баллы
Соблюдение учащимися этических, лексических и грамматических норм
1. Не нарушают этических, грамматических и лексических норм;
2. допускают незначительные нарушения этических, лексических и грамматических норм;
3. учащиеся допускают серьезные нарушения этических, лексических и грамматических норм.
5
4
3
Использование ранее полученных фактических и теоретических знаний, в частности, на смежных дисциплинах
1. Используют ранее полученные знания;
2. допускают неточности при использовании ранее полученных теоретических и фактических знаний;
3. не используют ранее полученные знания или допускают нарушения и неточности при их использовании.
5
4
3
Использование приемов устного монологического высказывания
1. Успешно используют приемы монологического высказывания;
2.Используют, но не всегда успешно;
3. Не владеют приемами устного монологического высказывания.
5
4
3
Использование материалов учебника и дополнительных источников информации
1.Используют материалы учебника, примеры из текста и дополнительные источники информации;
2. используют материалы учебника и примеры из текста;
3. используют только материалы учебника.
5
4
3
Процедура оценивания должна включать в себя самооценку групп учащихся, оценку группы экспертов (учащихся этого же класса или старшеклассников) и оценку учителя:
9. Рефлексия и саморефлексия.
Послесловие к уроку:
В самой сложной ситуации оказываются ученики, которым нужно или встать на место Раскольникова, почувствовать «нерв» его переживаний, или развить его идею. И тут на первый план выходит мировоззренческая составляющая, умение учеников выделять сквозные идеи, устанавливать причинно-следственные связи. Такие ситуативные задания формируют метапредметные способы деятельности, развивают ведущие природосообразные коммуникации.
Безусловно, самые развернутые, обоснованные и успешные выступления оказываются у групп, получивших черную шляпу (негативная оценка теории), и синюю шляпу (философская составляющая). Интересно то, что некоторые группы выражают желание помочь другим или поработать одновременно в двух шляпах. Для такой деятельности ученикам необходимо умение быстро переключаться на другую позицию и глубоко и уверенно владеть учебным материалом.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ