Конспект урока по Литературе "В. М. Шукшина «Жил человек»"
Урок, посвященный творчеству
В. М. Шукшина
«Жил человек»
Цели урока:
Познакомить учеников с личностью и творчеством В.М.Шукшина;
Развивать навыки анализа прозаического текста;
Побудить интерес к творчеству В.М.Шукшина;
Воспитывать в учениках чувство справедливости, научить сопереживать;
Научить выявлять отрицательное и положительное в поступках персонажей;
Формировать у детей понятие о правильных и неправильных поступках.
Методические приемы:
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, работа с журналом, объявление темы урока.
Вступительное слово:
Ребята, сегодняшний урок посвящен одному замечательному человеку. Имя этого человека - Василий Макарович Шукшин. Он родился в Алтайском крае. Поэтому мы можем называть его своим земляком. Василий Макарович – удивительная личность! Это гордость Алтайского края! Он не только писал интересные и поучительные рассказы, еще он снимался в фильмах. Василий Шукшин – замечательный актер. А еще он сам снимал фильмы, превосходно справляясь с режиссерской задачей.
В этом году ему бы исполнилось 85 лет. Это юбилей!
Творчество Василия Шукшина знакомо всей России, поэтому нам, уроженцам Алтайского края, как никому другому нужно знать как жил и работал наш знаменитый земляк.
Небольшая лекция «Жил человек».
Василий Макарович родился в простой крестьянской семье. Его родина – село Сростки Бийского района Алтайского края. Прежде чем ехать поступать в Москву, он перепробовал много профессий. Он был очень способным, очень разносторонним человеком. Его заметили и оценили по достоинству. Он написал очень много рассказов про деревню и ее жителей. Постепенно Шукшин заинтересуется и кино. Активно снимается в фильмах, а затем и сам их снимает. Фильмы, которые он снял, называются «Печки-лавочки», «Калина красная» и другие. Он очень много работал. После себя оставил много замечательных произведений, как литературных, так и кинематографических. Жизнь, к сожалению, длилась не долго, и прервалась в рабочий момент, на съемках фильма, у него было больное сердце. Василий Макарович прожил замечательную жизнь, он достиг небывалых высот, приложив усилия, не побоявшись обстоятельств, своим трудолюбием и светлым умом из простого алтайского мальчишки он превратился в знаменитого талантливого писателя, актера, режиссера.
Чтение рассказа «Обида» (Чтение занимает примерно 14 минут, ради сокращения времени читает рассказ учитель).
Беседа.
Ребята, вам понравился рассказ? (да-нет) Какое чувство у вас появилось после прослушивания? (грусть, обида, тоска). Почему? (Потому что главный герой был обижен и справедливость не восторжествовала). Как называется рассказ и почему? (Обида. Главного героя обидели).
Василий Макарович Шукшин написал вот такой грустный рассказ. Этим он хотел дать своим читателям некоторые советы. Как вы думаете, какие? (нельзя быть несправедливым, нельзя грубить, хамить и портить другим людям настроение). Есть ли в рассказе положительные и отрицательные герои? (Да, положительные – Сашка, жена Вера, дочка Маша; отрицательные – продавщица в рыбном отделе, человек в плаще).
Анализ ситуации в рассказе.
Ребята, нам с вами нужно выполнить очень важное задание. Давайте на доске и в тетради составим небольшую схему ситуации, которая изображена в рассказе Шукшина.
Мы должны быть предельно внимательны и должны обращать внимание на разные мелочи.
В виде схемы давайте запишем ответы на вопросы:
С чего все началось?
Один пьяный человек обидел продавщицу (нахамил и нагрубил).
Что сделала продавщица?
На следующий день, обознавшись, обидела главного героя.
Что сделал главный герой?
Попытался добиться справедливости.
Как?
Начал выяснять отношение с продавцом, завотделом и людьми в очереди.
Что случилось дальше?
Дважды попытался выяснить отношение с человеком из очереди, даже нашел его квартиру.
Чем закончилось все?
Главный герой был спущен с лестницы.
Кто вмешался дальше, и что бы случилось, если бы этого не произошло?
Жена Вера нашла своего мужа, успокоила его и увела домой. В обратном случае, Сашка ввязался бы в драку.
(Для наглядности следует возле каждого имени изобразить смайлики. Переход из веселого смайлика к грустному , за исключением последнего пункта. Там наоборот. )
Беседа. Продолжение.
Вот посмотрите, ребята, один человек обидел другого человека, этот другой обижает третьего и так до бесконечности. Это хорошо? (нет). Наш герой мог бы тоже обидеть человека, некоего Игоря. Помните, как он мысленно представлял в голове драку? Посмотрите, прошло всего немного времени, а уже столько обиженных людей! Но что тогда делать? (Не нужно обижать людей, не нужно портить настроение другим людям). Ребята, еще раз вспомните, кто остановил всю эту цепочку обид и как? (Жена главного героя – Вера, она утешила его и успокоила). Как вы считаете, правильно она поступила? (Да). Вот бы здорово было, если бы в мире было как можно больше таких людей. В поведении этой героини заключен главный совет Шукшина. Какой? (Нужно стараться сдерживать гнев, помогать, утешать тех, кто в этом нуждается).
Давайте же с вами попытаемся сформулировать главные мысли рассказа в виде советов и запишем их в тетрадях:
Нужно быть справедливым по отношению к другим людям.
Не нужно грубить и хамить.
Нужно стараться поддержать того, кто нуждается в этом.
Итак, ребята, а теперь вернемся к одному вопросу. Прежде чем ответить, я хочу, чтобы вы подумали. Есть ли в рассказе положительные и отрицательные герои? (Нет. Каждый персонаж не идеален). Правильно. Шукшин написал такой рассказ, в котором нет положительных и отрицательных героев. Он изобразил простых людей, изобразил простой случай, где люди ошибаются, поступают не правильно, но только из-за этого мы не можем категорично назвать их плохими или хорошими. Но, даже и случайно совершая какие-то нехорошие поступки, главное, как вы думаете, что? (Не совершать в дальнейшем таких ошибок и стараться их исправить).
На этом наш урок подошел к концу.
Рефлексия.
Ребята, вам понравился урок? Что вы узнали нового? Что не понравилось? Хотели бы вы еще что-нибудь прочитать у Шукшина?
Домашнее задание.
Давайте запишем домашнее задание:
Придумайте случай, когда один человек обижает другого, но в итоге исправляет свою ошибку и поступает справедливо.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ