Конспект урока по Литературе "В.А.Солоухин «Закон набата»" 7 класс

Открытый урок в 7 классе по рассказу В.А.Солоухина «Закон набата» (учитель русского языка и литературы МБОУ «Большесосновская средняя общеобразовательная школа» Черепанова Елена Владимировна)

Тема: «Велик и непреложен закон набата»

Цель урока: 1.Формировать умение анализировать рассказ (от композиции - к идее рассказа) 2.Воспитывать нравственные ценности, лучшие человеческие качества: чувство долга и ответственности, взаимопомощь.

Ход урока: 1. Сообщение темы и цели урока или учащиеся сами формулируют цель, если было домашнее задание поработать над композицией рассказа.

2. Слушаем набат. На доске записано толкование ключевых слов: «закон», «набат»,«непреложен», которые помогут понять рассказ и идею автора. (Ученики делают записи в тетрадь).

3. А сейчас обратимся к композиции рассказа.

- С какого элемента обычно начинается рассказ? ( экспозиции)

- Есть ли в рассказе Солоухина экспозиция? ( рассказ начинается с завязки – это особенность данного рассказа)

Еще в этом произведении есть одна особенность: в рассказе идет перекличка 2 времен- настоящего и прошлого. Это сложный вопрос, но он напрашивается: зачем автор, описывая события, обращается к прошлому: то к 17 году, когда сбрасывали колокол весом в 29 пудов 12 фунтов, то к тем временам, « когда проводили « маневры» раз по пяти за лето, так что все было отработано в тонкости…» Зачем? (показать связь времен, нравственные традиции сохранились)

- Итак, завязка – сигнал о пожаре, дальше следует развитие действия, когда люди бегут, стоят на луговине и пытаются понять, где горит.

- В этот момент что поражает героя? В чем нелепость положения?

- Какая мысль заставляет мужиков успокоиться? ( на пожар приехали черкутинские)

- Но действительно ли они успокоились? Какие чувства они испытывают? ( червячок сомнения гложет совесть каждого)

- Когда мужики поняли, что нужно ехать, что стоять и смотреть больше нельзя? ( после слов женщин)

- Как вы думаете, трудно ли далось это решение? Почему? Решение подобного рода всегда трудно принимать, ведь человек находится в ситуации нравственного выбора. Принимая решение, он считается со своей совестью.

- Итак, мужики едут на пожар, и опять всех грызет совесть. ( зачитывается текст)

Вот уже несколько раз мы повторили одно и то же слово- СОВЕСТЬ. Именно совесть связывает настоящее и прошлое, помогает сохранить нравственные традиции. В свое время А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» писал о счастливых людях, довольных своей жизнью. Ничто их не волнует и не заботит. Писатель предложил такое средство: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, беднота, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»

У Чехова- человек с молоточком, в нашем рассказе - набат ( как призыв к помощи).

- Но давайте вернемся к рассказу и найдем развязку ( спасение 3 дома)

- А где же тогда кульминация? ( главное здесь не быстрота движений, действий, а момент принятия решения)

Критик Валерия Герасимова пишет: « В ярком этом произведении художник шаг за шагом прослеживает, как инертную, вначале даже нерешительную массу наконец побеждает «закон набата». Все эти шаги мы с вами проследили, а сейчас поработаем в группах, чтобы выйти на идею рассказа.

4.Вопросы для групповой работы ( на выполнение отводится 5 минут)

- Какие чувства у вас вызвал рассказ? О чем вы задумались?

- Случалось ли вам быть на пожаре? Как вели себя люди?

- Почему рассказ называется не «Набат», а «Закон набата»?

5. Творческая работа в парах по изготовлению символа урока. На картонном символе( заготовка в виде колокола) написать памятку- напоминание человеку, чтобы он был отзывчивым к чужой беде. Это может быть 1-2 предложения или четверостишие, на лицевой стороне можно написать девиз со словами : «будь …» или «помни …»

6. Рефлексия. Домашнее задание.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ