Внеклассное мероприятие по Литературе "А.С.Пушкин «Капитанская дочка»" 8 класс

Урок-игра в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( учитель русского языка и литературы МБОУ «Большесосновская средняя общеобразовательная школа» Черепанова Елена Владимировна)

В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему, выбрать капитана;

Учитель: Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина  — повести «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой — загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.

(Представление жюри. Представление команд.)

1 этап - Блиц-опрос

Вопросы для 1 команды:

1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)

2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)

3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)

4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске.)

5. Какая песня была любимой у Пугачёва?

Варианты ответов

А. «Вниз по матушке, по Волге…»

Б. «Не шуми, мати зелёная дубровушка...»

В. «Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя…»

(Верный ответ “Б”.)

6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы.)

2-я команда :

1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)

2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)

3. Сколько глав в произведении? (14.)

4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)

5. Как звали Савельича? (Архип.)

6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

Варианты ответов

А. Астаховский

Б. Александровский

В. Семёновский

(Верный ответ “В”.)

3-я команда :

1. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани.)

2. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? (Соорудил из неё змея.)

3. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва? (Во время казни.)

4. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “держать в ежовых рукавицах”? (Обходиться ласково, давать побольше воли.)

5. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей.)

6. Какое предложение относительно судьбы женщин внёс Пётр Гринёв, узнав, что бунтовщики скоро подойдут к стенам Белогорской крепости? (Отправить в Оренбург.)

2 этап - Конкурс капитанов

- Пугачёв предложил Гриневу присягнуть на верность ему. Что ответил ему Петр Андреевич? ("Я природный дворянин; я присягал государыне императрице и тебе служить не могу”).

-Вспомните, как нелестно отвечал комендант Пугачеву на вопрос: "Как ты смел противиться мне, своему государю?” ("Ты мне не государь, ты вор и самозванец!)

- Вспомните, за каким занятием застал Василису Егоровну Петр Андреевич Гринёв, когда приехал в Белогорскую крепость? (Разматывала нитки , которые держал "кривой старичок в офицерском мундире”).


Учитель: Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.

3 этап

Каждой команде предлагается по три пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев повести. Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.

1-я команда

Пускай потянет лямку да понюхает пороху.( отец Гринева)

Дай вам Бог любовь да совет.(капитан Миронов дает наказ Маше)

Небо с овчинку показалось (Пугачев)

2-я команда

Послужи мне верой и правдой.(Пугачев)

Долг платежом красен.(П.)

Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.( Савельич)

3-я команда

Утро вечера мудренее.(П.)

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.(П.)

Из огня да в полымя.(Савельич в гл.12, 2 встреча с Зуриным)



4 этап – сложи пословицу

Команды складывают из отдельных фрагментов пословицы

1 команда: Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.

2 команда: Без труда чести не получишь.

3 команда: Честь честью, а дело делом.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что ключевым словом является слово ЧЕСТЬ. Что такое честь? Вспомните эпиграф к повести. (На доске дано толкование слова честь)



5 этап- работа над устаревшими словами

1 команда : “Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, — скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”? (Помощь.)

2 команда : “...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” — эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”? (Враг.)

3 команда : С какой целью использовался погребец в XVIII веке? (Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов.)

6 этап – « Чья реплика?»

Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежат реплики. (Распечатки задания на каждом игровом столе.)

1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. (Иван Кузьмич Миронов.)

2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. (Василиса Егоровна.)

3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. (Пугачёв.)

4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”. (Пётр Гринёв.)

5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. (Савельич.)

6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». (Андрей Петрович Гринёв.)

7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. (Маша Миронова.)

8. “Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу”. (Екатерина II.)

Ведущий. Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ