Конспект урока по Литературе "Что такое счастье для героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»" 5 класс
Урок литературы по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе". 5-й класс
Тема урока: Что такое счастье для героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Цель урока: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г. Короленко).
Задачи урока: развитие монологической речи учащихся, формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать, работать с текстом произведения; воспитание любви, уважения, внимания к родным и близким.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка;
уметь создавать устное высказывание, анализировать текст,
формулировать идею, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества, имеет способность к самооценке своих
действий, поступков.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые
действия, операции, действует по плану; адекватно оценивает свои
достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути
преодоления.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную
информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах
учебников; осуществляет для решения учебных задач операции
анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-
следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-
познавательных задач.
Ход урока.
Слайд 1 (Приложение 1)
Организационный момент .
Прозвенел звонок для вас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс ваш хоть куда.
Так начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Формулирование темы урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем говорить о повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести.
На рабочем столе ваших ноутбуков откройте папку «Урок литературы в 5 классе» (Приложение 2)
Откройте файл «Кроссворд». Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует тему нашего сегодняшнего урока. У каждого на парте лежит рабочая карта. (Приложение 3) Откройте ее, найдите задание №1. Расшифрованные слова кроссворда запишите в свою карту. Приступаем к работе. Желаю всем успеха.
Слайд 2
Проверка кроссворда.
Слайд 2а
Слово учителя: Итак, ключевое слово – СЧАСТЬЕ. А какой вопрос у нас возникает, когда мы слышим слово «Счастье» (ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?)
Ребята, отталкиваясь от названия произведения, которое мы с вами прочитали, и от ключевого слова, которое у нас получилось, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока
Ответ детей: «Что такое счастье для героев повести В.Г. Короленко « В дурном обществе».
Слайд 3
Учитель: Запишите в рабочую карту тему нашего сегодняшнего урока
Слово учителя: Тема нашего сегодняшнего урока очень важна и близка каждому из нас. Ведь каждый человек в любом возрасте хочет быть счастливым. О счастье мы говорим очень много и часто. А что же такое счастье? Что кроется за этими 7-ю буквами алфавита? Ребята, где мы можем узнать, что значит слово «счастье»? К какому источнику мы можем обратиться, чтобы получить достоверную информацию?
Ответ детей: В толковом словаре.
III. Работа по теме урока
Работа со словарем.
У: Снова обращаемся к ноутбукам. Закройте файл «кроссворд» и откройте папку «толковый словарь Ожегова», в поисковой строке вводим искомое слово. Зачитайте его.
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Счастье – это успех, удача.
У: Ребята, запишите это определение в свою рабочую карту. (Задание №2)
У: Ребята, а что значит счастье для вас? Как вы понимаете слово счастье?
(Ответы детей)
- Посмотрите, ребята, сколько у нас в классе счастья. И какое оно разное. Какой вывод мы можем из этого сделать?
Д: (У каждого человека свое счастье. Каждый счастлив по-своему)
Учитель: Быть счастливыми хотели и герои произведения Короленко «В дурном обществе»”. Давайте вспомним их имена.
Дети называют имена, учитель записывает на доске в два столбика.
Тыбурций
Пан судья
Маруся
Соня
Валек
Вася
У: Имена героев вы назвали правильно. Попробуйте угадать героя по иллюстрации. Снова обратимся к ноутбукам. Откройте файл «Иллюстрации» Перед вами шесть портретов. Все они пронумерованы. Имена угаданных героев записываем в рабочую карту. (Задание №3)
Слайд 4
- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд 5
Закройте ноутбуки!!!
Физкультминутка
- Ребята, вы работаете с ноутбуками, поэтому давайте проведем физкульминутку для глаз. Сядьте ровно, положите руки перед собой и постарайтесь глазами следить за предметами на слайде. Слайд 6
Слайд 7
У: Ребята, вернемся к нашим героям. Случайно ли я разместила имена наших героев в два столбика?
Ответ детей: - Нет, не случайно. Эти семьи существуют в разных мирах: одна из «приличного общества», другая из «дурного общества». Семья пана Тыбурция бедная, а семья пана судьи – богатая ( разный социальный статус, разное положение в обществе)
У: Исходя из темы урока, какую цель мы можем для себя поставить?
Ответ детей: Сегодня мы должны выяснить, какая из этих семей счастливее? И что делает счастливым каждого из героев?
У: А как мы будем достигать этой цели?
Ответ детей: А для этого нам нужно сравнить жизненный уклад двух семей: семьи пана судьи и семьи пана Тыбурция .
У: А каких героев мы можем сравнить друг с другом? Правильно: Марусю и Соню, Васю и Валека, пана Тыбурция и пана судью.
У: Сейчас вы будете работать в парах. Вспомните, как работать в паре. Если кто забыл, то на парте есть памятки, к которым вы можете обратиться. Итак, у нас 3 пары. Первая пара будет работать с образами Маруси и Сони. Вторая пара работает образами Валека и Васи, а третьей паре достаются главы семейств: пан Тыбурций и пан судья.
Договоритесь, кто за какого героя отвечает. Договорились? Задание следующее. Вам нужно составить синквейн. Темой для вашего синквейна будет имя героя, которое вы выбрали. У вас на партах лежат файлы с набором слов и предложений (Приложение 4) Ваша задача: выбрать те слова и предложения, которые характеризуют только вашего героя.
Будьте внимательны. Если кто забыл структуру синквейна, обратитесь к памятке, которая есть в ваших рабочих картах. Приступаем. Я желаю вам успешной работы.
Слайд 8
У: Давайте проверим результаты вашей работы. Слушайте друг друга внимательно!
Ответы детей.
У: Молодцы, все группы справились с заданием.
У: Посмотрите на слова-ассоциации, которые вы подобрали к своим героям: забота, одиночество, равнодушие, беззаботность, нежность, понимание. Давайте выясним, что из этого списка способствует счастью, а что мешает?
Ответы детей.
У: Ребята, а членам какой семьи принадлежат слова забота, нежность, понимание.
Д: Семье пана Тыбурция.
Скажите мне, пожалуйста, Похожи ли взаимоотношения между отцами и детьми в семьях пана Тыбурция и пана судьи?
Ответы детей: Обе семьи пережили трагедию (смерть матери), но в семье Тыбурция переживали потерю вместе, поддерживали друг друга, а в семье Васи каждый в одиночку боролся со своим горем, в одиночестве переживал его. Семья Тыбурция жила дружно, а в семье Васи все жили сами по себе (Вася – как дикое деревце, отец – в горе, Соня в своём беззаботном детском мире)
У: Какой мы можем вывод сделать? Какая семья выглядит счастливой?
Ответы детей.
Слово учителя.
Как мы уже говорили, семьи существуют в разных мирах: одна семья богатая, другая – бедная. Но материальное богатство не всегда определяет счастье. На примере семьи Васи мы видим, что в этой семье есть всё: и положение в обществе, и материальный достаток. Но нет главного: взаимопонимания, душевной теплоты, терпимости и доброты, в то время как в бедной семье Тыбурция все эти качества присутствуют сполна.
Игра “Поймай хлопок”
Учитель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Будьте внимательны! Вы должны хлопнуть в ладоши одновременно со мной, поймать мой хлопок.
(учитель и учащиеся хлопают в ладоши, пока не получится одновременного коллективного хлопка)
У: Когда у нас получился одновременный хлопок?
Д: Когда мы достигли полного взаимопонимания друг с другом.
У: Какая семья более счастливая, мы выяснили. А что делает счастливым каждого из героев повести Короленко?
Ответы детей.
У: Можем ли мы кого-то из героев назвать счастливым? Кого? Почему? Обоснуйте ответ.
В ходе размышлений дети выясняют, что делало счастливым каждого из героев:
(Тыбурция – еда для детей, Марусю – кукла, Валека – встреча с Васей, Соню – ласки с братом, Васю – встреча с друзьями) . Для наглядности выбираются соответствующие картинки (“еда”, “кукла”, “друзья”) (Приложение 5) и прикрепляются на доску.
У: А почему мы ничего не говорим о пане судье? Неужели ничего не делает его счастливым?
Ответы детей: После смерти жены он замкнулся в себе, никого не замечает, и ничто и никто ему не приносит радости и счастья, даже собственные дети.
-У: А в наши дни, для того, чтобы почувствовать себя счастливым, нужны эти понятия?
Ответы детей.
Вывод: Да, детям во все времена нужны игрушки. Каждому из нас необходимы рядом друзья, близкие люди и их счастливые лица. Ну и, конечно же, необходим достаток, чтобы в доме всегда была еда, чтобы никто никогда не плакал, как Маруся, от голода.
У: Но! Все это делало счастливыми наших героев только на короткий, определенный промежуток времени.
Чего же еще не хватало каждому из них?
Ответы детей: Всем героям не хватало мамы. А Тыбурцию, Марусе, Валеку не хватало дома). Для наглядности выбираются соответствующие картинки (“мама”, “дом”) и прикрепляются на доску.
- Вася и Соня не были счастливы в родном доме, т.к. у них не было взаимопонимания, не было дружеского, внимательного отношения друг к другу. Они живут по отдельности, каждый для себя. Ребята, какие еще картинки нам нужно поместить на доску?
(выбираются картинки: “Взаимопонимание”, “Любовь”, “Ласка” и прикрепляются на доску)
Создание “Картины счастья”.
Учитель: Ребята, посмотрите! На нашей доске получилась картина. Наша собственная коллективная картина СЧАСТЬЯ, которую нам помогли создать герои произведения Короленко.
Нравится вам она? Может быть, мы не указали еще что-нибудь? Что сделает ее еще красивее?
Ответы детей.
Учитель: Да, мы забыли о солнышке, о голубом небе, о цветах, благодаря которым расцветала Маруся. Завершим с их помощью нашу картину.
Каждый ребенок прикрепляет к доске цветок, нарисованный им дома. Из цветов создается рамка картины. (Приложение 6)
VI. Заключительная часть.
У: Да, ребята, у вас каждого есть дом, семья, друзья. Вас любят родители. Они выслушают вас, попытаются понять вас, помогут. Подарят вам ласку и тепло. Значит, каждый из вас счастлив.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
У: И в завершении нашего урока я хочу пожелать каждому из вас: “Будьте счастливы!”
А теперь дружно хором пожелаем друг другу и нашим гостям счастья: “Будьте счастливы!”
Рефлексия.
Ну а теперь настало время оценить, как мы с вами сегодня поработали. Постарайтесь честно и полными предложениями ответить на вопросы
Ребята, обратите внимание на 7 пункт вашей рабочей карты.
Слайд 9
Ответьте на вопросы
Доволен ли ты тем, как прошел урок
Сумел ли ты получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по пятибалльной системе:
СЛАЙД 10
VIII. Домашнее задание.
Напишите сочинение размышление на тему “ Я счастлив, потому что …”
Спасибо большое, ребята, за урок. Я вам всем желаю счастья.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ