Урок Литературы «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска») 9 класс
«Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
Цель: создание условий для анализа рассказа Чехова «Тоска», определения его идейного звучания.
Задачи:
-образовательные: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова, писателя-гуманиста;
-развивающие: формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач;
-воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам
Средства обучения: текст рассказа А.П.Чехова «Тоска», портрет писателя, учебная презентация, листы с заданием «В творческой мастерской писателя»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
I. Организационный момент: приветствие, объяснение цели, задач.
II. Вступительное слово учителя (работа с эпиграфом)
Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьёзный Чехов
И.Северянин
Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа!» (портрет А.П.Чехова)
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.
III.Выступление ученика с сообщением о личности и творчестве А.П.Чехова ( презентация1)
-Давайте и мы сегодня поразмышляем о том, прав ли был Чехов, говоря своим современникам: «Скверно вы живёте, господа!», что давало ему основания так говорить и почему споры современников о его творчестве были так неоднозначны.
IV. Актуализация знаний. Беседа с учащимися
- В чём необычность творчества А.П.Чехова? ( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание.)
- Отличается ли рассказ «Тоска» от тех, которые вы уже изучили?( Отличается от ранее изученных тем, что это не юмористический рассказ)
- А что характерно для юмористических рассказов? (рассказ-«сценка», главный принцип построения – диалог, «говорящие фамилии», изображение событий порой доведено до абсурда).
- Вспомните юмористические рассказы Чехова, в которых присутствуют данные характерные черты ( «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.)
«Тоска»(1886) - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни. В рассказе автор поднимает одну из важных тем - тему одиночества человека, разобщённости человеческого мира.
-Каков сюжет рассказа? (У извозчика Ионы, переехавшего в Петербург из деревни, умирает сын. Героя переполняет неизмеримая, гнетущая тоска, он хочет поделиться своим горем с другими, рассказать о том, как болел и умирал сын. Но никто не слушает Иону, все заняты своими делами. Не найдя никого, кто бы его выслушал, поддержал, он рассказывает всё своей лошадёнке).
V. Работа с эпиграфом.
Эпиграф взят из Евангелия. Это начальные строки духовного стиха «Плач Иосифа и быль», когда-то исполнявшиеся каликами перехожими на перепутьях российских просторов. Эти стихи придают рассказу дополнительный смысл, они словно подчёркивают его основной смысл: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию. Потому-то « печаль моя», как сказано в плаче, остаётся не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие слова - молчание всего мира. Таким образом, драматическая история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца.
- Рассказ создаёт грустное настроение, чувство горя и одиночества. Какие приёмы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, внутренний портрет, речь)
-Городской пейзаж. (учащиеся приводят цитаты из текста, рисующие городской пейзаж). Проезжая вместе с Ионой и его седоками по этим белым заснеженным улицам Петербурга, мы всё больше ощущаем мертвенную холодность этого большого города, которому нет дела до страданий и душевной боли простого человека.
- Для чего даётся автором городской пейзаж? (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)
-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)
-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.
VI. «Погружение в текст произведения». В творческой мастерской писателя. Известно, насколько А.П.Чехов тщательно отбирал языковые средства для своих рассказов. Точный выбор лексических единиц, которые позволяют понять героя, его чувства, поступки, движение мысли. Учащимся предлагаются листы с заданием восстановить слово из произведения, обосновать свой выбор.
- Выполнив предыдущее задание, мы еще раз убеждаемся в том, насколько тяжело переживает герой своё горе-смерть сына. Но Иона хочет выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться и почувствовать себя нужным людям. Удаётся ли ему это?
- Учащимся предлагается проанализировать отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).
Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».
Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».
Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».
Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».
Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен: людям нет дела до горя «маленького» человека.
-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)
Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам, так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека.
VII.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? (С трогательной теплотой, состраданием).
Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего ребёнка вспомнил об этом рассказе и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».
- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо)
- Как вы относитесь к словам М.Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё мнение)
VII. Слово учителя. Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)
Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат...
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека - обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда -
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска -
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек», сегодня произнес:
— Скверно вы живете, господа!»
Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись…»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ