Конспект урока по литературе "Весна без вещуньи-кукушки..." 7 класс

Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение. Каждый учащийся на уроке получает возможность  проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме, творчески реализовать свои возможности.


Тема: Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи- кукушки…

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. И. Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки…

Задачи: развивать навыки выразительного чтения стихотворения; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

-развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнить словарный запас; коммуникативные навыки поведения на уроке.

-воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся .


Оборудование: Портрет писателя, карточки со словами «вещунья», толковый словарь, карточки с раскрасками, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Поздоровайтесь друг с другом по цепочке.

2. Упражнение для развития речи.

Скороговорка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно

тренировать свой речевой аппарат(слайд 2).

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

  1. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке чтения?

-Кто автор стихотворения?

Выразительное чтение 2-3 учащимися текста стихотворения домашнего задания(Рыленков И. Н. «Деревья»)

4. Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения.

А) - Рассмотрите слайды на экране. Что вы заметили? Расположите фотографии времен года в правильной последовательности. (слайд 3)

Б) Отгадайте загадку(слайд 4).

Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку-подругу.

-О каком времени года загадка?

-Правильно, о весне. Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна. Часто поэты и писатели представляют читателям весну в виде красивой девушки(слайд 5)

5. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня познакомимся со стихотворением Николая Ивановича Рыленкова(слайд 6)

-Откройте учебники на странице 232 и прочитайте название стихотворения.

-Как вы думаете, о чем нам расскажет поэт в стихотворении?

-А что вы знаете о кукушке? (слайд 7)

6. Изучение нового материала.

А) Словарь.

Вещýнья - предвестница, предсказательница.(слайд 8)

Б) Чтение стихотворения учителем, с 232(слайд 9).

В) Проверка первичного восприятия текста стихотворения.

- Понравилось стихотворение? Чем понравилось?

Г) Самостоятельное чтение стихотворения способом «жжужащее чтение» с выбором(подчеркиванием или выписыванием) непонятных слов.

Д) Чтение и анализ стихотворения.

-Какие слова были не понятны? (объяснение слов, сильным учащимся предлагается пользоваться толковым словарем)

- Прочитайте первые три столбика стихотворения(затем один ученик читает вслух).

- Как ведут себя растения и птицы до прилета кукушки?

-С кем сравнивает поэт березки?

-Прочитайте еще раз эти столбики. Передайте настороженность, боязнь природы в начале весны(читают способом «жужжащее чтение», затем 1-2 ученика вслух).

- Прочитайте последние два столбика стихотворения(жужжащее чтение).

-О чем говорит прилет кукушки?

- Какие чувства испытываете вы при чтении этих строк?

-Передайте при чтении радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права( жужжащее чтение, затем 1-2 ученика читают вслух).

- О какой народной примете вы узнали из этого стихотворения?

7. Закрепление нового материала.

А) Самостоятельное упражнение в выразительности чтения стихотворения.

-При чтении не забывайте делать паузы, соблюдать интонацию. Прочитайте выразительно, передав настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права. (слабым ученикам предлагаются карточки с размеченным текстом: паузами, логическим ударением, остальные читают про себя).

Б) Проверка чтения 2-3 учеников.

- Чтение какого ученика вам понравилось больше? Почему?

В) Творческое задание.

- Поэт одушевляет березки, представляет нам их в образе девушек-подружек в зеленых нарядах. Подняли головы птицы. Попробуйте оживить рисунок, добавив весенние краски.

G:\Аттестация моя\Конспекты\Безымянный1.pnghttp://gratis-kleurplaten.com/kleurplaten/lente/5.jpg






















8.Домашнее задание.

Стр. 232, выразительное чтение стихотворения. Свои рисунки можете поместить в рабочие тетради.

9. Итог урока

-С каким стихотворением познакомились?

- Какое настроение у вас появилось после прочтения стихотворения?

-Удалось ли вам добиться целей урока?

Комментирование работы учащихся на уроке.

-Надеюсь, весна у каждого из вас в душе породит радость!

Спасибо всем за урок! (слайд 10)




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ