Конспект урока по Литературе "Влияние православной атрибутики на перерождение героя" (по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»)

Тема урока:

Влияние православной атрибутики на перерождение героя (по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»)

Цели урока:

- помочь учащимся провести аналогию между трагедией героя рассказа и судьбой их сверстников, оказавшихся в таком же положении;

- способствовать развитию навыков литературного анализа текста;

- прививать такие нравственные ценности как доброта, сострадание, внимательное отношение к окружающим.

Ход урока:

Эпиграф:

На разукрашенную елку

И на играющих детей

Сусальный ангел смотрит в щелку

Закрытых наглухо дверей.

А.Блок


  1. Организационный этап

  2. Этап усвоения новых знаний

1.Беседа

Учитель: Мы с вами отлично знаем, что все, что происходит в произведении, происходит по воле автора. Именно на этой основе происходит осмысление замысла автора, идеи художественного произведения, но изменение хотя бы одного хода в сюжете ведёт к изменению замысла в целом. Представьте, если бы автор решил вмешаться и улучшить сюжет своей книги, а ее герои могли бы заметить это неожиданное для них вмешательство, – каким бы словом они назвали происходящее. Например, представьте себе, что барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму» меняет решение и вместо того, чтобы выдать Татьяну за Капитона, выдаёт её за Герасима. Как восприняли бы Герасим и Татьяна изменение решения барыни?

Учащиеся: Герасим и Татьяна могли воспринять такое решение барыни как чудо.

Учитель: Изменение сюжета автором для героев действительно может показаться чудом, однако другое чудо – чудо, которое возникает как бы само по себе, из-за течения самой жизни, зафиксировано во многих произведениях. Но ведь оно воспринимается далеко не всегда как чудо. Почему, согласно сюжету рассказа «Муму», согласно замыслу И.С. Тургенева, Герасим находит щенка именно в тот момент, когда навсегда простился с человеком, которого любил? Как мог воспринять этот дар Герасим? (Ответы детей)

Почему теряющая силы Маруся (рассказ В.Г. Короленко «В дурном обществе») вдруг обретает великий дар: куклу с роскошными волосами в нарядном платье? И кто совершает это чудо? Почему в тот момент, когда Вася предстаёт перед судом отца и ждёт неотвратимого наказания и, более того, знает, что он теряет любовь отца, как и отец теряет его любовь, именно в этот момент появляется пан Тыбурций и рассказывает судье о том, что сделал Вася для его детей. И появление куклы в подземелье, и появление в нужный момент пана Тыбурция – это и есть настоящее чудо, которое происходит в жизни людей. Почему же происходит это чудо? Какие поправки Бог внёс в сюжеты той жизни, которые зафиксировали И.С. Тургенев и В.Г. Короленко? (Ответы детей)

Вывод: Для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

2. Выразительное чтение стихотворения

(Подготовленный ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сегодня будет Рождество…»)

D:\Users\саша\Desktop\i(3).jpg

Сегодня будет Рождество,

весь город в ожиданьи тайны,

он дремлет в инее хрустальном

и ждет: свершится волшебство.


Метели завладели им,

похожие на сновиденье.

В соборах трепет свеч и пенье,

и ладана сребристый дым.


Под перезвон колоколов

забьётся колоколом сердце.

И от судьбы своей не деться –

от рождества волшебных слов.


Родник небес – тех слов исток,

они из пламени и света.

И в мире, и в душе поэта,

и в слове возродится Бог.


Колдуй же, вьюга-чародей,

твоя волшебная стихия

преобразит в миры иные

всю землю, город, и людей.


Встречаться будут чудеса,

так запросто, в толпе прохожих,

и вдруг на музыку похожи

людские станут голоса.

Учитель: Еще одно чудо, которое совершил Бог, вмешавшись в судьбы людей. Именно о нем повествует Лермонтов. Что это за чудо?

Учащиеся: Поэт в своем произведении рассказывает о самом великом чуде всего человечества – Рождестве Христовом. С рождением сына Божьего верующие могли надеяться на Его помощь и поддержку, заступничество перед отцом нашим Господом. А для христиан, если есть Бог, это уже чудо, а Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Учитель: Именно такие изменения и произошли с главным героем рассказа Л.Андреева «Ангелочек» Сашкой.

3. Работа над произведением

Учитель: Вспомните, к какому циклу рассказов можно отнести данное произведение. Ответ обоснуйте.

Учащиеся: Рассказ относится к циклу «Рождественские рассказы», т.к. действие происходит в рождественскую ночь.

Учитель: Какие еще рождественские рассказы вам приходилось читать?

Учащиеся: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А.П.Чехов «Ванька», А.И.Куприн «Чудесный доктор».

Учитель: Героями этих произведений, как рассказа Л.Андреева «Ангелочек», являются дети, ваши сверстники. Сколько лет Сашке? Какие жизненные цели ставит перед собой мальчик, ведь его жизнь только начинается?

Учащиеся: Сашке 13 лет. Мальчик начинает задумываться о способах, «какими люди перестают жить».

Учитель: Почему у тринадцатилетнего мальчишки, вся жизнь которого еще впереди, такие мысли?

Учащиеся: В гимназии – ругают и унижают. Дома – мать ставит его на целый вечер на колени, ему обидно осознавать, что это делает самый родной человек - мать.

Учитель: Как паренек отвечал на несправедливость со стороны взрослых и детей?

Учащиеся: Он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери.

Учитель: Какие приемы помогают писателю создать яркий, неповторимый образ, вывести типичные черты характера своего героя, его душевное состояние, объяснить мотивы его поступков?

Учащиеся: - Сравнение с тоненькими пластинками льда (это усиливает ощущение холода и даёт дополнительное ощущение боли – льдинки могут порезать).D:\Users\саша\Desktop\i.jpg

- Глухой переулок – метафора, подчёркивает тупиковость жизненной ситуации, безысходность существования.

- Темнело, низенькое чёрное строение – цвет, помогающий понять нежелание Сашки возвращаться домой.

- Грязный ноготь матери, знакомый запах водки, плоское лицо – детали портрета, создающие типичные черты характера человека на «дне» жизни.

- Используются предложения с повторяющимися словами, усиливающими ощущение течения времени и соответственно насыщенности событиями: «Пройдёт год, и ещё год, и ещё год…».

- Применяется союз «а» со значением противопоставления: «…а он… стоять на коленках…». И это при наличии такой «непокорной и смелой души» у героя рассказа! Время идёт, а в жизни Сашки ничего не меняется, он продолжает стоять на коленях, испытывать унижение, оскорбление и боль…

Учитель: Как можно объяснить причину постоянных драк Сашки?

Учащиеся: Он мстит жизни за ее несправедливость.

Учитель: Почему Сашку пригласили в дом к Свечниковым на елку?

Учащиеся: Было традицией у богатых и обеспеченных семей перед Рождеством приглашать бедных детей на елку в дом.

Учитель: Хочет ли Сашка идти на елку? Почему нет? А почему все-таки он туда отправляется? Подтвердите свои ответы словами из текста.

Учащиеся: Отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с елки.

Учитель: Как чувствует себя Сашка в доме Свечниковых до встречи с ангелом?

Учащиеся: Забившись за рояль, Сашка сел там в углу.

Учитель: Проследите отношение детей и взрослых к Сашке. Какой прием использует автор для создания целостной картины?

Учащиеся: Приём противопоставления: портреты детей (маленький Коля: голубоглазый, светлые кудряшки, бархатные штанишки) и их речь, отношение к Сашке («злой, злой мальчик»); сестра хозяйки Софья Дмитриевна, которую учил отец Сашки (её портрет и отношение к Сашке: «дурная кровь», «Нехорошо быть таким невежливым…»); Платон Михайлович (его портрет и отношение к Сашке: «странный мальчик»).

Учитель: Почему праздник не принёс «изъязвлённому сердцу» Сашки радости и облегчения?

Учащиеся: Елка глазами всех детей - сверкающая, глубокое очарование, восторженные восклицания, восторг; а для Сашки - крикливый, наглый блеск, чуждая, враждебная, ослепляла красотой…

Учитель: До какого момента праздника он был «угрюм и печален»?

Учащиеся: До тех пор пока Сашка был угрюм и печален, пока не увидел на елке ангелочка.

Учитель: Что происходит с Сашкой, когда он видит ангелочка?

Учащиеся: И вдруг «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху».D:\Users\саша\Desktop\i(2).jpg

Учитель: Вот оно, любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе. Почему же наступает перерождение Сашки? Зачитайте строки из текста.

Учащиеся: Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Учитель: Как ведет себя мальчик?

Учащиеся: Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».

4.Чтение 3 главы рассказа «Ангелочек».

(После строк « Сашка принес ангелочка домой….» ребятам предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Ангелочек»).

Учитель: Какое чудо совершил ангел? Ожидаемо ли было это чудо?

Учащиеся: Отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым».

Учитель: Какое чудо сотворил ангелочек с душами Сашки и его отца?

Учащиеся: Случилось «…такое радостное, такое светлое, какого никогда ещё не происходило на печальной, грешной и страдающей земле». «Всё добро, сияющее над миром, всё глубокое горе и надежду тоскующей о боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом…». Ангелочек уничтожил «бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его одиноким, несчастным, слабым».

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему эта история закончилась именно так?

(Ответы детей)

Учитель: Встреча с ангелом - начало или конец чуда?

(Ответы детей)

  1. Подведение итогов

Учитель: Представьте себя в роли ангела. Что вы пожелали бы Сашке перед тем, как растаять?

(Ответы детей)

Учитель: Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

(Учитель выразительно читает стихотворение А.Блока «Сусальный ангел»)


СУСАЛЬНЫЙ АНГЕЛ

На разукрашенную елку

И на играющих детей

Сусальный ангел смотрит в щелку

Закрытых наглухо дверей.

А няня топит печку в детской,

Огонь трещит, горит светло...

Но ангел тает. Он - немецкий.

Ему не больно и тепло.

Сначала тают крылья крошки,

Головка падает назад,

Сломались сахарные ножки

И в сладкой лужице лежат...

Потом и лужица засохла.

Хозяйка ищет - нет его...

А няня старая оглохла,

Ворчит, не помнит ничего...

Ломайтесь, тайте и умрите,

Созданья хрупкие мечты,

Под ярким пламенем событий,

Под гул житейской суеты!

Так! Погибайте! Что' в вас толку?

Пускай лишь раз, былым дыша,

О вас поплачет втихомолку

Шалунья девочка - душа...

25 ноября 1909































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ