Конспект урока по Литературе "Воскресение человеческого духа" 10 класс

Куанышева Ирина Николаевна., учитель русского языка и литературы

высшей категории СОШ № 17 г. Экибастуза



Урок внеклассного чтения в 10 классе

Тема: «Воскресение человеческого духа».


Цели:

1. Формирование умений исследовать текст художественного произведения, побуждающего учащихся на литературное творчество;

2. развитие интеллектуальных и художественных особенностей учащихся через методики критического мышления: свободное письмо, цветограмма, синквейн, дискуссионная карта;

3. воспитание независимости мышления, интереса к творческой деятельности, коммуникативного общения, нравственных качеств: патриотизма, трудолюбия, человеколюбия, чувства собственного достоинства.


Оформление:

Мне кажется, что я впитал в себя волну духовного здоровья, бодрости; вера в жизнь, в воскресение человеческого духа поднялась, все в душе кипит, я чувствую себя крепким, способным на многое.

М.Горький.


Ход урока.


I этап:evocation

Слово учителя: Мы продолжаем изучать творчество Максима Горького. Наш сегодняшний урок будет посвящен циклу рассказов об Италии.

Горький и Италия. Что общего между ними?

(Учеником дается биографическая справка: с 1906-1913 года Горький вынужден эмигрировать, так как царская Россия угрожала ему расправой за участие в московском вооруженном восстании. Местом эмиграции писатель выбрал Италию…(презентация, слайды с1-5).

II этап: realization jf Meining

Слово учителя:

Дома вы читали «Сказки об Италии». Каждый русский писатель по-своему видел Италию, в зависимости от условий времени и собственных пристрастий. А какой открылась Италия Горькому? Подберите ассоциации на тему: «Горький и Италия». (Ассоциации, называемые учащимися, записываются учителем на доске).

-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (дан в оформлении).

-Какие слова показались вам наиболее значимыми, наталкивающими на основную проблему в произведении, объединяющую все рассказы цикла?

(Учащиеся обсуждают вопрос в парах в течение 1 минуты, «выходят» на коллектив с выбранными фразами).

- Сократим эти фразы (названные учащимися) до минимума: проблема воскресения человеческого духа (записывается тема урока).

- А какие качества присущи человеческому духу, душе? Что должно воскреснуть в душе?

- Как эта проблема прослеживается в «Сказках…»? Найдите подтверждение этому в тексте, подобрав аргументы к ключевым словам.

Методика «Дневник двойной записи»

Ключевое слово

Аргумент

Патриотизм

Гуманизм

Доброта

Трудолюбие


(Режим работы групповой, каждая группа работает с определенной «сказкой»; идет обсуждение в группе с последующим выходом на коллектив).

Вывод: теперь мы видим, что проблема воскресения человеческой души, а именно таких качеств души человека как патриотизм, человеколюбие, трудолюбие, чувство собственного достоинства проходит «красной нитью» через все рассказы цикла.

Учитель: очень серьезная проблема. Так при чем же здесь сказки? Как вы считаете, почему Горький назвал свои рассказы «Сказками…»?

(Обсуждение в группах с последующим «выходом»)

Учитель: Конечно, для того времени- периода зарождения новой жизни- рождение таких чувств было внове, они предвещали сказочные изменения в жизни. А актуальны ли эти качества, присущие человеческой душе, о которых мы говорили, в наши дни?

Дискуссионная карта

да

Дискуссионный вопрос

Нет


Актуальны ли сегодня эти качества человеческой души?



(Обсуждение в группе с последующим «выходом»)

Учитель: Выберите по 2-3 аргумента для «выноса» на коллектив. Условие: не повторяться!

III этап revlection (слайды 6-10)

Учитель: по впечатлениям от урока, от произведения, создайте по ключевым словам нашего занятия цветограмму, пятистишие, пробу пера - по выбору (режим работы индивидуальный).

Домашнее задание:

  1. Выучить понравившийся отрывок из любого рассказа.

  2. Слайдовый материал (5-6 слайдов) по произведению «Сказки об Италии».

  3. Свободное письмо об Италии на тему: «Край, где небо блещет неизъяснимой синевой».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ