Конспект урока по Литературе «ЗА ХЛЕБОМ ДА СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША!» 5-6 класс
1001 идея интересного занятия с детьми
«ЗА ХЛЕБОМ ДА СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША!»
Ситдикова Фаиля Мусиевна, МБОУ СОШ д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан, учитель русского языка и литературы
Предмет (направленность): русская литература.
Возраст детей: 5-6 классы.
Место проведения: класс, актовый зал.
Оборудование: 2 стола, на которых установлены таблички с названиями команд: «Добры молодцы», «Красны девицы»; таблички с цифрами «1», «2», «3», листы бумаги, карандаши.
Действующие лица: участники команд, помощники: мальчик и девочка в русских народных костюмах, хозяйка (она же учитель русского языка и литературы или ведущая-старшеклассница
Хозяйка. Ох, устала я, уморилась! Небось, думаете, что это она так хлопочет? А вы знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей! То-то! Ко мне вон славные ребята пожаловали, бывалые, умные, а главное, старину любят! Кто такие? А вот сейчас узнаете!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, добры молодцы!
Добро пожаловать гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Гость не гость – хозяину радость!
Добро пожаловать! Сегодня в интеллектуальном клубе «Эрудит» гости – участники русского фольклорного кружка «Таусень». Предлагаю командам поприветствовать друг друга русской народной песней.
Мальчики (поют):
Не хотелось мне во зелень сад идти:
Мне не милы в саду розовы цветы.
Ой, роза, ты роза моя,
В саду роза белорозовая.
У кого у нас кудрява голова,
У кого примасленная.
Ой, роза, ты роза моя,
В саду роза белорозовая.
У Ивана да кудрява голова,
У Ивана примасленная.
Ой, роза, ты роза моя,
В саду роза белорозовая.
У Ивана вся рубаха в петухах,
На рубахе ярко пуговки горят.
Ой, роза, ты роза моя,
В саду роза белорозовая.
Девочки ( поют)
Выходили красны девицы
Из ворот гулять на улицу
Ой-ли, ой-ли да лю-ли
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны девицы
Во белых руках по соловью.
Ой-ли, ой-ли да лю-ли
Во белых руках по соловью.
Соловьи-то как рассвищутся
Красны девки разгуляются
Ой-ли, ой-ли да лю-ли
Красны девки разгуляются
Мальчик.
Мы пришли, песни в дом принесли,
Пляски задорные,
Хороводы народные,
Потешки, прибаутки
И весёлые шутки.
Девочка.
А пришли мы скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть.
Вместе с вами хороводом песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть
Помощник.
Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж мы вас поджидаем,
Без вас речей не начинаем.
Для каждого найдется глоток из колодца.
Подарки есть на всякий вкус:
Кому сказка, кому быль,
Кому песенка в прикус.
И хлеб-соль, как в старину…
За хлебом да солью всякая шутка хороша!
Помощница.
Гостей, всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней.
Что может быть его полезней?!
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!
Помощник.
Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный!
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит.
Хозяйка. Рассаживайтесь, гости дорогие! Всем ли места хватило?
Удобно ли вам?
Мальчики (по очереди).
Посидеть за самоваром
Рады все, наверняка.
Ярким, солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Девочка.
Глянь, какой стоит пирог,
Пышки да ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
Поют: В пляске не жалей туфлей
За столом заварки!
Запевай-ка веселей,
То-то станет жарко.
Самовар шипит, блестит,
Все в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя:
Вот так отраженьице!
Подавай, подруга чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В нем давно души не чаю,
Наливай покруче чай!
Хозяйка. Есть, ребятки, и чай у нас ароматный, есть и угощения: кексы,
конфеты, пирожки домашние. Но вы сегодня пришли на необычное
чаепитие! А необычность заключается в том, что угощение вы себе
должны будете зарабатывать своим умом и своими талантами.
Приглашаю вас на наши посиделки. Предлагаю красным девицам и
добрым молодцам интеллектуальную игру: состязания в области
русского фольклора, русской национальной кухни, обычаев, обрядов
и традиций русского народа.
Итак, начинаем первый период! Цена правильного ответа - «Один ум», за который вы сможете приобрести угощения с нашей лавки.
1. Внимание, первый вопрос! Что такое фольклор?
1) Стихи поэтов XX века 2) Устное народное творчество 3) Песни современных композиторов
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Еще в середине 18 столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка. Обращался к фольклору и Александр Сергеевич Пушкин. Он записывал русские народные песни. В основе его знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты и народные поэтические образы. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»,- всем известно это его восхищенное отношение к народной сказке.
2. Внимание, вопрос! Кому из Михайловского написал об этом поэт?
1) Брату 2) Няне 3) Матери
Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Они ездят из области в область, ходят из села к селу, от деревни к деревне. Случается, вполне современная бабушка споет им песню времен Дмитрия Донского или еще более древних языческих времен. Да разве только бабушки! Многие из вас совсем не подозревая того повторяете заклички солнцу, радуге, дождю, сложенные вашими сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого или Петра Великого. Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
3. Внимание, вопрос!
- С каким жанром устного народного творчества человек знакомится уже в первые дни после рождения?
1) Пословицы и поговорки 2) Народные сказки 3) Колыбельные песни
4. Какие мифологические существа помогали усыпить младенца, приносили ему сон?
1) Бяка и Бука 2) Дрема и Угомон 3) Леший и Кикимора
Давайте в исполнении девочек послушаем несколько колыбельных песен. (Девочки передавая друг другу куклу- ребеночка поют колыбельные песни)
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Баю, баюшки-баю,
Колотушек надаю.
Колотушек двадцать пять
Будет Ваня крепко спать.
Ай качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули –
Все давно уснули;
Не скребутся паучки –
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложится поздненько.
А баю, баю, баю,
Сидит ворон на краю.
Сидит ворон на краю
И играет во трубу.
Звонко трубушку играет.
Сон и Дрему нагоняет.
Спи, наш Ванечка, усни,
Угомон тебя возьми!
Да, ребята, с первых же минут своего земного бытия ребенок в те стародавние времена оказывался не в хаосе звуков, который существует сегодня (радио, телевидение, бытовая техника, разные машины), а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде колыбельные песни. Пестушки и потешки вводили его в мир, настраивали на определенный гармоничный музыкально-поэтический лад.
Раньше в семьях было помногу детей. Каждого из них любили, лелеяли, пестовали. За первым ребенком ходили мамы и бабушки, а последующих помогали нянчить старшие сестры и братья.
5. Внимание, вопрос!
- Чем потешали-пестовали самых маленьких деток?
1) Загадывали загадки 2) Пели песенки-приговорки 3) Рассказывали небылицы
Их еще называют «ладушки», «потягушеньки». Давайте послушаем в исполнении участников фольклорного объединения «Таусень» несколько таких песенок-приговорок!
Дитя потягивается, и ему приговаривают:
Тяги, тяги, потягушеньки.
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все времечко,
Как пшеничное тестечко.
Расплакавшегося ребенка успокаивали так:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки –
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Приговаривают больному ребенку:
У лисы боли,
У медведя боли,
А Ванечкины боли
Уйдите за горы.
От моей Оли
Уйдите боли:
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес;
На калину, на малину,
На горькую мать-осину –
Там им умереть,
Последний день болеть.
Купая ребенка, напевали:
С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба –
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.
В бане маленького парили веничком и приговаривали:
Веник, веник, попляши!
Нас остуда не ищи.
Сгинь, скатись худоба
Как горошина со лба.
Игра с пальчиками:
«Поплевав» в ладошку малышу «помешивают» со словами:
Сорока-белобока кашу варила,
Детей скликала:
-Подьте, детки, кашу есть.
Этому на ложке (трясет мезинчик),
Этому на поварешке.
Этому вершок,
Этому горшок!
(теребят большой пальчик):
А ты, мальчик-пальчик,
В гумешко не ходишь,
Горошу не молотишь,
Тебе нет ничего!
С давних времен русская изба, срубленная из сосновых бревен считалась самой уютной и теплой. Воздух в ней чист и смолист. Особенно хорошо в избе зимой. Дед Мороз да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно, потому что в избе Она стоит. От Нее жар струится, сдобным калачом тянет, угольки горницу освещают.
6. Внимание, загадка!
Сидит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает
Что дают – глотает,
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит.
В русской избе ее ласково и с уважением называли кормилицей. О чем это я?
1) Газовая плита 2) Микроволновая печка 3) Русская печь
Печку называли кормилицей. Вставала поутру хозяйка и первым делом растапливала печку. Самые вкусные щи и каши можно приготовить только в русской печи.
7. Внимание, вопросы!
- Как называется посуда, в которой варят щи да кашу в печке?
1) Сковорода 2) Чугунок 3) Чайник
8. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке?
1) Кочерга 2) Веник 3) Полено
9. А как называется этот инструмент:
Не бык, а бодает
Не ест, а хватает.
Что схватит – отдает –
Снова в угол отойдет.
1) Клещи 2) Щипцы 3) Ухват
10. Как назывался запечный житель каждой русской избы, в существование которого верят многие и сегодня?
1) Водяной 2) Домовой 3) Старик- лесовик
А вот загадка: «Комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей». Что это? (Хлеб). Много в старину про хлеб поговорок сложили. Их теперь все знают: «Хлеб – всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом»… Догадываетесь, к чему это я о хлебе речь завела? Мы начинаем второй период нашей интеллектуальной игры, который называется «Русская национальная кухня»!
1. Внимание, вопросы:
Какой овощ в старину «вторым хлебом» называли?
1) Свекла 2) Капуста 3) Репа
Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь».
2. Как называется высокая сдобная булочка с изюмом, которую обычно пекли на праздник Пасхи?
1) Калач 2) Кулич 3) Кумэч
3. Как называется продолговатый пирог с капустой?
1) Колобок 3) Каляка-маляка 3) Кулебяка
4. Какой из этих напитков относится к русской национальной кухне?
1) Кумыс 2) Квас 3) Айран
5. Расстегай – это что такое?
1) Русский национальный напиток
2) Круглый пирог с открытой начинкой
3) Суп с капустой и другими растениями
6. - Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи – хоть кнутом
хлещи»?
1) Крапивные 2) На рыбном отваре 3) Пустые, т.е. без мяса
7. Какое угощение на Масленицу готовят все без исключения?
1) Лепешки 2) Сырники 3) Блины
8 . Как называются печенья, булочки в форме птичек, которыми дети зазывали весну, весенних птиц?
1) Скворушки 2) Жаворонки 3) Журавушки
9. Колядовщиков угощали печеньем в форме домашних животных. Как они назывались?
1) Телятки 2) Коровки 3) Барашки
10. Как называется русское национальное первое блюдо, чтобы приготовить которое обязательно нужна столовая (красная) свекла?
1) Суп-лапша 2) Уха 3) Борщ
Третий период интеллектуальной игры называется «Угадай, чье объявление».
Ответы записываете на листочках. Время на обдумывание 10 секунд.
Мастер я колоть дрова,
Рыбок уважаю.
Хоть и дурья голова,
Печь меня катает. (Емеля)
Я богатый всемогущий
Очень стройный, страшно злющий.
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кащей Бессмертный)
Я обаятельная жутко
И обладаю нюхом чутким.
Прической славюсь неземною неземною,
Летать умею над землею. (Баба Яга)
Я в семействе не один,
Третий неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак)
Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч.
И умнее всех, нет слов,
Много у меня голов. (Змей-Горыныч)
Подведем итоги. (Подсчет «Умов»)
Аукцион «Кот в мешке»
- Кот № 1. Без этого не обходится ни одно чаепитие. Раньше, когда я была маленькой, они еще продавались комковые. Сегодня их можно купить в пачках или в мешочках. (САХАР) (Стартовая цена – 2 «ума». Кто больше?)
- Кот № 2. В одной песне поется: «…русские, сладкие, к чаю ароматному угощенье знатное!» Они бывают шоколадные, овсяные, с орешками; по форме - круглые, овальные, в виде сердечка. Раньше их пекли из муки и патоки. Самые знаменитые – тульские, большие, с рельефным рисунком и сахарной глазурью (ПРЯНИКИ). Стартовая цена 1 «ум». Кто больше? 1,2, 3 – Продано!
- Кот № 3. В моем мешке отгадка на загадку «Одну меня не едят, а без меня редко едят». Не настаиваю, но советую к чаю это угощение приобрести. Она тоже бывает разная: крупная, мелкая, зернистая даже каменная (СОЛЬ). Стартовая цена – 1 «Ум». Кто больше?
- Кот № 4. Восточная мудрость гласит: «Сколько ты не кричи это слово, во рту слаще не станет». Сейчас это в магазинах всегда можно купить. Было время, когда ее доставали только через хороших знакомых. Когда я училась в пятом классе, ее можно было купить в жестяных банках. Но я ее и раньше не любила и сейчас не ем. А вам предлагаю купить (ХАЛВА). Стартовая цена – 1 «Ум». Кто больше? 1,2, 3 – Продано!
Тепло от русской печи, столы наши от угощений ломятся. Не пора ли нам подвести итоги заседания интеллектуального клуба «Эрудит» и перейти к самой приятной части наших сегодняшних посиделок – к чаепитию?
Вручение Дипломов и призов. Чаепитие. Игры.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Астраханцева Е.В. Мы за чаем не скучаем. Методика проведения урока. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=191, 2003 год.
РОДЗЕВИЧ А. Ю. Сказочный ларец.// «Читаем, учимся, играем» (Журнал-сборник сценариев для библиотек), выпуск 8, 2001 г.
Чудесный короб, русские народные песни, сказки, игры, загадки. Сост. запись и обработка Г.Науменко. М. Изд-во «Детская литература», 1988.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ