Конспект урока по Литературе "В.П.Астафьев «Васюткино озеро» «Заблудился!»"
Урок 1.Тема: В.П.Астафьев «Васюткино озеро» «Заблудился!»
Цели: 1. Формирование умения анализировать художественный текст.
2. развивать навыки групповой работы; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;
3. воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни;
Оборудование: портрет В.П. Астафьева, голос кедровки, голос тайги, иллюстрации тайги;
Ход урока.
Орг. Момент.
Учитель. Здравствуйте.
- Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, что изображено? (Тайга)
- Да, давайте посмотрим из словаря слово тайга.
ТАЙГА, -и, ж. На севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий хвойный лес. Сибирская т. Непроходимая т. Л прил. таежный, -ая, -ое и тайгбвый, -ая, -ое. Таежный житель. Таежные реки. Тайговые заросли
Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:
“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.
Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.
А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».
Сообщение темы и целей урока.
Итак, цель сегодняшнего урока:
1. Формировать умение анализировать художественный текст.
2. развивать навыки групповой работы; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;
3. воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни;
Запись темы в тетради.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Заблудился!
IV. Проверка Д\з., Словарная работа.
Д\З было вам прочитать 1-ю главу «В. О.»
- Какие трудные слова вам встретились ?
Словарная работа.
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
V. Работа с текстом рассказа:
1-я группа:
Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).
- Что вы узнали о бригаде рыбаков?
- Что они промышляли?
-Почему бригада рыбаков перестала спускаться вниз по Енисею, а расположилась в избушке?
2-я группа:
Диалог с матерью (чтение, комментарий).
-С какой целью отправился Васютка в тайгу?
-Что наказала ему мать перед уходом?
- Перед тем, как Вы идете в лес, что берете с собой?
3-я группа: Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?
4-я группа: Эпизод «Где же затеси?»
- Васютка бодрится, но… легко ли ему?
-Когда передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился?
- И тут Васютка стал вспоминать…Что вспоминать?
- Что делает Васютка?
-А вы как поступили бы?
Вывод:
- Перед тем как в лес идти, что вы берете с собой?
- И, если вы потерялись, как поведете себя?
VI. Д\З:
Главу II прочитать, и написать законы тайги.
Дополнение:
-Посмотрите ребята, какую птицу я показываю?(Кедровка)
- Что вы узнали о ней? (Птица – полезная: она разносит семена кедра по тайге.)
- Голос у кедровки? (Кра –кра) Послушайте!
Кроме птиц, мы еще кого встречаем? (Рыб)
Ерши, пескари, омуле, стерляди, осетр, таймень, налим,
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ