Конспект урока по Литературе "Стихи и сказки Г. Тукая для детей"

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

На уроке столы сдвинуты, учащиеся сидят по группам. Каждая рабочая группа готовила своё задание:

1 группа – стихи Тукая о природе.

2 группа – стихи Тукая о детях.

3 группа – сказки Тукая.

В группах назначены консультанты, которые подбирали литературу и направляли обсуждение вопросов.

  1. Вводное слово учителя.

Татарская литература начиналась с поэзии. Стих первым возвысился над обиходной речью и стал восприниматься как нечто волшебное, обладающее особой силой воздействия. В булгарские времена даже богословские сочинения и медицинские трактаты писались в стихах.

Почти все татарские писатели начинали со стихов. Одни от стихов переходили к прозе, другие к драматургии, третьи – к публицистике. И лишь те, кому удалось сказать в поэзии своё слово, на всю жизнь сохраняли верность ей. Эти традиции дошли и до наших дней. Поэзия и сегодня составляет самую примечательную часть духовной культуры татарского народа.

Габдулла Тукай не просто сумел сказать своё слово в поэзии, он стал душой татарского народа, символом национальной культуры.

  1. Постановка целей и задач урока.

- Прочитайте тему урока. Попробуйте сформулировать цель урока.

Урок пройдет в форме семинара.

- Знакомство с планом семинара:

  • Г. Тукай – гордость татарского народа

  • Биография Тукая – «самая драматичная во всей мировой литературе» (С. Хаким)

  • Обзор произведений Тукая для детей.

  • Анализ стихотворений о детях, о природе, о школе и знаниях.

  • Сказки Габдуллы Тукая.

  • Анализ иллюстраций к сказкам Тукая

  • Основные черты авторской индивидуальности Г.Тукая.

  1. Актуализация знаний, умений и навыков.

- Прочитайте эпиграф к уроку – отрывок из стихотворения Г.Тукая «Иду своим путем»

Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду,

Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!

- Как, вы думаете, сбылись ли мечты поэта?

- Подумайте, почему Тукая называют солнцем татарской поэзии?

И на самом деле, Тукай – это светочь татарской культуры, наше вечное сокровище, самая крупная и яркая звезда. Мустай Карим сказал, сто он «самый великий из татар, которого до сих пор знала история.. Тукай всегда впереди»

- С каким русским поэтом часто сравнивают Тукая?

- Да, Тукая часто сравнивают с Пушкиным. Пушкина называют «солнцем русской поэзии». И это действительно так. Нет темы, который Пушкин не коснулся бы в своём творчестве. Но даже о самых сложных проблемах поэт умел говорить удивительно светло и просто. Тукай сделал для своего народа то же, что Пушкин для русской словесности.

5. Усвоение новых знаний.

Но жизнь Тукая не была такой светлой, как его поэзия. Тукай – поэт необычайно трагической судьбы. Раннее сиротство, голодное детство, а в последние годы – кабала у ненасытных издателей – таков социальный фон, на котором прошла его жизнь.

- Послушайте биографию Тукая. Подумайте, почему Сибгат Хаким назвал биографию поэта «самой драматичной во всей мировой литературе»?

- В конце вам нужно будет прорецензировать реферат.

Схема рецензирования реферата.

  • Глубина и полнота содержания, правильность изложения материала.

  • Логичность построения, доказательность суждений.

  • Умение использовать текст художественных произведений, правильно и уместно цитировать.

  • Использование наглядности (портрета, ТСО, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций).

  • Речевая культура (правильность построения фраз, уместное использование лексики, выразительность речи).

  • Отметить речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи, нечеткая дикция).

- Прежде чем приступить к анализу стихотворений Тукая для детей, я хотела бы поставить перед вами поисковую задачу. К концу урока вы должны выявить и записать в тетради основные особенности авторской индивидуальности Тукая.

Слово учителя.

Поэзия Тукая привлекает читателя прежде всего языком и стилем. До Тукая у татар не было поэта, стихи которого звучали бы так легко и непринужденно. Если бы Тукай не написал для детей ни единой строчки, все равно в его творчестве нашлось бы немало произведений, которые полюбили бы дети. Самое удивительное в судьбе поэта, что тревожное, горькое детство, в котором он был много раз отвергнут и унижен, не сделало его черствым, желчным и равнодушным человеком. Какой-то отпечаток, конечно, остался. Современники говорили, что у него был острый язык и колючий характер. Но поэзия Тукая для детей удивительно искренняя, восторженная, мудрость в ней сочетается с детской непосредственностью и простодушием. Тукай сумел сохранить в себе детство, умел смотреть на мир глазами ребенка, так же свежо и ярко.

- Послушайте сообщение «Тематический обзор произведений Тукая для детей». Запишите в тетради основные темы лирики Тукая для детей.

  • Стихи о детях.

  • Стихи о природе и животных.

  • Стихи о школе и знаниях.

  • Сказки

Проверка сформированности учебных умений.

- Анализ стихотворений по группам.

1 группа - Стихи о природе: «Родная деревня», «Летом», «Четыре времени года», «Ласточка», «Ворона» (по выбору).

Для дореволюционной татарской детской поэзии было характерно простейшее изображение природы, т.е. описание времен года. Это так называемая неживая природа. У Тукая же природа наполнена движением и жизнью. У него весна-царица «катится в коляске золотой», «месяц нежится в постели», «Звёзды дремлют в колыбели». Природа в них изображается с помощью поэтических образов, которые пленяют детское воображение.

2 группа - Анализ языка стихотворений о детях: «Колыбельная песня», «Забавный ученик», «Мальчик с дудочкой», «Сорванец» (по выбору)

Схема анализа языка стихотворения.

  • Как построено стихотворение? (сколько строф, виды строф).

  • Какие изобразительные средства использует поэт? (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы и др.). Объясните смысл этих метафор, сравнений.

  • Какие звуки часто повторяются в стихотворении? Для чего поэт использует аллитерацию или ассонанс?

  • Определите стихотворный размер. Какой характер придаёт этот размер стихотворению?

  • Охарактеризуйте рифму.

Образец примерного анализа стихотворения «Колыбельная песня» (подготовила студентка).

Для поэзии Тукая характерна близость к фольклору. Колыбельные песни – это настоящее чудо народного творчества. Свою «Колыбельную песню» Тукай написал в духе народной поэзии. В центре стихотворения ребёнок. Его любят, лелеют. Малыша должен окружать светлый мир, в котором царит любовь.

Главная мысль «Колыбельной песни» - нежная любовь матери к своему ребенку. Каждая мать мечтает о счастливом будущем для своего ребенка. В стихотворении Тукая мечты матери о том, то её сын будет учиться в школе:

Там научится всему,

Знать, учёным быть ему.

Сколько в этой песне любви и стремления оградить ребенка от бед:

Буду небеса молить,

Чтоб тебе счастливым быть.

Эти строки звучат как заклинание. Главная идея выражена в последнем четверостишии:

Глаз моих счастливый свет,

Мне тебя милее нет.

Нет желаннее мечты –

Лишь бы стал счастливым ты!

Главное назначение колыбельной песни – усыпить, ребенка, поэтому ритм напоминает покачивание колыбели. Он спокойный, монотонный.

Размер – четырехстопный хорей. Рифма парная. Вид строфа – четверостишие.

В стихотворении используются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: «сынок», глазки», которые усиливают напевность. В тексте мало эпитетов, они очень простые: «желанный», «счастливый». Как и в народных песнях, поэт использует повторы: «Баю-баюшки – баю».

3 группа – Анализ сказки Тукая «Шурале» и иллюстраций к сказке «Водяная».

- Пожалуй, в детской литературе нет писателя, который не обращался бы к жанру сказки. В примечании к поэме «Шурале» Тукай написал: «Эту сказку «Шурале» я написал, пользуясь примером Пушкина и Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок».

Схема анализа иллюстрации.

  • Художник – иллюстратор. Что вы знаете о нём?

  • Композиция иллюстрации.

  • Характеры героев.

  • Краски.

  • Техника выполнения (акварель, тушь, масло)

- Проверка умений поисковой деятельности.

Осталось рассмотреть последний вопрос семинара. К концу урока вы должны были выявить основные черты авторской индивидуальности Тукая. (консультанты называют черты, которые учащиеся записали в тетрадях).



Основные черты авторской индивидуальности Г.Тукая:

  • реалистичность, жизненность описаний;

  • простота языка и стиля;

  • национальность образов;

  • близость к фольклору;

  • внимание к внутреннему миру ребенка;

  • поэтизация жизни природы;

  • изображение природы в движении;

  • сочетание реализма с романтизмом;

  • психологический параллелизм – связь природы с жизнью человека;

  • яркие эпитеты и сравнения;

  • мягкий юмор;

  • дидактизм;

  • поэтизация жизни народа.



  1. Заключительное слово учителя.

- Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось представление о поэзии Тукая, только как о светлой и радостной. Это было бы однобокое толкование его лирики. Жизнь Тукая была трагична. Какой бы светлой надеждой и уверенностью о ни обладал, в последние годы в его стихах звучат мотивы одиночества, тоски, иногда вырывается упрек судьбе, возникает острое ощущение близкой трагедии. Жизнь Тукая драматична, и она нашла отражение в его стихах.

6. Подведение итогов.

Учитель оценивает работу групп, анализирует достоинства и недостатки выступлений, благодарит учащихся, подготовивших интересный семинар.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ