Конспект урока по Литературе "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Выстрел»" 7 класс
1001 идея интересного занятия с детьми
УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ . НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ»
Макарова Елена Павловна, МКОУ СОШ № 36, учитель русского языка и литературы, г.Первоуральск, Свердловская область
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей:7 класс.
Место проведения: класс.
Урок литературы в 7 классе.
Тема. Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Выстрел»
Цель: 1. Учить внимательно читать и анализировать художественный текст;
2. Проанализировать поступки героев и способы раскрытия их характеров;
3.Развивать творческие способности учащихся.
Учебник. «В мире литературы» 7 класс, под ред. А.Г.Кутузова.
Оборудование: рисунок Д. А. Шмаринова «Выстрел»; рисунок А.С.Пушкина на рукописи повести «Гробовщик»; рисунки учащихся; вопросы к конференции.
Карточки со словами.
Ход урока
Слово учителя: главная тема «Повестей Белкина» - стихия жизни, «жизни мышья беготня», невозможно разобраться, найти логику, сюжет, смысл жизни. Невозможно потому, что жизнь сама является нам посредством чужих мнений слов, рассказов. Мы узнаем истории от лица рассказчиков, у них разные занятия , но все они из одной провинциальной среды- деревенской или городской.
- Вспомним: зачем автору понадобилась такая запутанная сеть рассказчиков?
Благодаря голосу провинциального помещика Белкина повесть отличается необыкновенной простотой изложения. Подполковник И.Л.П., собственно, и рассказывает историю Сильвио. Он необходим, чтобы дать характеристику главному герою. Он оценивает поступки Сильвио с позиции более молодого, эмоционального современника и непосредственного участника событий.
Создавая подобную перекрестную, разветвленную систему рассказчиков, автор избавляет героев от любой непосредственной прямой лирической авторской оценки. Характер Сильвио предстает как бы в оценках двух повествователей: рассказчика, молодого графа, а также в самохарактеристике, которая представляет собой лишь пересказ давней истории. Таким образом, при множестве рассказчиков мы сталкиваемся с отсутствием непосредственного, прямого воспроизведения авторской позиции. Как говорил Ю. М. Лотман, так создается «образ объективного повествования ».
- Зачем Пушкин столь подробно повествует о том, кто и при каких обстоятельствах рассказал эту историю?
Здесь необходимо подвести ребят к выводу о парадоксальности самого пушкинского приема: рассказчик не способен что-либо придумать, значит, так оно и было. Значит, не литературная фантазия сочинителя, а сама жизнь руководит пером писателя. Но не забудем, что все вышесказанное лишь прием, игра, затеянная замечательным мастером с читателем. Да еще с каким читателем — не чета нам.
Подведем учащихся к выводу. Ко всем своим героям_ рассказчикам автор относится с любовью и мягкой иронией. Везде слышится голос автора, размышляющего о нравах своего времени. Да и только ли своего? Разберемся в прочитанном.
Вопросы к конференции:
О чем, по вашему мнению, повесть А.С. Пушкина «Выстрел»
( о дуэли, о чести, о мести)?
Что можно сказать о характере Сильвио в первой части повести?
Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?
Что нового вы узнали о герое из второй части повести?
Каким Сильвио предстает в финале? Что победило в его душе?
Какое впечатление осталось у вас от прочитанной повести?
По ходу обсуждения вопросов на доске появляются карточки , называющие разные нравственные качества героев.
МАТЕРИАЛ К 1 ВОПРОСУ:
История дуэли Сильвио с графом рассказана от имени человека, близко знавшего обоих, наблюдающего странное поведение Сильвио в первой части и случайно узнавшего продолжение истории через пять лет. Эпиграфы к повести объединяют композиционные части повести.
«Растянутое» время дает возможность автору усилить впечатление, изобразить всю глубину чувства мести, кипящего внутри героя-романтика Сильвио.
Две части представляют единое целое, позволяющее объяснить и наиболее полно раскрыть характер главного героя, они неразрывно связаны между собой.
Из второй части повести мы узнали, что Сильвио был храбрым человеком: отказавшись от дуэли в первой части, он не раздумывая идет на нее во второй и даже предоставляет противнику шанс убить его. Благородство и чувство справедливости все-таки побеждают в душе Сильвио чувство мести. К тому же погибает он как настоящий романтический герой — сражаясь за свободу греков.
МАТЕРИАЛ КО 2 ВОПРОСУ:
Сильвио – человек опытный, немолодой (ему около 35 лет), небогатый, тщательно хранящий какую-то тайну(тщательно избегает дуэлей, хотя прекрасно стреляет). Сильвио скрытен. Иностранное имя подчеркивает необычность героя, придает ему романтическую загадочность.
Гордость
Мстительность
Целеустремленность
Властность
МАТЕРИАЛ К 3 ВОПРОСУ:
Офицеры полка не могли понять отказ Сильвио от дуэли. Молодые люди усмотрели в этом отказе недостаток храбрости. Получив письмо, Сильвио поспешно уезжает и перед отъездом раскрывает тайну рассказчику: он бережет свою жизнь для продолжения дуэли с другим противником, дуэли, которая была начата несколько лет назад.
Честь
Честность
Самолюбие
Выступление подготовленного ученика. История несостоявшейся дуэли (инсценированный пересказ от лица Сильвио)
МАТЕРИАЛ К 4 ВОПРОСУ:
Хронологически части повести должны быть расположены в другом порядке, но тогда бы читатель не получил такого заинтриговывающего сюжета. Ведь именно таинственный герой, возникающий на первых страницах повести, привлекает наше внимание. К тому же повесть пересказывается от лица вымышленного рассказчика, который может появиться только во второй части, его же глазами и дается характеристика главного героя, к тому времени уже изменившегося, зрелого человека, оценивающего свои поступки иначе, чем в ранней молодости. Две части представляют единое целое, позволяющее объяснить и наиболее полно раскрыть характер главного героя, они неразрывно связаны между собой.
Из второй части повести мы узнали, что Сильвио был храбрым человеком: отказавшись от дуэли в первой части, он не раздумывая идет на нее во второй и даже предоставляет противнику шанс убить его. Сильвио испытывал судьбу. К тому же как благородный человек он хотел уравнять шансы противников. Возможно, он в какой-то мере наслаждался слабостью графа (тот не должен был стрелять второй раз).
От судьбы невозможно уйти, но иногда судьба одного человека находится в руках другого, и тут все зависит от моральных качеств последнего.
Благородство
Справедливость
Храбрость
МАТЕРИАЛ К 5 ВОПРОСУ:
Но Сильвио — натура исключительная. Над его чувством не властны ни время, ни мольбы молодой красивой женщины. Ничто не радует его, ничто не может сорвать с его лица маску романтического, глубокого страдания.
Здесь есть и оборотная сторона медали. Сильвио — исключительный романтический герой, поставивший свою жизнь на службу одному единственному чувству, которое сожгло его душу. Он свободен от прямой авторской оценки, как бы стоит по ту сторону добра и зла. Да, он великолепен в своем скорбном романтическом одиночестве, но не растерял ли он драгоценный дар судьбы — жизнь попусту?
Благородство и чувство справедливости все-таки побеждают в душе Сильвио чувство мести. К тому же погибает он как настоящий романтический герой — сражаясь за свободу греков. Автор дает ему возможность закончить жизнь среди греческих повстанцев, обратив ее в подвиг.
Героизм
Мужество
Одиночество
Выступление подготовленного ученика. Рассказ графа о выстреле (инсценированный пересказ от лица графа)
МАТЕРИАЛ К 6 ВОПРОСУ:
Творческие работы учащихся.
Итог урока: распределите понятия на 2 группы:1. Достойные осуждения и достойные уважения
Гордость
Мстительность
Целеустремленность
Властность
Честь
Честность
Самолюбие
Благородство
Справедливость
Храбрость
Героизм
Мужество
Одиночество
Услышали ли вы голос автора, размышляющего о вечных нравственных ценностях?
Домашнее задание:
Прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель»
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
О. В. Ельцова, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. Москва «ВАКО» 2006
Т.А.Феоктистова. Готовые домашние задания по литературе. Москва «ЭКЗАМЕН»2002
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ