Конспект урока по Литературе "Любовь как вечная духовная ценность человека в произведениях литературы XIX-XX вв" 11 класс
Урок литературы в 11-м классе
«Любовь как вечная духовная ценность человека
в произведениях литературы XIX-XX вв»
Подготовила: Найкина Т. В. , учитель русского языка
и литературы
МКОУ «Средняя школа №2»
г. Сухиничи - 2013
Тема урока: «Любовь как вечная духовная ценность человека
в произведениях литературы XIX-XX вв»
Цели урока: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека— любви; показать, как писатели изображают влияние любви на человека; пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использоватъ при обсуждении темы также музыку, в частности, Вторую сонату Бетховена, произведения современных авторов.
Методические приемы: лекция учителя, беседа.
Ход урока.
I. Стадия вызова
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в XVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что не жил.
Поэт ХХ века Всеволод Рождественский , рассуждая о любви, написал следующее стихотворение:
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
(читает подготовленный ученик)
II. Любовная история А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой
1. Примером настоящей любви может служить любовная история А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. В 1831 г. в Москве А. С. Пушкин обвенчался с Натали Гончаровой в церкви Большого Вознесения. Ему был 31 год, а Натали – 18 лет. Именно эта женщина подарила нашему поэту семейные очаг, тепло и любовь.
Об их семейных отношениях свидетельствуют письма и дневниковые записи:
«Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она … почти моя»
«Я жених – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь»
«Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться.»
Из письма Н. Н. к ее брату Дмитрию Гончарову:
«Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам и, следовательно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию; для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна. Мой муж дал мне столько доказательств своей деликатности и бескорыстия, что будет совершенно справедливо, если я со своей стороны постараюсь облегчить его положение….»
1836 г.
2. Рассказ ученика о Н. Н. Гончаровой, о ее жизни после смерти А. С. Пушкина
3. Работа по стихотворению Пушкина «Мадонна»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов.,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1930
Вопросы по стихотворению:
В каком значении автор использует слово «обитель»?
Найдите во второй строфе синонимы.
В каком значении употреблено слово «картина»?
Каким «картинам» отдает предпочтение герой?
Какие старославянские слова использует автор?
Почему «взирали», а не «смотрели»?
Что значит слово «мадонна»?
Кого поэт называет мадонной?
4. Выводы:
Любовь – «чудесное мгновенье».
Любимая – «гений чистой красоты»
«И божество, и вдохновенье»
«Мадонна»
«Чистейшей прелести чистейший образец»
III. Ф. И. Тютчев и его поэзия любви. Групповая работа.
Другим поэтом-классиком, писавшим о трепетной любви к «прекрасной даме» в XIX веке, был Ф. И. Тютчев. Кто же они, женщины чистые и невинные, благодаря которым появились истинные поэтические жемчужины – стихи о любви? Рассказ о них прозвучит из уст подготовленного ученика.
Работа 1-й группы по стихотворению Ф. И. Тютчева «Не знаю я, коснется ль благодать…»
Кем является любимая для поэта?
Спокойна ли его душа?
Работа 2-й группы по стихотворению Тютчева «Она сидела на полу..»
Выводы:
Тема трагической любви в жизни и творчестве.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
1851 г.
Предопределение
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой….
1852 г.
Поэзия Тютчева перекликается с поэтическими строками о любви А. С. Пушкина:
Мы любим тех, кто нас не любит ,
И губим тех, кто любит нас.
IV. Беседа по рассказам И. А. Бунина и А. И. Куприна
Чтение отрывка из рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи» по ролям, беседа.
Чтение письма Г. Желткова из рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет», беседа. (звучит 2-я соната Бетховена»)
Выводы:
Любовь – счастье, «солнечный удар», и всегда трагедия.
Имя любимой всегда святое:
«Да святится имя твое!»
V. В. С. Высоцкий и Марина Влади.
1. Сообщение ученика (на фоне песни «Мне каждый вечер зажигают свечи..»)
2. Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой,—
Как мадонной рафаэлевой.
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
(сопоставительный анализ образа любимой в поэзии Высоцкого и Пушкина)
Стихотворение «Баллада о Любви» и его построфный анализ.
Выводы:
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит, я живу!
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Любовь - счастье или трагедия?» (по произведениям литературы ХХ века).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ