Конспект урока по Литературе «Золотые» и «серебряные» пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков» 9 класс
Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе.
Тема: «Золотые» и «серебряные» пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков».
(Значение А.С.Пушкина в истории русской культуры XIX – XX веков).
Цели урока.
1. Образовательные: обобщение и закрепление знаний о творчестве А.С.Пушкина; углубление представлений учащихся о значении творчества поэта в истории русской культуры 19 – 20 веков.
2. Воспитательные: формирование нравственных и эстетических представлений, включение полученных знаний в ценностную ориентацию личности.
3. Общепредметные: развитие коммуникативных способностей в совместной деятельности на уроке; расширение кругозора учащихся; продолжение работы над умением анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы.
Оборудование: интерактивная доска (список схем и иллюстраций для демонстрации прилагается), подборка необходимых текстов для сопоставительного анализа, словарь к уроку; диск «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Ход урока.
1. Комментарий к теме урока, определение цели урока.
Учитель литературы.
В год столетия гибели А.С.Пушкина известный русский философ И.А.Ильин писал: «Он (Пушкин) дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории» («Пророческое призвание Пушкина»). Исходящие из пушкинского «солнечного центра» лучи-нити пронизывают всю культуру «золотого» и «серебряного» веков. Поэтому тему нашего интегрированного урока литературы и искусства мы определяем так: «Золотые» и «серебряные» пушкинские нити в истории русской культуры 19 – 20 веков». На сегодняшнем уроке мы попытаемся на конкретных примерах выяснить, каково значение Пушкина для русской культуры.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель литературы.
При подготовке к сегодняшнему уроку вы должны были подобрать ассоциации, которые возникают у вас, когда слышите имя ПУШКИН. (Учащиеся называют слова-ассоциации, которые записываются на доске: гений, поэт, гордость России…). Высокие, благородные и значительные слова прозвучали сейчас о Пушкине.
3. Живописные портреты Пушкина.
Учитель литературы.
«Божественную гармонию», благородную простоту и артистизм несет сама личность поэта.
Учитель искусствоведения.
Спросите у кого-нибудь: как выглядел Пушкин? Спросите и услышите рассеянно-недоуменное: «Ну как… Всем известно: кудрявый, бакенбарды, широкий лоб. Черные глаза… Ах, нет… кажется, голубые. Губы выпуклые. Выглядел – как Пушкин». Сейчас нам кажется, что не узнать Пушкина невозможно: мы живем, окруженные его портретами. А современники поэта твердили, как клятву, его вольнолюбивые стихи; нетерпеливо ждали его новых творений; но могли встретить Пушкина и не угадать, что это он. Должно быть, одному художнику не под силу восстановить облик поэта – так он глубок и неисчерпаем. Портретов много, но лучшими по праву считаются два.
Перед вами один из них. (На интерактивной доске демонстрируется портрет работы О.Кипренского). Что вам известно об авторе этого произведения? Что вы можете сказать о самом портрете. Автором этого портрета является О.А.Кипренский – русский живописец и рисовальщик, родом он из крепостных крестьян. Получив вольную, Кипренский поступает на учебу в Петербургскую академию художеств. Он дружил со многими из окружения Пушкина, возможно, был знаком с поэтом. В 1827 году один из друзей заказывает художнику портрет Пушкина. На портрете Пушкин спокоен и задумчив, но блеск глаз, непослушные волосы, будто тронутые ветром, – все говорит о внутренней взволнованности. Он стоит, скрестив руки, позади фигура музы с лирой в руке. Складывается ощущение, что Пушкин душевно встревожен. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит...).
Учитель искусствоведения.
Перед вами другой известный портрет великого поэта. (На доске высвечивается портрет кисти Тропинина). Что вы знаете о художнике? (За несколько месяцев до создания портрета Кипренского был написан этот портрет художником Тропининым, любимым портретистом московского дворянства. Почти все, кого писал Тропинин, выглядели благодушными и слегка мечтательными. Мы относимся к портрету с особым, обостренным чувством: портрет заказал сам Пушкин. Тропининский Пушкин изображен по-домашнему. Он внутренне собран, свободен, в глазах больше задумчивости. Поэт работал, под рукой листы бумаги, на которых, возможно, строки нового стихотворения. И рядом нет никаких поэтических символов, как у Кипренского. На полотне Тропинина – просто Пушкин).
Учитель искусствоведения.
Хотелось бы обратить внимание на пушкинский портрет русского художника В.Серова, написанный в конце 19 века. Чем отличается он от предыдущих? (Это графика, а предыдущие портреты – живопись).
У портрета Серова есть название. А какое бы вы предложили? (Наш Пушкин).
4. Пушкин – создатель русского литературного языка.
Учитель литературы.
Вполне понятно, что Пушкин занимает особое место в культуре России. Воздействие его распространилось на все виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, театр, кинематограф…
(Слайд - схема «Пушкин и русская культура»)
Живопись
Музыка
Пушкин Театр
Скульптура
Кинематография
Но прежде всего мы говорил о том, что Пушкин был создателем русского литературного языка, родоначальником реализма в русской литературе, первым русским национальным поэтом. Учениками Пушкина чувствовали и осознавали себя поэты и писатели не только «золотого» 19 века, но и 20 века, который мы называем «серебряным».
Преобразования Пушкиным литературного языка и языка художественной литературы шло по многим направлениям. На доске на схеме основные из них.
(Слайд-схема «Пушкин - создатель русского литературного языка»).
Направления деятельности А.С.Пушкина в области преобразования русского
литературного языка.
1. Свободное соединение слов и выражений различной стилистической
окраски.
2. Точность словообразования. (Выбор слов, максимально точно обозначающих
явления действительности).
3. Отказ от словесных украшений в пользу «благородной простоты».
4. Использование богатства народного языка.
5. Упрощение синтаксиса.
5. Анализ стихотворения «Я вас любил…» как иллюстрация к схеме «Направления деятельности А.С.Пушкина в области преобразования русского литературного языка».
Я вас любил…
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…
Учитель литературы.
- Давайте на примере стихотворения «Я вас любил…» проследим, в чем новаторство Пушкина.
- Выразительное чтение наизусть стихотворения.
- Найдите слова разной стилистической окраски. (Разговорные – БЫТЬ МОЖЕТ, ДАЙ ВАМ БОГ; высокие, поэтические – БЕЗМОЛВНО, БЕЗНАДЕЖНО, ТОМИМ).
Комментарий. Употребление этих слов столь уместно, что мы не воспринимаем их как разговорные или книжные.
- Укажите изобразительно-выразительные средства, или простейшие тропы. (Одна метафора
ЛЮБОВЬ УГАСЛА)
Комментарий. Нет ни эпитетов, ни развернутых метафор, ни сравнений… Стихотворение является классическим примером «безобразной образности». Но оно необыкновенно поэтично. За счет чего?
Пушкин использует самые искренние и естественные для выражения чувств слова.
(НЕ ХОЧУ ПЕЧАЛИТЬ ВАС, ЛЮБОВЬ ПУСТЬ БОЛЬШЕ НЕ ТРЕВОЖИТ, ТОМИМ ТО РЕВНОСТЬЮ, ТО РОБОСТЬЮ).
Комментарий. О глубине переживания лирического героя, о силе его чувств свидетельствуют ключевые слова и единоначатие – анафора
Вычитайте ключевые слова, укажите анафору. (ЛЮБИЛ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБИМОЙ; Я ВАС ЛЮБИЛ).
Комментарий. Подчеркнутая смысловая точность словоупотребления сочетается у Пушкина с отказом от ненужных, пустых словесных «украшений», свойственных «высокому штилю» классицизма, сентиментализму, романтизму.
Прокомментируйте синтаксические особенности стихотворения. (Результаты индивидуального задания).
Стихотворение состоит из двух строф, каждая представляет собой бессоюзное сложное предложение. Простые в составе бессоюзного сложного в первой строфе осложнены вводным словом БЫТЬ МОЖЕТ, во второй – рядами однородных членов. То есть синтаксические конструкции просты и прозрачны. Поэт в предложении оставляет только то, что необходимо для выражения главного смысла и достижения нужного эмоционального воздействия.
6. Как вывод и ввод в микротему урока. Преобразования Пушкина в области русского литературного языка органично сочетались с преобразованиями в области литературы.
(Слайд-схема «Вклад Пушкина в русскую литературу).
Вклад А.С.Пушкина в русскую литературу.
Литературное направление (реализм)
Жанры (роман в стихах)
Герои («лишний человек», «маленький человек»)
«Онегинская строфа»
Пушкин
Синтез поэтических традиций (декларативность
гражданской поэзии и интимность дружеского
послания)
Гармоничное соединение противоположных
тенденций («Поэт! Не дорожи любовию народной»
«Глаголом жги сердца людей!»)
Соединение различных смысловых планов
Темы и мотивы
Новый образ природы…
7. Пушкинские темы и мотивы в русской литературе XIX – XX веков.
Сопоставительный анализ стихотворений.
Учитель литературу.
В соответствии с той целью, которую мы сформулировали в начале урока, давайте выясним НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ, как развивались в литературе пушкинские темы и мотивы. Для этого попробуем сопоставить два стихотворения с одинаковыми названиями: «Царскосельская статуя» А.С.Пушкина и «Царскосельская статуя» А.А.Ахматовой, замечательной поэтессы Серебряного века. (Стихотворения читаются учащимися выразительно наизусть). (На партах листочки с текстами стихотворений).
(Слайд «Молочница с разбитым кувшином» («Девушка с кувшином»).
А.С.Пушкин
Царскосельская статуя
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
А.А.Ахматова
Царскосельская статуя
Уже кленовые листы Я чувствовала смутный страх
На пруд слетают лебединый, Пред этой девушкой воспетой,
И окровавлены кусты Играли на ее плечах
Неспешно зреющей рябины. Лучи скудеющего света.
И ослепительно стройна, И как могла я ей простить
Поджав незябнущие ноги, Восторг твоей хвалы влюбленной…
На камне северном она Смотри, ей весело грустить,
Сидит и смотрит на дороги. Такой нарядно обнаженной.
Сравнительный анализ стихотворений.
-Что объединяет эти стихотворения? (Названия; предмет описания - скульптура - фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села. Фонтан представляет собой фигуру сидящей на камне девушки с разбитым кувшином, из которого непрерывно льется вода. Одинаковы чувства лирических героев стихотворений – восторг, восхищение).
Попробуйте указать явные различия.
А) стихотворный размер. Пушкин выбирает гекзаметр – самый распространенный размер в античной литературе. Гекзаметром написаны поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада»:
Встала младая с перстами пурпурными Эос…
Сравните: Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила…
Комментарий. Почему гекзаметр? Стихотворный размер указывает на связь с античностью, предметом изображения которой являлась красота во всех ее проявлениях.
Каким размером написано стихотворение Ахматовой? Почему четырехстопным ямбом? Большинство произведений Пушкина написаны этим стихотворным размером. Следовательно, не только название стихотворения, предмет описания, но и сознательно выбранный Ахматовой размер сразу вызывают мысль о Пушкине.
Б) Лексические особенности стихотворений.
- Как создается описание фонтана в стихотворении Пушкина? (Словами с высокой, поэтической окраской: не девушка, а дева, не кувшин, а урна, не бесцельный, а праздный.
Многочисленными повторами, которые усиливают впечатление неторопливости, значительности, торжественности речи: урну – из урны, дева – дева, сидит – сидит, над вечной - вечно, печально – печальна. Стихотворение звучит как гимн красоте, в нем утверждается вечность, нетленность прекрасного).
Есть в стихотворении простые тропы? (Единственный эпитет – печально – характеризует деву).
Как описывает фонтан Ахматова? (Подробно: дева «ослепительно стройна», «поджав незябнущие ноги, на камне северном она сидит и смотрит на дороги»…). Повторов слов у Ахматовой нет. Высоких, поэтических слов тоже нет... А что есть? Эпитеты («ослепительно стройна», «пруд лебединый», «смутный страх», девушка «нарядно обнаженная»…), метафоры («окровавлены кусты», «играли лучи»).
Как вывод. С помощью тропов создается прекрасный образ сидящей на камне девушки. Следовательно, Ахматова развивает пушкинскую тему поклонения прекрасному, вслед за поэтом она утверждает нетленность красоты. НО обращение к уже ВОСПЕТОЙ девушке
свидетельствует о трепетной любви к самому поэту, открывшему чудо красоты. Эта трепетность, отчасти страх и ревность отразились в великолепном оксюмороне, которым заканчивается стихотворение:
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
9. Ввод в следующую микротему урока.
Учитель литературы.
- Попытайтесь в стихотворении Ахматовой найти ещё мотивы-нити, указывающие на связь с творчеством Пушкина? (В случае затруднения прочитать первые строчки стихотворения.)
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины. (Тема осени).
-Что значила осень для поэта? (Любимое время года, пора вдохновения, пора литературных трудов).
Прочитайте запомнившиеся вам строчки из стихотворений Пушкина. (Принцип монтажа).
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл…
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Комментарий. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, которые он воспринимает как символы вечного обновления жизни.
10. Пушкинские мотивы и темы в творчестве И.Левитана.
Учитель искусствоведения.
Тонкими, золотыми, как осенний лист, нитями творчество Пушкина проходит через колоритный ковер многих выдающихся произведений русских художников. Особое место в этой галерее занимает творчество И.Левитана. Его называют «поэтом русской природы».
Мы уже говорили на уроках искусства о творчестве Левитана. Кто хочет поделиться размышлениями? (Творчество Левитана отличает умение выразить через изображение природы человеческие чувства. Передать красками эмоции, сделать нас, зрителей, участниками этих переживаний. Наиболее близка художнику, и в этом прослеживается связь с творчеством Пушкина, осенняя пора. Особое место среди произведений Левитана занимает картина «Золотая осень», написанная в 1895 году.)
Учитель искусствоведения.
Вы видите на экране изображение известной картины. Какие чувства она у вас вызывает? (На картине близкий каждому из нас, знакомый с детства пейзаж, с его узкими речками, березовым лесом, полями и деревушками на дальнем плане. Он предстает перед нами в ярком убранстве золотой осени в ясный солнечный день. Художник как бы приглашает нас полюбоваться этой землей и прославлять вместе с ним торжествующую красоту природы. Складывается ощущение, что Левитан повторял про себя пушкинские строки: «Унылая пора! Очей очарованье!» интересно и то, что картина не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме, ведь каждое время года имеет свою неповторимую прелесть.)
Учитель искусствоведения.
Мне хотелось бы обратить внимание еще на одну работу Левитана «Осенний день. Сокольники». Кто поделиться своими впечатлениями? (Если сравнить с предыдущей, то эта картина передает грустное настроение пасмурного осеннего дня. Художник использует неяркие, приглушенные краски. Это настроение созвучно состоянию женщины, одиноко идущей по длинной пустынной аллее. Появляется желание посочувствовать, помочь, отвлечь от переживаний. Возможно, поэтому Левитана считали основоположником пейзажа-настроения.)
Учитель искусствоведения.
Комментарий. Глядя на картины Левитана, мы на самом деле ощущаем неповторимый запах осеннего воздуха, легкое дуновение ветерка, слышим плеск воды речушки. Сразу вспоминаются слова А.П.Чехова: «Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать…»
11. Пушкинские темы и мотивы в творчестве И.Айвазовского.
Учитель литературы.
Уже было сказано о том, что в своем творчестве Пушкин намечает темы и мотивы, которые станут основой философских, эстетических и нравственных приоритетов не только русской литературы, но всей русской культуры. Необходимой философской категорией для Пушкина становится свобода. Без свободы для поэта нет любви, нет дружбы, нет творчества. Особенно ярко звучит тема свободы, «вольности святой» в период Южной ссылки, а символом свободы становится море. Прочитайте первые строфы стихотворения «К морю».
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Что значит море для лирического героя? («Свободная стихия»).Что значит «стихия»?
Комментарий. Стихия – нечто независимое, свободное от чьей-либо воли, поэтому «свободная стихия» - это свобода вдвойне, свобода абсолютная. Поэт чувствует восторг перед морем - символом свободы, ему грустно покидать его берега.
Учитель искусствоведения.
Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил себя «свободной стихии» и стал ее преданным певцом. Этим мастером был И.Айвазовский. На одной из выставок в Санкт-Петербурге в 1835 году встретились два великих художника – художник пера и художник кисти. Одна из наиболее ранних работ Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» написана под впечатлением воспоминаний об этой встрече и беседе с поэтом.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- А какие еще картины Айвазовского, связанные духовными нитями с Пушкиным, вы можете назвать? (Айвазовский посвятил Пушкину несколько своих замечательных работ: «Пушкин на берегу Черного моря», которая была создана в год пятидесятилетия со дня гибели поэта. В тот же год была написана и другая – одна из лучших картин «Прощание Пушкина с морем», над который художник работал в содружестве с И.Е.Репиным. (Репин писал фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон). (В своих картинах Айвазовский соединил поэзию моря с образом поэта. Море здесь видится во многом таким же, как в поэзии Пушкина: неуемным, постоянно меняющимся, свободным. Противостояние людей и природы – тема многих картин Айвазовского. Он мастерски воспроизводит могучее движение волн, эффекты освещения, в изображении грозных штормов и кажущейся неотвратимости гибели людей художник оставляет всегда надежду на спасение).
Учащимся предлагается найти на картине Айвазовского символ спасения. (Это радуга, пробивающаяся сквозь тучи, солнечный луч – все это предвещает быстрое окончание бури).
12. Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Учитель искусствоведения.
Комментарий. Поэты передают переживания и эмоции с помощью слов. Художники – через композицию света и тени, сочетание красок и оттенков. Музыканты – через божественные, волнующие душу звуки. Когда мы вслушиваемся в мелодию, то у каждого из нас возникает в воображении свой осенний пейзаж, или засыпанный снегом заколдованный лес, или знакомые с детства строки из любимого стихотворения. Особенно тесно все эти темы переплетаются в образном мире А.С.Пушкина и русского композитора 20 века Г.В.Свиридова.
- Что известно о творчестве Г.В.Свиридова? (Г.В.Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который можно назвать музыкальной иллюстрацией. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Он обращается к творчеству великого поэта и создает цикл, посвященный повести А.С.Пушкина «Метель».)
Учитель литературы.
- Давайте послушаем «Вальс» из музыкальных иллюстраций Свиридова и строчки из повести Пушкина «Метель».
(Чтение учащимися отрывков из повести на фоне звучащей музыки.)
«… Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь… На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме всё утихло и заснуло. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели…»
«… едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму, сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось…»
Учитель литературы.
Комментарий. Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев. Метель в повести Пушкина и музыке Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать судьбе. Поэтому метель выступает своеобразным ее символом. Свиридов, следуя за Пушкиным, выражает своим творчеством высокое этическое начало – верность долгу, слову, клятве. Именно эти традиции «лелеющей душу гуманности поэзии Пушкина» лежат в основе русской классической литературы и русского искусства 19 и 20 веков.
13. Пушкинская тема в кинематографии.
Учитель литературы.
Комментарий. Личность поэта, его судьба, его творчество нашли яркое воплощение в самом современном виде искусства – в кинематографе.
Посмотрите на экран. Попробуйте вспомнить названия фильмов, поставленных по произведениям поэта. (Ответы учащихся).
Если вы еще не видели фильм о самом поэте «Пушкин. Последняя дуэль», посмотрите его. Диски в нашей школьной библиотеке есть.
13. Заключение. Значение творчества Пушкина в русском искусстве.
Учитель искусствоведения.
Комментарий. На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Пушкин родился в Москве, неоднократно навещал город, будучи прославленным поэтом. Сколько раз он проезжал и проходил здесь, где теперь стоит в бронзе! Смотришь на его изваяние и в голову приходят строки. Какие?
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей бездумных,
Я предаюсь своим мечтам…
Учитель искусствоведения.
Что вы можете рассказать об истории создания памятника? (Памятник был открыт в 1880 году в конце Тверского бульвара. Сбор средств проводился по всей стране. Автор скульптуры А.М.Опекушин – сын крепостного крестьянина. Открытие памятника превратилось в большое торжество, в котором участвовали виднейшие русские писатели. Пушкин в изображении Опекушина близкий нам и живой. Немного выдвинутая вперед нога создает иллюзию движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Складывается впечатление, что Пушкин в творческом размышлении. Возможно, это размышление о своей Родине, или о трудной судьбе русского человека, а возможно, он обдумывает новое произведение).
Учитель искусствоведения.
Комментарий. Опекушин приподнял памятник над обыденностью, над суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время.
Строки из какого стихотворения высечены на постаменте ?
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…
14. Домашнее задание.
Учитель литературы.
На уроке мы попытались понять, каково значение Пушкина для русской культуры. Это только начало размышлений и раздумий, потому что Пушкин неисчерпаем.
Какие удивительные и точные слова вы подобрали, связанные с солнечным именем – ПУШКИН. Самые интересные ассоциации перед вами на доске: гений, гордость России, поэзия, вдохновение, признание, «вольность святая», «чувства добрые» . Эти слова-ассоциации станут ключевыми в вашем домашнем сочинении «Слово о Пушкине» по материалам сегодняшнего урока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ