Конспект урока по Литературе "Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») 5 класс

Урок литературы в 5 классе

Тема: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты:

- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- становление личности человека;

- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

- нерасторжимое чувство единства природы и человека.

Метапредметные результаты:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные:

- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Оборудование: ватман, географическая карта.

Виды деятельности:

- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;

- репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;

- исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.



Ход урока:

- Индивидуальное сообщение ученика об истории создания рассказа «Васюткино озеро».

- Проблемный вопрос на урок (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».

- Групповая работа (5 групп – 5 заданий на карточках, выбирает задание представитель от группы).

1) «Психологи»

Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?

Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями. От имени Васютки опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолеть страх.

2) «Топографы»

Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ?

Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался.

3) «Хранители времени»

Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда (в какой именно день) заблудился и когда был спасён?

По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.

4) «Географы»

Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу?

Расскажите о климате тайги, покажите на карте географические места, указанные в рассказе.

5) «Аналитики»

Заполните таблицу «Уроки тайги» в рабочей тетради к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс, часть 2 (автор Ф.Е. Соловьёва).

Задание сформулировано так: заполните правую часть, подобрав цитаты. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Чему научила Васютку тайга?»



- Выступление групп.

- Итоги урока.

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока к записанному на доске:

Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?

Дополнительный вопрос:

Откуда Васютка всё знает, кто его научил?



Д/з: подготовить сообщение о детских годах Е. Носова, подготовить выставку картин.

Список используемой литературы:

  1. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: Методическое пособие/Ф.Е. Соловьёва; под редакцией Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа) – с. 283

  2. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: в 2 частях. Ч.2 – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа) – с. 51

  3. Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35

  4. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ