Конспект урока по Литературе "Баллада А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»" 7 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК по произведению А.С.Пушкина «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
Самое лучшее пророчество - трезвая решительность и здравый
смысл.
ЭВРИПИД.
ТЕМА: Баллада А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художественный пересказ летописи или самостоятельное произведение?..
ЦЕЛЬ : выявить сходство и различия летописи и баллады
-определить, в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка
-увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов
Древней Руси
- понять, в чем основная мысль баллады Пушкина
-воспитывать любовь к своему Отечеству
ОБОРУДОВАНИЕ : -портрет А.Пушкина
-иллюстрации В. Васнецова, М. Рудакова к балладе Пушкина
-индивидуальные и групповые карточки
-тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».
ХОД УРОКА
1-Й ЭТАП
УЧИТ. А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость. И сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу»Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить:
1)в чем же их различия;
2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка;
3) увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;
4) в чем основная мысль баллады.
А темой урока является проблемный вопрос, на который мы с вами дадим ответ, когда проведем исследование. Да, именно исследование! Ученики старших классов принимают участие в НОУ, пишут большие исследовательские работы по разным вопросам, по разным предметам.
Мы тоже скоро станем старшеклассниками, поэтому и попробуем сегодня провести не простой урок, а
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ, И каждая группа вела предварительную исследовательскую работу(после первого прочтения текста) по 3 –м различным направлениям:
1 –ая Исследовала эпоху, изображаемую в летописи
( во главе – МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ)
2 - ая занималась исследованием героев и событий, изображаемых Пушкиным на страницах «Песни..»
( во главе - АВТОР А.С.ПУШКИН)
3- я исследовала язык и художественные средства как 1 из методов реализации замысла «Песни…»
( во главе СОВРЕМЕНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ)
По этим основным направлениям мы продолжим нашу исследовательскую работу над произведением А. ПУШКИНА «Песнь о вещем Оллеге» и древними летописными источниками.
Давайте попробуем!
(Записывается тема урока)
Проводя исследовательскую работу, попробуйте делать некоторые выводы из сказанного и записывать главное.
Кроме того, мы часто будем пользоваться текстами, поэтому обратите внимание на ПАМЯТКУ «Выразителное чтение»
2-Й ЭТАП(ЭВРИСТИЧКСКАЯ БЕСЕДА)
Обратимся к истории!
(1-я группа: СООБЩЕНИЕ)
Мы обратились к истории и вот что узнали…
Фигура древнерусского князя Олега окружена тайнами, имя его обросло легендами. Воспоминания о нем мы можем найти в известном историческом и литературном памятнике эпохи Киевской Руси «Повести временных лет». Из этого произведения мы узнаем , что происходил князь из варягов, был родственником Рюрика, который умер в 879г., а княжество и опекунство над своим малолетним сыном Игорем передал Олегу. В 882г. Олег овладел Киевом. Это ему принадлежат слова: «Это будет мать городов русских».
Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)
( Вопросы 1-й группе)
? А теперь обратимся к заметкам известного литературоведа-пушкиниста СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА БОНДИ.(стр уч-ка 79) Что можем дополнить?
(уч-ки дополняют)
? Как сказано об этом в летописи? Послушаем ГОЛОС СТОЛЕТИЙ.
( откроем текст Летописи, прочитаем отрывок)
( читает подготовленный ученик )
ВЗАИМОВОПРОСЫ
В Ы В О Д Ы: (в тетрадях)
Летописец рассматривает и героический образ князя Олега, и его желание использовать престол в личных целях
УЧИТЕЛЬ( обращается к ученикам 2-й группы):
? Что заинтересовало и поразило А. Пушкина в этой летописи? Почему он пишет свою «Песнь о вещем Олеге»?
? А как об этом говорит сам автор?
( СООБЩЕНИЕ ПУШКИНА «Из письма А. Бестужеву)
В письме к Александру Бестужеву я писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»
УЧИТЕЛЬ
? За что же славит поэт князя?
УЧЕНИКИ:
Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.о. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги.
ПУШКИН наделяет «Песню» общими чертами с фольклорными произведениями
( постоян. эпитеты: верный конь, товарищ верный, темный лес и т. д. ;
Образ ВОЛХВА -волшебника – придает произведению загадочность)
древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..»
1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье
2- во время тризны нельзя печалиться
З А П И С Ь В Т Е Т Р А Д Ь
Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены чувств.
(Работа над синквейном)
--- Кудесник ( какой он)
---Князь Олег (Какой он)---
--- дружина Олега
ВЗАИМОВОПРОСЫ
Записываем ВЫВОД
УЧИТЕЛЬ: давайте посмотрим инсценировку, которая покажет, как разносторонне раскрывает поэт характер кудесника. Проведем исследование: сравним кудесника и Олега
ВОПРОСЫ ПО СЦЕНКЕ:
? Каким изображен Олег и кудесник? Что в их изображении общего?
(Оба СИЛЬНЫЕ Олег – Земной властью
Вещун- способностью понять то , что неведомо простым смертным)
?Почему волхв отказывается от подарка князя?
(ему не нужны материальные богатства, у него есть больший дар – пророчество)
? В чем сила вещуна?
( в его «вещем» слове, «правдивом и верном» слове )
УЧ _КИ 3 – я гр.
Мы исследовали язык «Песни…» , художественные средства, использованные автором, и можем сделать выводы, что в тексте много диалогов, которые помогают разносторонне раскрыть характеры героев, например, КНЯЗЯ ОЛЕГА
В разговоре с КУДЕСНИКОМ И В РАЗГОВОРЕ С ДРУЖИННИКАМИ
(примеры)
Со слугами,
С друзьями-дружинниками) НО сам КНЯЗЬ везде разный
роль этих диалогов?
( диалоги помогают более разносторонне раскрыть характеры героев )
-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ХУД. СРЕДСТВ:
Устаревшие слова (помогают отобразить события времен существования Киевской Руси)
Эпитеты
Сравнения
Метафоры и т.д.
Составляющие композиции помогают вполне раскрыть идейный замысел поэта:
композиционные части»Песни…»
Экспозиция ---( «Князь едет по полю на верном коне» )
Завязка ----- ( Встреча с волхвом )
Развитие действия-- ( Замена коня, наказ слугам, воспоминания о коне через много лет)
Кульминация----- ( «И вскрикнул внезапно ужаленный князь»)
Развязка---- ( Тризна на могиле Олега )
ВЗАИМОВОПРОСЫ
ВЫВОД ЗАПИСИ В Т Е Т Р А Д Я Х
Язык «Песни…» , различные художественные средства помогают сделать произведение ярким и красочным.
ОБЩИЙ ВЫВОД
СРАВНИМ РЕАЛЬНОГО КНЯЗЯ ИЗ ЛЕТОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ПУШКИНЫМ!
УЧИТЕЛЬ: чтобы показать, насколько более поэтичным создал Пушкин образ Олега, еще раз обратимся к тексту, только теперь группа попробует совместно найти и зачитать соответствующие цитаты.
3 – й ЭТАП -РАБОТА С ТЕКСТОМ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЛУЧИТЕ КАРТОЧКИ (1 МИНУТА НА ОБДУМЫВАНИЕ) ПРИ ЧТЕНИИ ПОЛЬЗУЕМСЯ ПАМЯТКОЙ «Как читать выразительно?»
( НА СТОЛАХ И НА ДОСКЕ ЛЕЖАТ ПАМЯТКИ «выразительное чтение»)
ПАМЯТКА : « ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ!»
- читай медленно, не спеша
- на ключевом слове делай смысловое ударение, а после него- небольшую паузу
- читай уверенно
- умей передавать свои эмоции, чувства с помощью интонации
- описание движения читай ускоренно
- вовремя изменяй ритм, скорость чтения, интонацию
- жестами и мимикой передай свое отношение к описываемому
- умей придавать своему голосу соответствующие оттенки( от насмешливого до прославления и возвеличивания)
( Каждая группа получает карточку с заданием для выразительного чтения)
1 – я Найти описание коня Олега, зачитать.
Зачитать отрывки, в которых изображен сам князь Олег
2 – я Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе
Олега
3 – я Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие,
Зачитать строки.
ВЫВОД ПЕРВЫЙ: ОСНОВНАЯ ТЕМА
Учитель: Итак, мы видим, что Пушкин воспевает силу и мужество Олега, говорит о его непобедимости, и в то же время жизнь князя заканчивается трагически. ПОЧЕМУ? КАКОВА ОСНОВНАЯ ТЕМА «ПЕСНИ…» ?
( ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы)
4– й этап РАБОТА ПО КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА( в учебнике и на доске)
УЧИТЕЛЬ : ВАЖНЕЙШИЕ исторические события отобразились не только в литературных памятниках.
Попробуем проанализировать, как смогли отобразить эти же исторические события художники:
- рассмотрим иллюстрации к произведению Пушкина
- как помогает понять характер героев «Песни…» художник Васнецов?
1- через одежду, соответствующую той эпохе
2- через изображение лиц и движений героев
3- через сюжет построения картины?
5-Й ЭТАП : ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Учитель: Т.о., исследуя язык произведения, историческую основу его создания, изображение героев, их действий и поступков, мы можем понять различия между летописью и балладой Пушкина.
В чем же сходство и в чем различия?
( Обратимся к литературоведческому словарику)
ЛЕТОПИСЬ- памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы
БАЛЛАДА- стихотворное произведение, в основе которого чаще всего лежит исто-
рическое событие
( ОТВЕТЫ: общее – исторические события;
различное- в прозе или в стихотворной форме, причем, в БАЛЛАДЕ –
много средств художественной изобразительности)
ЭТО НАШ ВТОРОЙ ВЫВОД! Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы.
А мы с вами давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и подумаем, как можно понимать слова ЭВРИПИДА: «САМОЕ ЛУЧШЕЕ ПРОРОЧЕСТВО – ТРЕЗВАЯ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»
МОЖНО ВЕРИТЬ В ПРОРОЧЕСТВО И НЕ ВЕРИТЬ, ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ И НЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ, А ЛУЧШЕ ВСЕ-ТАКИ ЕГО ТВОРИТЬ.
СЕГОДНЯ, КОГДА РАЗЛИЧНЫЕ АСТРОЛОГИ, ВЕЩУНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ТРЕЗВЫЙ УМ НЕ МЕШАЮТ НИКОМУ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Познакомиться с отрывком драмы «БОРИС ГОДУНОВ», данным в учебнике стр. 85- 95 вопр. №6 составить словарик слов, характерных для речи Пимена.
Индивидуальное задание отдельным ученикам: написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
1.Чем должен руководствоваться властитель, силой или мудростью?
2. Как я понимаю слова Сократа: «Настоящая власть – это мудрость!»
ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕНИКОВ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ