Конспект урока по Литературе "ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ" («ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
(«Житие Александра невского»)
Тема: Жанр жития и его специфика. «Житие Александра Невского».
Тема урока: Защитник земли Русской («Житие Александра Невского»).
Задачи: обучающая - дать представление учащимся о жанре житие, начать знакомство с «Житием Александра Невского»; познакомить с Александром Невским как с исторической личностью;
развивающая - способствовать развитию речи учащихся, филологической интуиции, памяти и умения логически мыслить;
воспитательная - содействовать воспитанию любви к древнерусской литературе, языку, содействовать воспитанию чувства патриотизма и готовности вступиться за Родину.
Тип урока: вводный
Вид урока: комбинированный
Наглядность: текст «Жития Александра Невского», репродукция икон «Святой благоверный великий Александр Невский», «Троица» А. Рублева, иллюстрация «Александр Невский на коне», оформленная доска, таблица № 11 в альбоме логико-структурных схем «Древнерусская литература».
Эпиграф: «Герой - это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке, а лучшее - это борьба за мощь, изобилие, за счастье народа» (Л.Н. Толстой)
План урока
Психологическая установка.
Запись числа, темы, эпиграфа.
Слово учителя.
«Сборка» опорной схемы на доске.
Словарная работа.
Работа с иллюстрациями. Проблемный вопрос.
Пересказ.
Беседа, комментированное чтение.
Выразительное чтение.
Работа с эпиграфом. Подведение итогов.
Выставление отметок. Домашнее задание.
Ход урока
1. Психологическая установка
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу поздравить всех мальчиков с Днем защитника отечества. Уверена, в трудные для нашей страны минуты вы будете способны совершить подвиг, как это сделал Александр Невский, о котором мы поговорим сегодня и на ближайших занятиях по литературе.
2. Запись числа, темы, эпиграфа
3. Слово учителя
Учитель: С древних времен и до наших дней Александр Невский (1220-1263) традиционно считается русским национальным героем, примером истинного христианского правителя. Александр - второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отец любил сына и с десяти лет стал брать в военные походы. В то же время на северо-западных рубежах страны закрепились войска немецкого рыцарского ордена крестоносцев. Новгородцы несколько раз приглашали князя Ярослава, пока его сын Александр в 16 лет не стал новгородским князем. Именно он отразил нападение шведской флотилии, которая в 1246 году вошла в устье Невы. Под его руководством русские воины разбили превосходящее по численности шведское войско, за что князь получил прозвище Невский. После ссоры с новгородцами Александр покидает город. Изборск, а затем Псков оказываются под властью немецкого войска. Александра возвращают, и тот прогоняет врагов. Главное сражение происходит 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища. В 1256 году полки Александра Невского совершили переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии. Известие потрясло Европу. Даже Папа Римский Александр ΙV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство
Войска Александра Невского участвовали в русско-литовском походе против Ливонского ордена. Одной рукой Александр Невский отбивался от западных соседей, другой улещивал правителей Золотой Орды. Он понимал, что война на два фронта приведет к гибели государства. Возвращаясь из Золотой Орды, Александр Невский тяжело заболел и остановился в Городце. 14 ноября 1263 года он постригся в монахи и вскоре умер. Митрополит Кирилл образно сказал о кончине Александра Невского: «Зашло солнце Русской земли!». После смерти Александра Невского его сын Дмитрий выполнил завет отца: отбил Юрьев - основную крепость крестоносцев.
По приказу Петра Ι останки Александра Невского были перенесены в Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. Петр Ι учредил орден Александра Невского - одну из высших наград. Во врем Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского, которым стали награждать выдающихся полководцев.
Вопрос: Ребята, а как наш город хранит память о подвигах Александра Невского?
ПО: В Старом Осколе на деньги жителей сооружена церковь Александра Невского.
4. «Сборка» опорной схемы на доске
1) «Сборка» опорной схемы на доске учителем и одновременное озвучивание схемы.
Учитель: Житие святых - это биография (жизнеописание) духовных или светских лиц, канонизированных христианской церковью. Жития возникли в Римской империи как краткие сказания о христианских мучениках (мартирологии).
2) «Сборка» опорной схемы на доске учащимся и ее озвучивание.
5. Словарная работа
1) Учитель: Чем понятия «жизнь» и «житие» отличаются друг от друга?
ПО: жизнь - существование; житие - жизнеописание духовного или светского лица, канонизированного христианской Церковью.
2) Учитель: Александр - какова мифологическая семантика этого имени? Отразилась ли она на судьбе героя?
ПО: Имя Александр означает «защитник». На протяжении всей жизни Александр Невский защищал Русскую землю от захватчиков.
3) Учитель: Благоверного - как понимать это определение?
ПО: - верного благу государства;
- верный благим делам, христианским истинам.
4) Учитель: Домочадцев - кого так называли? Сохранилось ли это слово в современном языке?
ПО: Домочадец - приближенный к князю, проживающий в его доме. В современном значении домочадец - член семьи.
5) Учитель: Славной жизни его - в каком значении здесь употреблено слово «славной»?
ПО: - прославленной, популярной;
- хорошей, достойной.
6) Учитель: Начало положу - в прямом или переносном смысле здесь употреблен глагол?
ПО: глагол употреблен в переносном значении, то есть «начну».
7) Учитель: Как лицо Иосифа - что особенного было в лице Иосифа? Кто такой Иосиф?
ПО: Лицо Иосифа, библейского персонажа, было прекрасно, и завидуя, братья продали Иосифа в рабство в Египет. Разгадав сны фараона, Иосиф стал правителем Египта.
8) Учитель: Частью силы Самсона - кто такой Самсон? Почему его имя ассоциируется с силой и мощью?
ПО: Самсон - библейский герой, славившийся силой и мудростью. Он убил льва без оружия, убил одной костью до 1000 врагов (филистимлян). Даже оказавшись в плену, будучи скованным, ослепленным и лишенным волос, в которых заключалась его сила, Самсон смог обрушить колонны зала, где находились его враги и сам погиб вместе с ними.
9) Учитель: Премудростью Соломона - кто такой Соломон и почему его имя ассоциируется с мудростью?
ПО: Соломон - библейский персонаж. На обещание Бога выполнить любую просьбу попросил лишь наградить его умом. Всегда отличался справедливостью и рассудительностью.
10) Учитель: Пришел некто знатный - какое отношение к глаголу «знать» имеет понятие «знатный». Что оно означает?
ПО: - знатный - известный, занимающий высокое положение в обществе;
- знать - аристократия, вельможи.
11) Учитель: Мы же восстали и стоим прямо - можно ли воспринимать это выражение буквально?
ПО: - выражение употреблено в переносном значении, то есть противостоим врагу.
6. Работа с иллюстрациями. Проблемный вопрос
Учитель: На доске вы видите две иллюстрации: первая - репродукция иконы «Святой благоверный великий Александр Невский», вторая - иллюстрационный «Александр Невский на коне». Александр Невский изображен в двух различных качествах. В чем отличие воссозданных княжеских образов на представленных репродукциях?
ПО: На первой иллюстрации Александр Невский представлен как святой. На второй как воин, полководец.
Учитель: Кто же такой Александр Невский: святой, соблюдающий христианские заветы, или полководец, ведущий войска в битву? Запишите вопрос, ответ на который вы озвучите по окончании изучения «Жития Александра Невского»: «Александр Невский - благочестивый святой или воинственный полководец?»
7. Пересказ
Учитель: А теперь для поиска ответа на вопрос обратимся к тексту. Кто может пересказать содержание «Жития…» до первого военного выступления?
ПО: Житие начинается с самохарактеристики рассказчика. Далее описывается Александр Невский, приход из западной страны Андреяша, который начинает хвалить русского князя. «Король римской веры» решает захватить земли прославляемого правителя. Александр просит помощи у Бога и решается выступить самостоятельно, не дожидаясь отца.
8. Беседа
1) Учитель: Почему текст «Жития…» начинается с самохарактеристики рассказчика? В чем необходимость объяснения с читателем?
ПО: Во вступлении рассказчик спешить заявить о своем смирении. Объяснение необходимо, так как именно его глазами даны картины жития, он отбирал материал для жития.
(Запись ответа в тетрадь)
2) Учитель: Какова функция родословной главного героя?
ПО: - в житийной литературе важно подчеркнуть рождение от благочестивых родителей;
- родословная главного героя указывает на знатное происхождение, дает право на власть, подчеркивается идея преемственности власти.
3) Учитель: Как в тексте подчеркнута исключительность героя?
ПО: У Александра благородное происхождение. Он выше окружающих людей, голос его «как труба». Рассказчик сравнивает героя с библейскими персонажами: Иосиф, Самсон, Соломон, Веспасиан.
4) Учитель: Какова оценка юного князя со стороны (Андреяшем)?
ПО: «Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей». Андреяш восхищается Александром и не находит ему равных.
5) Учитель: Чем обусловлено нашествие войск «короля римской веры»? Какую характеристику содержит такое определение?
ПО:- король хочет победить прославленного Александра, тем самым присвоив себе его славу;
- «римская вера» - католическая вера. Автор подчеркивает, Александру предстоит вступить в борьбу с римско-католическим миром, ставящим целью «захват земли Александровой».
6) Учитель: Чье войско заведомо сильнее Александра или неприятеля?
ПО: Войско Александра заведомо сильнее, так как русский князь заручился поддержкой Бога.
9. Выразительное чтение
Выразительное чтение фрагмента «Жития…» от слов «Александр же, услышав эти слова…» и до «…уповая на святую Троицу» (молитва князя Александра)
Учитель: О чем молится Александр?
ПО: Александр укрепляет свой дух молитвою, поступая, как подобает благочестивому князю. Он обвиняет врагов в нарушении заповедей, просит Господа «восстать на помощь» его войску.
(Запись ответа в тетрадь)
Учитель: Из прочитанного отрывка мы узнали, что Александр уповал на святую Троицу. Перед вами репродукция иконы преподобного Андрея Рублева «Троица». В христианской традиции Бог триедин, отсюда Троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой дух. На иконе они изображены в виде трех ангелов.
10. Работа с эпиграфом. Подведение итогов
Учитель: Ребята, я прошу каждого прочитать про себя записанный эпиграф. Подходит ли, по вашему мнению, он к нашему уроку?
ПО: Эпиграф полностью подходит к нашему уроку. Определение героя, данное Л.Н. Толстым, можно смело отнести к Александру Невскому.
11. Домашнее задание
1) прочитать текст «Жития…» до слов «На третий год после победы…», отмечая незнакомые слова и выражения;
2) подготовиться в словарной работе по изученной лексике;
3) индивидуальное задание: сообщение о храме Александра Невского (источники - Краеведческий музей города Старый Оскол, Краеведческий отдел Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина, Интернет).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ