Конспект урока по Литературе "Жанровое своеобразие рассказа О. Генри «Дары волхвов»" 7 класс
Урок-исследование по теме «Жанровое своеобразие рассказа О. Генри «Дары волхвов»
Предмет: литература
Класс: 7
Подготовили:
Ковзик Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы 1КК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя;
Погудина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы ВКК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя.
Цель: совершенствование навыков анализа произведений одного жанра
Задачи:
развить представление о святочном рассказе, его жанровых признаках;
продолжить развитие логического, абстрактного, наглядно-образного мышления; воображения, эмоциональной сферы ребёнка и его творческих способностей; наблюдательности, сообразительности;
воспитывать чувство прекрасного.
Этап
Функциональные особенности
Содержание этапа относительно темы урока
Мотивация или создание проблемной ситуации
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для её обоснования
Психологический настрой.
Сообщение темы урока.
Определение темы исследования.
Создание проблемной ситуации
-
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», 1845г.
Ф.М Достоевский «Мальчик у Христа на елке», 1875г.
А.И. Куприн «Чудесный доктор», 1897г.
О. Генри «Дары волхвов», 1905г.
Гипотеза: «Дары волхвов» О. Генри - святочный рассказ.
Постановка цели исследования.
Исследование
Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения
Работа в малых группах (сопоставлении рассказа О. Генри с одним ранее изученным произведением (названы в схеме на первом этапе урока))
Инструктаж работы в группах.
Каждой группе выдан рабочий лист, содержащий инструкцию (инструктивный план), который
поможет обучающимся организовать работу в группе.
Инструкция:
Сопоставьте «Дары волхвов» О. Генри с ранее изученным произведением. В процессе работы опирайтесь на высказывание Н. С. Лескова: «От святочного рассказа требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера в канун Рождества, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец, чтобы он оканчивался непременно весело».
Определите близкие содержательные черты и отличия в двух произведения (обратите особое внимание на следующие вопросы: когда происходит действие рассказа, что происходит, каким образом происходит?).
Определите общие жанровые черты или жанровые отличия в двух эпических произведений (обратите особое внимание на следующие вопросы: принадлежность к литературному роду, количество сюжетных линий, конфликт, наличие развернутой жизненной истории персонажей, количество персонажей).
Попытайтесь определить отличия двух произведений.
Подготовьтесь к выступлению, пользуясь “Схемой ответа”.
“Схема ответа”
Мы сопоставили два произведения: ________________________________________________.
Нам удалось выяснить, что общими для двух произведений являются следующие содержательные черты _____________________________________________________________.
Также произведения сближают следующие жанровые черты: ______________________________.
Вместе с тем, мы установили, что эти произведения отличаются ___________________________.
Мы сделали заключение, что _________________________________________________________.
Обмен информацией
Изложение результатов исследования
Выступление групп (результаты исследования)
Организация информации
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы
Заполнение таблицы на основе обобщения результатов групповой работы (осуществляется при помощи интерактивной доски или мультимедийной установки)
«Исследование: «Дары волхвов» О. Генри - святочный рассказ».
Святочный
Рассказ
Таким образом, на доске появляются все жанровые особенности рассказа О. Генри «Дары
волхвов»
Связывание информации
Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оценённых и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)
- Посмотрите на доску. Как связана заполненная нами таблица с гипотезой, выдвинутой в начале урока?(Вывод о доказанности гипотезы)
Подведение итогов, рефлексия
Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление её значения, уточнение, развитие. Рефлексия
Вернемся к схеме, с которой мы начали работу. Нам удалось обнаружить не только сходства, но и различия. Какой вывод мы теперь можем сделать?
Достигнута ли нами поставленная задача исследования? Каким образом она достигнута? Что осталось невыясненным, непонятным?
Заключение: «Дары волхвов» О. Генри – святочный рассказ. Однако этот рассказ имеет не только общие черты с проанализированными нами произведениями, но и отличия. Следовательно, жанр святочного рассказа изменяется с течением времени и под влиянием национальных традиций.
Применение (домашнее задание)
Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев
Самостоятельная письменная работа на выбор:
- «Чему научил меня рассказ О. Генри «Дары волхвов»
- «Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ